Зачем вам социализм? Вы им пользоваться не умеете!

Ииро Тихонен
Была весна 1992 года. Прошло всего полгода с того момента, как первое в мире Государство рабочих и крестьян перестало существовать. Союзные республики рванулись из объятий друг друга, словно черти от ладана. Компартия была официально запрещена. Экономика страны дергалась в предсмертных корчах от гайдаровской "шоковой терапии". Никто ничего не понимал. Ну а я сдавал экзамен по философии.

Помню, что билет мне попался проблемный. Один из вопросов я знал более-менее хорошо, там был Кант со своим "категорическим императивом" и "вещью в себе". По второму вопросу тоже кое-что смутно припоминалось, а вот третий вопрос был моей "ахиллесовой пятой". Потому как по третьему вопросу я был, как говорится, - ни в зуб ногой!

Поэтому, тактика была выбрана следующая: бодро оттарабанить первый-второй вопросы так, чтобы преподаватель, ошалев от напора информации, сказал бы "хватит" прежде, чем мы доберёмся до вопроса номер три. Пару раз на экзаменах по другим предметам этот приём мне уже удавался.

Тараторил я уверенно и практически без пауз. Первый вопрос - без замечаний. Пошёл вопрос номер два, в котором я уже откровенно "лью воду" где только это возможно и даже сочиняю откровенные небылицы. Профессор молчит!

Тактика, похоже, не сработала!

Я отлично знал свои слабые места. Более-менее сносно разбираясь в общих теоретических выкладках того или иного мудреца, я совершенно не запоминал годы жизни мыслителей и часто путался в названиях их основных трудов. Прицепиться было к чему! Избежать третьего вопроса, похоже, не удавалось. Но на "тройку" я же в любом случае уже "насочинял"?!

"А почему у нас не получилось с социализмом, как вы считаете?"- Спросил вдруг меня преподаватель вместо третьего вопроса.

"Я думаю, что люди в массе своей еще не готовы жить по социалистическим принципам. Человек по своей природе оказался хуже, чем предлагаемая система," - выпалил я, даже не задумавшись. И тут же испугался: уж не чушь ли я какую сморозил?

Но профессор молча взял мою зачётку и вывел в ней "отл".

Я вышел из аудитории, размышляя о том, почему я так ответил? Ведь никогда до этого я над этим вопросом не размышлял. Где же мои извилины взяли этот вывод? Мистика, одним словом! На что только не способен загадочный человеческий мозг в состоянии стресса!

С той поры минуло уже более четверти века, и очень многие из моих соотечественников, вдоволь нахлебавшись западной "свободы" и едва не захлебнувшись при этом в рыночной экономике, начинают с ностальгией вспоминать советские времена. Как тогда у нас, оказывается, всё было по-людски и по-совести, и как сейчас вдруг всё стало беззастенчиво и по-скотски.

В чём-то они, безусловно, правы, но главный-то вопрос, он в другом: сами-то люди за последнее время разве стали лучше? Стал ли человек за последние тридцать лет добрее, честнее, справедливее и гуманнее?

То есть, развился ли современный человек настолько, чтобы соответствовать социалистическим принципам? 

Что-то я сильно сомневаюсь!