Материя и вещество

Борис Гуляев-Бегом
   Вместо эпиграфа: "Материя себе, как материя, это мы тёмные"    Дима Иванов



   Это не столько очередной мой опус, сколько вариация на тему. Хотя на подобную тему достаточно материалов в сети, но есть желание – изложить своё видение. Конечно, без всякой претензии на истину, на абсолютность. Полагаю, нет надобности толковать здесь о материи в философском отношении, что думали и говорили о сути и природе материи мыслители прошлого. Хочется сказать о материи и веществе именно в физическом смысле.

   Как не раз было замечено прежде: материя может существовать в виде вещества и в виде поля – электрического, магнитного, гравитационного или иного. Вроде бы, верно, но не совсем. Да, между материей и веществом нет чёткой грани, водораздела; одно происходит из другого. Но понимание материи только как вещества и поля – искажает картину мироздания. Верный взгляд заключается в признании      того обстоятельства, что и вещество, и всевозможные поля вещественной материи – лишь проявления динамики единой материи, которая раньше звалась эфиром, теперь – квантовым физическим вакуумом. Ключевое слово тут – динамика, движение. Без динамики, без движения нет никакой физики, реальной материальности. Под веществом, прежде всего, понимается атомарное вещество, материя, сотканная из частиц протонов. Частица протон, как полагаю, единственная реальная частица вещества, которую невозможно создать заново и невозможно уничтожить. Все же прочие частицы и квазичастицы создаются и взаимно уничтожаются, аннигилируют. Частица протон не инородна среде физического вакуума, она есть локальная радиальная колебательная динамика вакуума, «дыхание вакуума» на планковском масштабе. Локальное сжатие и расширение элементов среды физического вакуума, стоячая осцилляция с порождением вокруг себя постоянного сферического волнового поля такой же природы.       

   Материальная среда физического вакуума состоит из элементов, которым пока ещё не нашлось достойного названия. Есть варианты названий – планкеоны (максимоны), фридмоны, амеры и другие. Назвать эти элементы среды «частицами», честно сказать, как-то не хочется, так как сразу возникает череда вопросов: а из чего сделаны эти частицы, их характеристики, свойства, особенности и прочее. Ну кто сейчас может ответить на эти вопросы?! Никто не может. Ясно одно, что элементы среды эти есть, и они, через взаимодействие, движутся, и форма этого движения – колебательная, как осциллятор в системе связанных осцилляторов. Понятно, что если элементы среды движутся через взаимодействие, то они имеют массу и импульс движения. Кто дал этим элементам среды импульс движения – тоже пока остаётся без ответа. В науке физике всегда есть вопросы, на которые пока нет ответа. Но эти «безответные» вопросы не должны становится преградой для движения научной мысли. Путём гипотез, смелых предположений ищутся новые пути к пониманию.            

   Если элементы среды физического вакуума всё же есть, и они движутся колебательным образом, в виде продольных осцилляций, то вполне естественно допустить здесь спектр амплитуд подобных колебаний элементов среды. Всё пространство мироздания представляет собой единую среду из подобных элементов-осцилляторов, без исключений, т. е. нет таких участков пространства, где их много и где их мало, они есть везде и с одинаковой плотностью. Эти элементы нельзя изъять из пространства, как выкачать воздух из колбы. Эти элементы и есть суть самого физического пространства. Различие только в плотности колебательной динамики элементов среды: где-то плотность динамики больше, а где-то – меньше. Если вселенная структурна и динамики в ней иерархичны, упорядочены, то максимум амплитуды продольных колебаний приходится на центр вселенной. Ещё в молодости ко мне пришла идея структуры вселенной, как колебательного контура, и тогда же родилось символическое изображение вселенной: круг, в центре которого осциллирует первоатом, первочастица с максимальным значением амплитуды колебаний (первопротон). По мере удаления от центра вселенной, количество частиц-осцилляторов (протонов) растёт, но их амплитуды значительно меньше. К периферии вселенной количество частиц-осцилляторов достигает максимальной величины, но амплитуды их сходят к минимуму. А на самой периферии вселенной колебания частиц-осцилляторов (протонов) гаснут, как гаснут колебания маятника в гравитационном поле. Но динамика во вселенной не прекращается ни на миг, всё в вечном движении, в переходах одних форм движения в другие.         

   Представление среды физического вакуума, как бесконечной совокупности подобных движущихся осцилляторов, не закрывает двери и для геометрических спекуляций в физике среды вакуума. Об этом я имел возможность ранее сказать в опусе «Релятивистский интервал ds2». И действительно, если взять два соседних элемента среды, взаимодействующих и движущихся в колебательном движении со скоростью света, то эти два элементы и изменяющееся расстояние между ними вполне годятся для образа релятивистского интервала теории относительности скоростей. Этот образ неизменен (инвариантен) в любой точке материального пространства вселенной, в любой системе отсчёта. Подобная колебательная динамика элементов среды физического вакуума свойственна всему материальному пространству.            Повторяю, что речь идёт именно о локальной колебательной динамике элементов среды! Элементы среды не имеют возможности свободно двигаться на любые расстояния и в любом направлении, как молекулы газа или жидкости; они могут только колебаться во всех направлениях, не исключая колебание с некоторым смещением. Вот это-то смещение элементов среды при колебании и позволяет допустить язык        геометрии, т. к. в динамике элементов как бы вычерчивается треугольник Пифагора и становится актуальной пифагорова теорема с квадратами. Именно в этом динамическом единстве пространство находит неразрывную связь со временем. А предельная скорость света становится мерилом всех прочих скоростей. В среде физического вакуума, на всём своём протяжении с колеблющимися элементами, создаётся колоссальное её давление, без которого наш физический мир просто не смог бы существовать. Энергия колебаний элементов среды не термическая, привычная нам, а своя, квантовая. И частица протон, как устойчивый радиальный осциллятор («дыхание вакуума»), представляет собой как бы концентрат этой энергии колебательного движения, который невозможно уничтожить и невозможно искусственно создать заново. Все же другие частицы и квазичастицы создаются и уничтожаются, как относительно устойчивые или неустойчивые возбуждения самого протона и среды физического вакуума вокруг протона. Проблема различения материи и вещества в том, что здесь у нас всё свалено в одну кучу: и динамика атомарного вещества и динамика элементов среды квантового физического вакуума. А ведь это совершенно разные уровни материи, хотя основа общая! Рубеж между этими уровнями материи – скорость света.

   Взятый в отдельности осциллирующий «покоящийся» протон («дыхание вакуума») с его волновым полем такой же природы – ещё не вещество. Материя становится веществом тогда, когда этот протон, как целое, начнёт движение, как максимум амплитуды колебания в цепочке связанных осцилляторов. Обменный механизм энергией-импульсом со средой связанных осцилляторов не даст такому протону двигаться со световой скоростью. Можно сказать так: переход материи в зону досветовых скоростей делает материю веществом. Но один протон во вселенной ничего не решает, и двинуться без причины он не может. Чтобы «дыхание вакуума» протона двинулось, сместилось в среде – протонов должно быть много. По-видимому, во вселенной есть центры генерации протонов, где их становится много. И там же они начинают объединяться в сверхмассивные атомные ядра. Смею сделать предположение, что механизм объединения протонов в первые ядерные кластеры не является термоядерным, идёт без затрат термической энергии, которой ещё нет на этом этапе эволюции вселенной. Речь о холодном ядерном синтезе, что звучит сегодня не вполне привычно. Протоны, являясь колебательными образованиями «дыхания вакуума», получают здесь, кроме собственной трёхмерной осцилляции, ещё кольцевое, вращательное движение (орбитальный момент движения), торообразное движение. И это торообразное движение становится ключевым в формировании ядерных кластеров, устойчивых соединений протонов в систему. Конечно, у меня нет чёткого понимания того, как протоны организуются в устойчивые системы сверхмассивных атомных ядер. Должны ли для этого все протоны превратиться сначала в нейтроны, в частицы без электрического заряда, ведь одни протоны без нейтронов соединиться в систему ядра не могут, а вот нейтроны – могут. Как по нарезке винта, нейтроны соединятся в плотные ядерные кластеры на основе упорядоченности, согласованности угловых значений их орбитальных моментов. И лишь позднее, при делении и распаде этих сверхмассивных ядерных систем, возникают в осколках протоны, частицы с зарядами.

   В разборе этой сложной темы важнейшую роль играют квазичастицы – электроны и позитроны, возникающие симметрично при возбуждении дополнительной энергией тора протона. Колебание тора протона вдоль главной оси и рождает вихревые возбуждения левого и правого винта, квазичастицы электроны и позитроны. Устойчивая энергетическая связь протонов с электронами и позитронами и создаёт всё богатство вещественной материи, начиная с нейтронов, частиц без заряда. Электроны и позитроны на равных правах существуют в природе ядерного вещества, обусловливая все явные и неявные превращения, изменения заряда и массы, изотопию. Дело в том, что квазичастица электрон при «опрокидывании» спина может стать позитроном, а позитрон – электроном, ведь различие между ними лишь в направлении вращения спина. Взаимное уничтожение, аннигиляции электрона и позитрона рождает два фотона, волновые частицы света без массы покоя, которые могут двигаться только со скоростью света. Да, у фотона нет массы покоя, но есть импульс, переносящий энергию. А импульс – это произведение массы на скорость. Масса в данном случае – масса элементов среды физического вакуума, приводимая в движении актом аннигиляции квазичастиц электрона и позитрона. Вот так, в актах рождения и уничтожения квазичастиц, вещество показывает неразрывную связь с материей единой среды физического вакуума. Хотя здесь ещё много вопросов и нерешенных задач, но общие контуры единства материи и атомарного вещества вырисовываются уже ясно.         

   В нашем осязаемом, видимом мире атомарного вещества как бы невидимая и неосязаемая материя единой среды физического вакуума присутствует всегда и везде. И мы её присутствие ощущаем постоянно, только не осознаём этого до конца. Ощущаем в гравитации, когда поднимаемся вверх по лестнице. Гравитационное давление неатомарной, невещественной среды физического вакуума мешает нам подниматься быстро и легко, напротив, затрудняет наш путь наверх. Когда же по лестнице мы спускаемся вниз – это гравитационное давление неатомарной среды помогает нам спускаться. Вот странный научный казус: по формуле тяготения Ньютона – по мере удаления от массивного тела «сила притяжения» падает по закону обратных квадратов; чем выше мы поднимаемся вверх – тем легче нам должен казаться подъём. Но на деле – с удалением от массивного тела «сила притяжения» пропорционально растёт! «Сила притяжения» исходит, по Ньютону, от массивного тела. Но на деле – «сила притяжения» исходит извне, со стороны среды физического вакуума, куда переносится пробное тело от массивного тела; чем выше мы поднимаемся – тем тяжелей нам это делать. То есть имеет место не «притяжение», а растущее пропорционально давление со стороны «невещественной» материи среды физического вакуума. Удаляясь от массивного тела, мы движемся в нарастающем давлении и плотности материальной среды физического вакуума, в градиенте, в разности давлений. И если удаляться всё дальше и дальше от нашей планеты, то давление и плотность среды физического вакуума только растут. Если же мы выйдем за пределы нашей Солнечной системы, а тем более – нашей галактики, то плотность и давление среды достигают максимальных величин. А ведь это не что иное, как, удивившие не так давно учёный мир, тёмная материя и тёмная энергия! Это та же самая среда физического вакуума, только с максимальными величинами плотности и давления. Давление – и есть энергия физического вакуума. Да, физический вакуум в невещественной форме не испускает и не поглощает излучение. И лишь колебательная динамика «дыхания вакуума» в виде частицы протон, её движения и возмущения этого движения, создают условия для излучения и поглощения света. А также для возникновения градиентов плотностей и давлений среды физического вакуума, которые мы называем гравитационными полями массивных тел…