Замечания к статье Откуда есть русская земля пошла

Алексей Аксельрод
Из-за того, что эти замечания по объему якобы превышают 10 тыс. знаков, привожу их здесь.

"862 год, год призвания на княжение Рюрика и его братьев на славянские земли."
На мой взгляд, надо искать более точные формулировки. Не "на славянские земли" вообще, поскольку таких земель было много, как было много восточно-славянских племен. Рюрика с братьями, видимо, призвали княжить в земле ильменских словен и псковских кривичей, а также на части племенных территорий отдельных племен северных угро-финнов. Можно предположить, что эти неславянские племена находились либо в союзных отношениях с ильменскими словенами, либо в зависимости от них.

"Это вольные мужи новгородские так писали к варягам? Придите и владейте нами?
Смешно!"
Не вижу ничего смешного. В начале 5 в. н.э. провинциальные власти римской провинции Британия пригласили воинские контингенты германского племени саксов для отражения набегов варварских племен, обитавших в северной части острова. Саксам выделили для поселения обширные территории на юго-востоке нынешней Англии. При этом саксы в то время имели правовой статус союзников Рима (федератов). Чем бритты хуже ильменских словен (а не "новгородских мужей", иибо вопрос о дате появления названия Новгород спорный; на месте этого города с 5 века были поселки словен, северных угрофиннов, древних скандинавов; существовал термин "Городище")?
В более поздний период почти половину Англии (восточную) захватили даны и поселились там. Эта область получила название Данло или Данлаг - датский закон на английском и датском языках. Английский историк, кажется, Беда Достопочтенный, приводит забавную подробность: саксонским девушкам очень нравились мужчины-захватчики; в отличие от неотесанных саксонских мужиков, даны регулярно умывались, стригли волосы и расчесывали их.
Вполне можно допустить, что ранее существовал неустойчивый союз отдельных родов местных кривичей, ильменских словен, чуди, веси, который в какой-то момент распался и начались межплеменные распри. Поэтому старейшины племен и родов в конце концов договорились пригласить "нейтральную" сторону из-за моря для княжения. В ту эпоху князь - это верховный руководитель на время войны, а в мирное время кто-то вроде верховного судьи, призванного поддерживать справедливость в рамках полиэтничного образования, административным центром которого стал впоследствии Новгород. Позднее в Новгороде своего князя не было - всегда приглашался рюрикович со стороны главным образом для ведения военных кампаний.

"Варягами в те века раннего средневековья называли племена, жившие на севере Европы, на Скандинавском полуострове.
К ним относились шведы, даны, норвеги."
Это опять-таки неточно. В западной Европе древних скандинавов называли "норманнами", реже "викингами". Термин "варяг" (встречается в древнеисландских источниках как "вэрингъяр", у византийцев и арабов "варанк"), судя по византийским и арабским источникам - это наемник на службе византийского императора; из славянских источников мы узнаём, что Балтийское море называлось восточными славянами Варяжским. Кем этнически были наемники и морские пираты варяги, вопрос до сих пор спорный. Во всяком случае морским разбоем в ту эпоху промышляли кельты, скандинавы, балтийские славяне (поморяне) и балты (прежде всего прусское племя куршей). Однако уже в правления Святослава, Ярослава Мудрого и Мстислава Удалого в варягах на Руси видели наемников преимущественно скандинавского происхождения.

"Так что государственность они никак принести не могли. Сами не имели."
Они не принесли, но участвовали в становлении государственности в племенном центре ильменских словен. Может быть, и до призвания варягов какие-то подобия раннеславянских государств уже существовали в будущей Русской земле - мы просто не знаем. Но вспомним, что первое раннеславянское государство - это Великая Моравия, в становлении которого, как гласят моравские летописи, решающую роль сыграл кто? "Франк" по имени Само!

"Такой вывод можно сделать исследуя генофонд славян.
В частности, исследования биохимика, генетика, автора ДНК –генеалогии профессора Анатолия Алексеевича Клесова показывают..."

Ничего они не показывают! Клесов по специальности не палеогенетик (его не утвердили директором института, он обиделся и удрал в США, где работает в фармацевтической компании, разрабатывает новые лекарства), и все его научно-популярные труды, получившие название "клесовщины" (в частности, насчет арийской и славянской гаплогрупп и т.д.), резко критиковались отечественными специалистами (в т.ч. покойным О. Белановским). Не связанные с Клесовым исследования ДНК потомков Рюрика показали, что он являлся носителем гаплогруппы N (ее носители - доиндоевропейское население севера Европы - саамы; эта гаплогруппа встречается также у какой-то части современных финнов, реже - у шведов, современных балтов. Встречается, но редко, у русских с Европейского Севера РФ). Типичная восточно- и западнославянская генетическая метка - R1a1 (не помню, какой субклад). В любом случае Рюрик, если считать исследование генетики современных потомков Рюрика надежным, не "типичный" славянин. 

"Будь дружинники князей норманнами, норманнский тип был бы более распространен в северо-западной и центральной России, а он практически не встречается."
Ну почему не встречается??? Раскопанные погребения в Ладоге, Гнездове (Смоленск), Полоцке, в Среднем Поволжье свидетельствуют и о скандинавском следе, наряду с останками кривичей, моравских славян (!), балтов, волжских угро-финнов. Другое дело, что ученые спорят, каков процент скандинавских погребений, например, в Гнездове - одни доказывают, что около четверти, другие полагают, что меньше. Там очень много нераскопанных могильников 8-9 вв. Да и этимологию имен Рюрик (скандинавское Рёрик), Трувор, Синеус (кельтские Тревор и Синэус) очень трудно признать славянской (польское "раруг" - сокол - в рюрик не преобразуется). Олег, Аскольд, Игорь, Свенельд и многие другие имена - явно скандинавского, или во всяком случае неславянского  происхождения. Рогволод (владеет рогом?)- славянизированная форма скандинавского Рагнволд (как и женское имя Рагнед - Рогнеда).
И потом - одно дело генотип, другое - антропологический тип. До принятия христианства как славяне, так и скандинавы сжигали останки умерших, поэтому мы можем судить об антропологическом типе славян только после принятия христианства. В этот период, как показывают исследования, восточно-славянский антропологический тип мало чем отличается от балтского (пруссы, голядь, ятвяги, жемайты, аукштайты, земигола). Варягов в то время русские князья (после Ярослава Мудрого) практически перестали нанимать.

"Новгород образовался из слияния трех славянских поселений, расположенных поблизости и называвших впоследствии концами – Неревский конец, Словенский конец и Людин конец."
Надо стараться соблюдать объективность. Ученые "В.Л. Янин и М.Х. Алешковский предложили концепцию, согласно которой Новгород образовался в результате слияния трех Р А З Н О (разрядка - моя) этничных поселков, находившихся на месте позднейших Людина, Неревского и Славенского концов. По их мнению, эти первичные поселения на волховских берегах, выросшие впоследствии в первые городские концы, были боярскими патронимиями, сконцентрировавшими племенную знать обширных территорий Приильменья"
Цитата из

От себя замечу: ильменские словене - не автохтоны. Но ни с какого Дуная они не приходили. Да, уже после расселения словен в Прильменье археологи фиксируют приток славян со Среднего Днепра, куда около 6-7 вв. могла мигрировать часть дунайских славян. Однако Дунай - не прародина, или место этногенеза славян. На Дунае славяне лишь вышли из стадии этнического младенчества и обрели историческую память. По современным воззрениям, какая-то часть южнобалтийских славян (славянское Поморье, современная Померания) около 5 в. начала миграцию на восток вдоль балтийского побережья, причем они мигрировали морем. Почему - другой вопрос, выходящий за рамки этих Замечаний.  Археологами определены промежуточные пункты морской миграции балтийских славян, в частности, городища на побережье племенной территории пруссов. Само название - ильменские словене - говорит, что старые племенные названия переселенцами уже забывались, это был период распада родоплеменного строя. В пользу западно-славянского происхождения "новгородских мужей" свидетельствуют лингвистические данные (аналогии с речью лужичан) и характер построек в балтийском Поморье и Приильменье, а также курганный способ захоронений.

"Недавно в Старой Ладоге нашли большой клад арабских серебряных монет 9 века."
Ну и что? А в шведской Уппсале, племенном центре предков современных шведов,  нашли аналогичные клады таких же монет.
В Днепро-Двинском междуречье археологи раскопали селища и городища, курганные группы, в которых обнаружили арабские дирхемы и один так называемый ранний датский полубрактеат – северную серебряную монету, чеканка которой началась в датском городе Хедебю не ранее 825 г. На монете изображался увешанный щитами по борту корабль викингов. Такие монеты находят в Дании, южной Швеции и на острове Готланд. В Х веке ареал находок полубрактеатов расширяется, захватывая западнославянские земли до Средней Вислы и побережья современной Эстонии.
Интерес вызывают находки отечественных археологов, исследующих памятники Владимирских курганов на территории так называемого Суздальского Ополья. Здесь обнаружен пласт скандинавских древностей, свидетельствующий о проникновении северных германцев в районы, отдаленные от известных водных путей (в греки и персы), проникновении, даже более раннем (9-й век), чем славянское. Археологи находят здесь молоточки Тора, изготовленные из янтаря и железа (почитание Тора характерно для населения Средней Швеции и Дании); бобровые лапы, вылепленные из необожженной глины (такие лапы - атрибут древнего культа бобра, которому поклонялись предки шведов и финнов на Европейском Севере) находят почти исключительно на Аландских островах, что свидетельствует о проникновении в Ополье представителей финно-скандинавского субстрата); стерженьки, или жезлы Одина (культ Одина был в большей степени распространен в древней Норвегии), а также некоторые другие предметы (кресты и подвески скандинавского типа, аналогичные гнездовским).
Упоминания о Суздальской земле мы находим в древнескандинавском фольклоре - сагах. Так, в Саге о Хаконе Хаконарсоне говорится о торговом вояже Эгмунда из Спангхейма в "Сурсдаларики" (т.е. в Суздальскую страну), а в Саге об Одде Стреле рассказывается, что в "Сурсдале" правил конунг Эддвал. В сборнике исландских сказаний "Хауксбок" (14-й век) одним из "главных городов" Гардарики, наряду с Хольмгардом и Кэнугардом назван "Сурдалар".
В заключение.
Присутствие древних скандинавов на территории Русского Севера, на Днепре, в современной Владимирской области, на Смоленщине, в районе современного белорусского Полоцка и т.д., бесспорный факт, как бесспорно их участие в становлении первого государственного образования на племенных территориях восточных славян. Нравится нам это, или не нравится.