Х

Анна Боднарук
                ХВОЩ
     Теперь-то я знаю и другим советую: когда окажешься в чужой стороне, то уж лучше помалкивай и слушай, о чём знающие люди говорят. Я только к старости, не оглядываясь на других, могу высказывать своё мнение, а раньше, только «присутствовала». Но в тех редких случаях, когда что-то говорила, то радости мне от этого было мало, скорее – наоборот. Я хоть родилась и выросла в деревне, и всякую работу в огороде делать умела, это мне помогло только наполовину. Дело в том, что мамин огород остался на Украине, а в Сибири земля такая же, только растения на ней другие. И за огородиной уход совсем иной. Что уж там говорить, я ель от сосны отличить не могла, а какими они из семени прорастают – вовсе не видела. Сколько раз я своим незнанием и наивностью соседей по саду насмешила, об этом я лучше помолчу.
     Мой сад был совсем недалеко от болота. Утром приду в сад, а тропинки между грядок мокрые. Это грунтовые воды за ночь поднялись. Днём солнце землю подсушит, на завтра та же история. По этой причине в моём огороде всё росло как на дрожжах. А где буйная растительность там и комары, и мошки под ветками жару пережидают. Всё лето ходила в накомарнике. Уж больно они меня «любили».
     В воде много загадок, а в земле ещё больше. Весной огород перекопаю, что посею, что посажу, как и полагается доброму огороднику. Дождик пройдёт и начинаются неожиданности. Наряду с тем, что сеяла, растёт не понять что. Спросила соседку, мол, на моих грядках сосенки расту. Что мне с ними делать? Рая пришла, посмотрела, прохохоталась, а потом сказала: «Хвощ это, не сосенки!..» А я и слова такого никогда не слышала. Опять спрашиваю: «Его едят?» Лучше бы не спрашивала. После этого Рая всех соседей рассмешила этими моими словами. Ладно. На огороде я те «сосенки» выполола. А в цветнике оставила. Поливаю вместе с цветами. И в букете домой несу, такие они у меня высокие, красивые были. Стараюсь на удивлённые глаза пассажиров садового автобуса внимания не обращать. А что такого? В лесу этот хвощ такой же высокий, как и жарки. Зато огоньки цветов на фоне резной зелени ещё краше смотрится.
     Годы идут и круг знакомых всё реже и реже. Уже и у меня, иной раз, здоровье не позволяет на кладбище съездить. Прошу людей фотографии мне прислать. Вот С.Н. и прислал мне фотографии могил своей жены, а заодно и тёщи. Хорошие были люди. Жаль не встретимся больше с ними на этом свете. Так, вот, могила тёщи, которую он очень уважал, на старом кладбище. Деревья там высокие, тенистые. Могилы ухоженные, цветами бумажными украшенные, стебельки в землю воткнуты будто растут. А рядом с цветами хвощ растёт, высокий, сочный такой. Дорожки чистенькие, могилка плиточками аккуратно обложена, всё заботливо покрашено. Смотрю и думаю: - Вот уж где хвощ на своём месте растёт! И никто его сорняком не считает. Главное - красиво. Вот так и в жизни бывает: всему живому в Божьем мире место найдётся…

                ***
     Стою на берегу реки, несущей тёмную ХОЛОДНУЮ воду ноябрьского предзимья. Низкие, угрюмые тучи грозятся разродиться если не снегопадом, то частой снежной крупой. По ту сторону реки стеной стоит густой сосновый лес. Деревья так близко выросли друг возле друга, что вряд ли можно протиснуться между ними. Вдоль реки припорошенные снежком камни, огромные такие, словно некий великан в большом гневе тут набедокурил.
     На одном из камней, в расщелине, непонятно как выросла одинокая берёзка. Безжалостный ветер день за днём выворачивал ей руки-ветки в ту сторону, куда текла река. Непокорная, хрупкая на вид берёзка, всё ещё держала на себе листву, мелкую, но золотую. Гнулась, качалась, но стояла.
     И мне подумалось: «Золотая молодёжь! Дети богатых родителей, которым доступна любая прихоть, нет, она далеко не золотая… Вот эти дети, которые, как эта берёзка, преодолевают трудности, это и есть – Золотая Молодёжь…»

                ***
     Сколько раз я слышала упрёки в свой адрес, мол, «ей делать нечего, вот и тратит время на всякую ерунду…». Я сперва, обижалась и, даже пыталась смотреть только себе под ноги, и «не отвлекаться на пустяки», но потом поняла, что это не мой минус в Характере, а тех людей, кто ведёт суетную жизнь и ничего, кроме своей прибыли, не замечает. Так жизнь в мелких заботах пролетит и вспомнить будет нечего. Потом мои догадки подтвердились, когда стали выходить одна за другой мои книги. Многие люди удивлялись тому, что я так ярко помню своё детство…
     Это было ещё тогда, когда я каждое утро ехала на автобусе с пересадкой на работу. Тогда казалось, что я все деревья по своему автобусному маршруту знаю наперечёт. Прошло лето. Наступила осень. Деревья растеряли свою листву, остались только хвойные деревья зелёными, готовясь стойко зиму зимовать. Уже по утрам заморозки крепко сковывали лужицы, и я вспоминала, выйдя из дому, о своих перчатках.
     И так, стою я на промежуточной остановке, и вдруг, увидела то, что раньше не замечала. Там, вдалеке, по ту сторону дороги, где я всегда видела две роскошные сосны, теперь стояла одна сосна, а вторая…это вовсе не сосна, а лиственница в ярко золотом платье. Они росли так близко друг к дружке, что ветки их переплелись. Лиственница теперь играла роль девочки и была немного ниже сосны.
     Я так на них засмотрелась, что не заметила, как подъехал автобус. Люди вышли, новые пассажиры зашли. Я очнулась только тогда, когда громко захлопнулась дверь, и автобус стал выезжать из кармана на центральную дорогу. Что тут поделаешь? Я только вздохнула. Махать руками и бежать за автобусом – это никак на меня не похоже. Осталось только дожидаться следующего автобуса.
     На своём рабочем месте я появилась минут на десять позже. Моё отсутствие никто не заметил, а вот те два дерева, росших в обнимку, надолго запомнились.

                *
     Много раз слышала от людей, что с возрастом или с создавшимися обстоятельствами у человека может поменяться ХАРАКТЕР. Что же тут толковать, годы даже кривое дерево выпрямляют, камни разрушают, реки русла меняют. Всесильной Природе такие перемены наверно необходимы. У человека короткий век, нам бы в себе самим разобраться. Я и пытаюсь разобраться каждый раз, когда моё поведение у некоторых людей вызывает удивление. Хотя я ничего такого, предосудительного не делаю. Просто засматриваюсь на то, мимо чего люди проходят мимо, не замечая в этом ничего особенного. И тут уже, как группа крови, я с этим родилась, с этим мне жить до последнего часа. Ни насмешки ровесников,  ни воспитательные тумаки родителей, чтоб «не ловила ворон», из меня эту черту характера не выбили. Мне самой чудно, я словно впадаю в какое-то полуволшебное состояние, когда увиденное полностью захватывает меня и настолько, что я сама себя не чувствую. Я, как будто растворяюсь, меня тут нет, я ни в чём не участвую, даже не замечаю своего дыхания. Живут только глаза и ещё мозг, который анализирует всё происходящее…
     Я долго искала в своих блокнотах запись, которая откуда-то мною выписана. «На самом деле происходящее в каком-то месте и во времени, не имеет значения. Имеет значение именно тот человек, кто наблюдает за происходящим». Вот и выходит, что я, одна из многих людей, проходивших мимо, у которой срабатывает некий магнитик на то, что мне может быть интересным. У других, наверное, тоже есть такие магнитики, только они срабатывают на то, что их больше интересует, мимо чего я могу пройти и не заметить.
     Хорошо это или плохо? Наверное хорошо, если веками эта личностная изюминка сохранилась в человеке… Поэтому мне пора прекратить себя упрекать за некую непохожесть на «нормальных» людей. Надо жить так, как того требует от меня мать Природа, которая вложила в меня этот странный, на сторонний взгляд, «магнитик».
     А таких примеров – считать, не пересчитать. Вот только несколько из них:

     Поздняя осень. Выдался погожий день, и я вышла из дому для того, чтобы немного  пройтись, свежим воздухом подышать. Иду, под ноги смотрю, неторопливые мысли в уме перебираю. Вдруг, как будто в спину кто-то толкнул. Не думая, инстинктивно поворачиваюсь и встречаюсь взглядом с большим серым котом. На обочине две старых берёзы растут так близко, что у комлей их стволы соприкасаются. И в этой развилке вижу голову кота, который немигающими золотыми пуговицами глаз смотрит на меня. У меня даже мурашки по телу побежали, оторопь накатила…
     - Что тебе от меня надо? – беззвучно, одними только губами спросила его.
     Он стоит, не шелохнётся, и я, словно примёрзла к дороге. Тут машина проехала мимо. Я отвлеклась, потом глянула, а кота нет. Всего десяток шагов от меня, я подошла к тем берёзам, обошла вокруг них. Нет там никакого кота. И даже верх посмотрела. Нет!
     - Вот колдун глазастый!.. – сердито выговаривала ему. А сама в толк не могла взять: что это было?

                *
     Помню, я ещё девчушкой была. Шла тропинкой через поле. Рожь уже скосили, но почему-то осталась очень высокая стерня. Видимо неопытный комбайнер допустил такую потерю соломы. «Ох, и влетит ему от агронома…» - думаю я, как все сельские дети, повторила когда-то слышанные слова любящих землю-матушку хлеборобов.
     И вдруг, над стернёй поднялась голова чёрного кота. Белый день, постаревшая, теряющую свою желтизну стерня. Кругом поле, до села ещё топать и топать. Никого нет, только сверчки стрекочут, и вот, он – чёрный головастый кот!
     К тому времени я столько страшных рассказов уже услышала, что когда увидела кошачью голову над стернёй, у меня внутри всё обмерло. А котище смотрит на меня не мигая. И вдруг он прыг, прыг в мою сторону. Я так заорала, что голос сорвала. И ну бежать по тропинке в село. Захлёбываюсь, дыхания не хватает, в груди колет. Оглянусь, а кот следом за мной тропинкой бежит.
     Как же я испугалась этого кота. Дома меня бабушка Святой водой умыла, а потом немножечко, чуточку на донышке стакана самогонки дали выпить. И я через несколько минут уснула.
     Через пару дней к нам пришла женщина, что жила за яром, принесла мне большое яблоко. Оказалось, что у неё ещё неделю назад пропал кот. Этот бродяга убежал в поле мышей ловить. Те мыши обронённые зёрна среди стерни ели. Вот я, не зная и не ведая об этом, кота в село привела, а там уже он к своему двору дорогу нашёл.

                *
     А ещё вот какой случай со мной произошёл, уже тут, в Сибири. Как я попала в эту деревеньку, это уже отдельный разговор. Только меня немало удивил хозяйский двор и мальчик, который так врезался мне в память, что так и стоит передо мной.
     Свиней я видела не меньше тысячи. Мама моя много лет на свиноферме работала, а я с братом ей обеды носили. А эти сибирские свиньи с курчавой длинной щетиной, и уши у них, как лопухи большие. В их распоряжении весь двор, даже не огороженный, от крыльца не отделённый. Они так и бродили по осенней не просыхающей грязи. В больших мужских резиновых сапогах, хозяйка вынесла им какую-то еду в ведре. Вылила в длинное, глубокое деревянное корыто. Свиньи как-то нехотя побрели по жидкой грязи к корыту.
     Тут вышел мальчик, годика 3-4, в длинной до колена клетчатой рубахе, явно с чужого плеча и очень грязной. Наверное, с новой не стиранной. Тоненькие голые ножки были обуты в большие мужские туфли. Ступни ребёнка и до половины следа не доставали. Он осторожно спустился с крыльца и, шлёпая туфлями, прошёл несколько шагов по расстеленному на земле у крыльца линолеуму. Остановился и таким печальным взглядом окинул двор, что мне самой захотелось плакать. Давно не стриженная головка, тоненькая шейка, ручки выглядывают из закатанных рукавов. Небольшое яблоко в правой руке. Одна из свиней, явно ей больше года, оказалась позади него и громко хрюкнула. Ребёнок с испугу выронил яблочко. Свинья тут же его съела. Мальчик беззвучно заплакал. Тут оглянулась женщина, видимо его бабушка и такими непристойными словами стала ругать его, что я просто остолбенела от её крика. Ругала она его за то, что посмел с избы выйти. Втолковывая ему, что голодные свиньи хуже собак…
     Холодно было, пролетал реденький снежок. И этот полураздетый ребёнок, который растёт в такой грязи и ещё более грязных окриков… Я порылась в своей сумочке, собрала все карамельки и сложила их мальчику в нагрудный карманчик. Он слабо улыбнулся, вытер рукавом слёзки и, шкрёбая туфлями, пошёл к крыльцу. А мы направились к калитке.
     Наверно лет тридцать минуло с того памятного дня. Я всё пыталась у наших знакомых выспросить о судьбе того мальчика. Только подвыпивший мужик, который доводился ему родственником, в ответ хрипло проворчал, дескать, зря он меня согласился тогда в деревню везти.
     «Что ты понимаешь? Ты жизни не видела…»

                *