Гибель двух командиров эскадры

Андрей Грачев 2
JG52, легендарная эскадра немцев, лишилась в ходе боев на Востоке двух своих командиров. Про эти бои мы и расскажем.

Майор Вильгельм-Отто Лессманн - один из самых малоизвестных командиров истребительных эскадр немцев. Командовал он эскадрой с октября 41 года. Сменил он майора Ханса Трюбенбаха, который пошёл на повышение. Про Лессманна мало что известно. Трудно сказать, что за командир он был, но, во всяком случае, это был боевой командир, одержал 24 победы в боях, большую часть из них - уже в статусе командира эскадры. Но 2 июня 42 года в бою в районе Бригадировки он был сбит и погиб.

Бой этот протекал так. На задание по штурмовке в район Граково отправилась группа из пяти и-16 282-го иап. Это всё, что осталось от полка после тяжелейших боев в небе Харькова. Полку была поставлена задача по штурмовке. Шли на малой высоте. На подходе к цели группу атаковали бф-109. Они работали, имея преимущество по высоте, но советские пилоты не собирались легко сдаваться. Они завязали бой, который шёл над самой землёй. Здесь бф-109 терял свои преимущества над и-16.

Бой этот шёл 35 минут и закончился тем, что на аэродром вернулся только один и-16. Погибли командир группы, Орешин Василий Александрович, а также пилоты Рыков Михаил Васильевич, Бондарев Тимофей Романович, Кузнецов Николай Иванович. Выжил только Фастовец Гавриил Евстафьевич. Этот пилот, кстати, был единственный из группы, кто не имел офицерского чина. При этом он был наиболее результативным из всех - имел на счету три победы в составе группы и одну личную. После это боя полк был окончательно расформирован, а Фастовец перешёл в другой полк, он в итоге благополучно встретил Победу.

Но для немцев этот бой тоже оказался тяжёлым. Именно в этом бою был сбит и погиб Лессманн. То есть в таком бою, где немцы обладали абсолютным перевесом. Кроме того, один из пилотов 3 отряда, унтерофицер Йоханнес Ноэ, особого опыта не имевший, не рассчитал маневр и врезался в землю. Обе победы были записаны на всю группу. Но, судя по всему, решающими действиями по уничтожению аса и командира были именно действия Фастовца.

Сменил его куда более известный лётчик и командир, оберстлейтенант Фридрих Бек. Лётчик весьма интересный. У него была своеобразная тяга к полётам на малой высоте, он очень любил вылеты на штурмовку. В одном из таких вылетов в 41 году он был подбит и ранен. В 42 году он служил в Рейхсминистерстве, однако, узнав, что освободилась должность командира эскадры, попросился на эту должность. Он продолжал активно ходить на боевые задания, причём вылеты совершал по привычке на малой высоте.

Его командование было очень недолгим. Уже 21 июня в паре с лётчиком Бертольдом Грассмуком он отправился на разведку аэродрома Валуйки. Тут-то их и подловила девятка истребителей знаменитого 434-го иап. Атаковали сверху, поскольку Бек, как всегда, шёл на малой высоте. Немецкая пара билась отчаянно, пытаясь в ходе боя вырваться на вертикали. Сбит был пилот Карин Максим Васильевич и спасся с парашютом. Однако оставшиеся "Яки" смогли заставить бф-109 снова уйти вниз. Бека активно преследовал пилот Хользунов Алексей Иванович и, как только тот начал выходить из пике, обстрелял его. Самолет аса задымил, тем не менее всё же Бек смог оторваться от преследующих его "Яков". Ушёл и Грассмук. Но вскоре Беку пришлось посадить самолёт на брюхо в тылу советских войск. Обратно в эскадру ас не вернулся. На момент гибели он имел 48 побед на счету, одержанных в воздухе, и большое количество поражённых наземных целей.

Так Хользунов поставил точку в карьере легендарного командира, хотя, конечно, тут была заслуга всей группы. Затем JG52 командовал сначала Херберт Илефельд, но его тоже ранили в бою, правда он летел не на истребителе, а на "Шторьхе". Потом некоторое время командовал Гордон Голлоб, которого в эскадре не любили, да и он больше любил JG77. Пока, наконец, эскадру не возглавил Дитрих Храбак. Он и стал её наиболее известным и успешным командиром.