Величие сознания и мысли

Александр Безверхов
        В попытке человека соотнести себя хоть как-то с духовной реальностью, ведомой только прозревшим, было явлено величие человеческой мысли. Вряд ли реальность невоплощенного духа сильно напоминает то, как её описывают в разных доктринах - от клерикальных (религиозных) до одиночных оригинальных учений эзотерической направленности. Но сам факт формулирования с помощью ограниченного ума принципов такой реальности, её организованности и сущности есть торжество человеческого мышления, сознания. Ведь решится на такое есть тоже духовный подвиг - вокруг тьма людей, которые могут счесть твоё дело за больную фантазию. Самое главное в этой сложной и многоходовой истории, что человек, даже не совсем знающий и понимающий, утверждал в идее Бога-созидателя разумное начало Мироздания, а не тупой случай с неведомыми, непонятно кем созданными законами, которым потчевали нас большевики-атеисты, утверждая свой дикий заговор богоборчества.
       А то, что мышление и чувственное восприятие сильно ограничено уже понимали арии Ригведы, начавшие тысячелетия назад составлять этот текст, собственно, они прямо об этом и написали.
       "Авторы гимнов – риши отдавали себе отчет в ограниченности человеческих знаний относительно начала мироздания, о чем прямо говорится в X, 129, 7:
Откуда это творение появилось:
Может, само возникло, может, нет
Тот, кто надзирает над этим (миром) на высшем небе,
Только он знает или же не знает" (Т. Я. Елизаренкова).
        Однако, понимая это, надо было действовать, ведь поиск высших смыслов бытия жизненно необходим человеку. ВО времена Ригведы этим занимались риши - сказители, поэты, прорицатели, могущие изменять своё сознание до таких масштабов, что трансцендентная истина становилась им хоть сколько-нибудь понятна. После этого требовалось это понимание перевести на повседневный язык, доступный, уже, массам, большей  их части. И одновременно надо сообщить, что это понимание ограничено, что истинно эта, скрытая от органов чувств человека, сакральная реальность содержит в себе неизмеримо больше, чем может "увидеть" и осознать самый продвинутый риши:
"Современные исследователи архаичной культуры (Леви-Стросс, Дюмезиль, Элиаде, Тэрнер и др.) пришли к убеждению о том, что ритуал занимает центральное место в жизни архаичных коллективов, определяя цель и смысл этой жизни и давая правила ее организации во все ключевые моменты. Увидев" истину, риши должен "перевести" ее, по выражению Гонды, в словесную форму с тем, чтобы сделать ее доступной другим людям. И в этой своей функции риши тоже служит посредником между богами и людьми. Представление о том, что высшее знание, как и сокровенная суть Речи, непроявлены и недоступны простым смертным, было глубоко укоренённым в РВ. Ср., например, стих из гимна-загадки I, 164, 45:
 На четыре четверти размерена речь.
Их знают брахманы, которые мудры.
Три тайно сложенные (четверти) они не пускают в ход.
На четвертой (четверти) речи говорят люди""(Т. Я. Елизаренкова).
        Даже простой участник обряда, если он внимателен, наблюдателен и умеет сам мыслить, имел возможность приблизиться к пониманию сущности Истоков мироздания ещё на один шаг.