Время дожития

Сергей Михалев
               

- Разрешите?
- Входите. Фамилия?
Называю.
- Присаживайтесь.
Вот откуда у нас эта воровская терминология? Почему присаживайтесь, а не садитесь? Ведь присаживайтесь, это сядьте на минутку и вставайте. Впрочем, возможно, в этом случае так и предполагается. Присел и вставай.
        - Так, посмотрим, что у нас тут. Поближе двигайтесь.
Врач вставляет трубочку в одну ноздрю, потом в другую. Я у отоларинголога. Это тот, кто отвечает за ухо-горло-нос.
- Ну, что? Полипы у нас.
  - Да, полипы. Когда диспансеризацию в прошлом году проходил, ваша коллега сказала.
        - И?
        - Ну, вот левая ноздря плохо дышит.
  - Да, вижу. Правая нормально, а левая...
Фраза осталась недосказанной, но мне и так понятно, что с ней проблема.
- Я читал в Интернете, что полипы довольно легко устраняются, - демонстрирую я врачу свою осведомленность. 
Хотел сказать, что есть три способа устранения полипов, но останавливаюсь. Врач смотрит пристально мне в глаза. Потом отводит взгляд на монитор. Там, как я понимаю, моя история болезни.
- Владимир Петрович, вам... Так, вам шестьдесят девять лет. Скажу честно. Если б вам было пятьдесят, я бы направила вас на операцию. А так...
Врач сделала длинную паузу.
  - Не хочется? Считаете, что на время дожития должно хватить?
Я улыбаюсь. Врач - тоже. Мы оба знаем, что при выходе на пенсию наступает время, которое официально называется временем дожития. У меня это время наступило девять лет назад. По расчету, лет через десять оно должно закончиться. Вот врач и думает, есть ли смысл напрягаться из-за десяти лет. Может, на оставшееся время мне одной ноздри хватит.
  - А если все же операция? - Не очень уверенно мямлю я. - Вдруг впереди у меня не десять, а, к примеру, двадцать-тридцать лет.
- Возможно, - нехотя соглашается моя визави. - Выглядите вы еще довольно бодро.
- Спасибо, - весело говорю я, но посмотрев на доктора, понимаю, что поспешил с благодарностью. Решение еще не принято.
- Давайте сначала я выпишу вам спрей в нос. Побрызгаете дней сорок, понаблюдаем. Вы же не торопитесь? Дам вам направление на КТ, посмотрим, что там творится в носовых пазухах.
Говорится это слегка вопросительно, потому я, пробормотав не очень внятно, что операция, конечно, это крайний метод, что сначала надо опробовать консервативные методы лечения, что... В общем, я соглашаюсь, и врач пишет на листочке в одну восьмую от машинописного листа «по 2 впрыс. в обе ноздри 2 раза в день 10 дней и по 1 вспр. 2 раза в день 30 дней».
        - Старайтесь как можно чаще прочищать носоглотку.
Я согласно киваю.
        - Да, я так и делаю. Во время приема пищи могу два раза сходить.
Врач поморщилась:
        - Ну, можно без подробностей.
Мне становится неловко, и я ощущаю себя юношей, пришедшим на свидание с девушкой и сморозившим глупость. Потом вспоминаю, что вообще-то я хотел спросить, не вредно ли для моей носоглотки частое «очищение», но решил, что посмотрю потом в Интернете. Не буду травмировать специалиста. Не царское это дело, слушать подробности о работе носа. Думаю, хорошо хоть не сказал слово «высморкаться», а то бы вообще попал в разряд невежд. Вон говорили же культурные люди «облегчить нос посредством платка». И я радуюсь, что вовремя остановился. Беру листочек, бланк с направлением на КТ. 
        - Ну, что? Я пошел доживать?
        - А, да, конечно. Потом запишитесь ко мне на прием на сайте.