Правильное видение и Дхарма

Александр Клейн
"...как Дхарма, как морально-нравственный долг, соотносится с правильным видением. Когда я практикую правильное видение, значит ли это что я практикую Дхарму? Или это что-то отдельное? И где там ещё прямота сознания?" —

Главный морально-нравственный долг практикующего Дхарму — это стремиться к Истине всегда и во всем. Тотально. Тогда и выполнение всех остальных дхарм — дхарма сына, дхарма отца, дхарма мужа, дхарма гражданина, дхарма начальника, дхарма подчиненного и еще миллион дхарм будет успешно выполняться. И наоборот — не стремишься в Дхарме и дхармы будешь выполнять плохо.

Это главная новация Будды. Это почти как заменить бесконечное явление, имеющее миллионы конкретных аспектов, каждый из которых имеет миллионы форм, и часть из них противоречит друг другу, на нечто... одно. Бесконечное количество дхарм было заменено на единую Дхарму.

"...Ни одну дхарму нельзя точно выразить словами" примерно так формулируют это древние индийские тексты, и это полностью корреспондируется с понятием "категорий" Маркса... с учетом того, что "категории" — это такое же понятие, как "суть", и понимать его можно на уровне 3-х абзацев, а затем 30 лет понимания.

Это новация Будды позволило вытащить учение о дхармах, Дхарме за пределы традиционного индийского общества, сделало его достоянием мировой цивилизации. Но в то же время оно направлено на разрушение "духовно-философского практического субстрата", в который было погружено все индийское общество.

Представляешь? Каждый член этого общества, с малу до велика, ежесекундно практиковал — тотально! — духовное учение о дхармах, оттачивал свои дхармы и мастерство философии.

Потому что дхарма — каждая дхарма! — говорит, что то, что сегодня и в одних обстоятельствах правильно, завтра и в других обстоятельствах — неправильно!

Именно поэтому их "невозможно сформулировать словами".

Индийское общество шло по этому пути 4 000 лет до Будды. И 2 500 лет после Будды. В этом суть того, что в Европе называют "религия индуизма", или "индуизм", а в Индии называют "благое учение о дхармах". Иногда "индуизм" называют поэтому "дхармической религией". Мусульманство, иудаизм и христианство называют "авраамическими религиями".

Индия так и не приняла Будду. Сегодня в Индии не более 1,5% буддистов, да и то, наверное, многие из них — не индийцы.

Правильное видение и Дхарма — неразделимы. Правильное видение так и называется — Глаз Дхармы. И изображается прожектором, бьющим изо лба (3-го глаза) Будды. Сутра помоста говорит: Чистота сознания — это светильник, а свет — это праджня, запредельная мудрость. Или, другими словами — обрети Дхарму и у тебя появится Глаз Дхармы. Или: без Дхармы не будет Понимания.

Прямота сознания — это "не жульничать". Часть Дхармы, как Дхармы (стремления и т.д.)

Добавлю:
1. Морально-нравственный долг Дхармы — это стремиться к Истине. Во всем, во всех ее проявлениях. В каждом своем действии.
2. Это слово такое "долг"... — чтобы объяснить (первично, грубо, см. понятие "категория"). А тонко - для тебя, например — это как дышать — просто, естественно, единственно возможно и в удовольствие. Так "долг" или "удовольствие"? Вот что такое "слова"... В тонких слоях они запутывают... будучи грубыми моделями бесконечно-аспектных явлений.


Александр Клейн
10 апр. - 24 мая 2023 г.


Практика тотальна
http://proza.ru/2023/05/24/1725

Суть в Дхаммападе и категории Маркса
http://proza.ru/2023/05/24/1726

Дхарма и дхармы
http://proza.ru/2020/07/04/742