Невыполняемая педагогическая задача. Часть II

Леонид Андреев 2
https://systemity.wordpress.com/2023/05/24/pedagogy-9/
Наследование генов (черт характера, способностей, недостатков…) представляет собой сложнейший биологический процесс. У каждого из нас было по два дедушки и по две бабушки, по четыре прадедушки и по четыре прабабушки. Существенная часть генов прадедушки может передаться потомку, который не имеет ни малейшего представления о том, как этот его прадедушка жил, как он выглядел, чем отличался от других. У меня была еврейская бабушка, которуя я видел однажды, когда мне было три года, и грузинская бабушка, которая меня воспитывала и опекала существенную часть моего детства. У меня был русский дедушка, которого я никогда не видел, но некоторые гены которого по всей видимости унаследовал. Но по ряду совершенно убедительных для меня особенностай и обстоятельств я знаю, что я – практически полная копия моего еврейского дедушки, которого я никогда не видел, о котором никогда не слышал даже от его потомков (у моей еврейской бабушки было два очень разных мужа, с драматически отличающимися характерами). Но самое интересное, что мой младший из трёх моих сыновей от моей жены – татарки представляет собой копию моего еврейского дедушки, т.е. его прадедушки. Я думаю, что даже при большом желании меня трудно назвать дураком. То, что я пишу про прадедушку моего младшего сына, для меня вопрос – абсолютно ясный. Нет ни малейший причин, побуждающих меня врать или ошибаться.

Каждый человек уникален. Это замалчивается в пользу тех, кто врёт, ворует и зарабатывает на страшно фальшивой мысли о равенстве людей. Автоматически это ведёт к неотвратимой деградации социума. Родители пообщряют и наказывают своих потомков, имея исключительно поверхностное знание об их генетических особенностях, о тех чертах их характера, которые будут играть превалирующую роль в их взрослой жизни, не имеют понятия о том, почему тихий и воспитанный потомок вдруг становится наркоманом, попадает в тюрьму или становится народным героем. Очень неправильной является такая педагогика, когда в ребёнке воспитывается то, что кажется педагогу морально привлекательным и правильным, в то время как воспитание должно в первую очередь опираться на демонстрацию тех качеств человека, которые изгадят жизнь ему и окружающим его людям, когда он начнёт самостоятельную жизнь, или же наоборот, сделают его жизнь красивой, счастливой и содержательной.

А ведь на самом деле всё обстояло бы намного проще, если бы воспитатели всех рангов и позиций – родители и профессиональные воспитатели – ориентировались бы исключительно на разъяснении отрицательной или положительной роли тех или иных качеств. Подобное разъяснение вполне возможно для младенцев: “Вот ты жалеешь, что у тебя нет такой красивой игрушки, как у того мальчика! Но это очень плохо. Это называется завистью. Ты вырастешь большим и всю жизнь будешь жалеть о том, что у тебя нет того, что есть у других. Быстро станешь дряхлым, некрасивым старичком и никто с тобой не захочет дружить”. В яркой форме объяснения того, к чему приведёт приверженность к тем или иным отрицательным качествам, несложно разработать в виде чеканных формул, понятных и младенцам. О зависти, неблагодарности, злопамятности, мстительности, вранье, воровстве, желании выглядеть незаслуженно красивым…

Приучать к красивому, выдутому из пальцев воспитателя, нерезультативно и бессмысленно, а объяснять, к чему приведут пороки, – очень результативно и педагогично. Было бы полезно создать стандартный букварь, в котором убедительно описывалось бы то, к чему приведёт то или иное зловредное качество человека, если его не искоренять с детства. Если в этом букваре последствия неких зловредных привычек будут представлены намного страшнее, чем они обычно проявляются в реальности, то это пойдёт только на пользу воспитуемому. В более зрелом возрасте полезно подарить ребёнку табличку с перечислением тех плохих качеств, которые ему обязательно испортят жизнь, хотя пока он об этом и не подозревает. Еще полезнее приучить человека вечером перед сном (или раз в неделю) брать в руки этот список и отмечать про себя, что из этого списка он сегодня проигнорировал, на что польстился.

Описанный выше педагогический приём основан не на прививании человеку качеств положительных с точки зрения воспитателя, не имеющего реального представления об особенностях генотипа воспитуемого, а основан на отпугивании его от отрицательных поступков с помощью объяснения того, чем пристрастие к этим поступкам кончится реально для него при его взрослении. При этом воспитуемому должна внушаться абсолютно справедливая мысль о том, что лучше его никто не может знать и понимать его.