Мемуары. Глава десятая

Валерий Песецкий
Еще немного продолжения. Кратко. Буду садиться за книгу. Но пока прет пооткровеничать. Хотя уже некоторые друзья, опасаясь за будущность книги и попытки плагиата через мои не защищенные ФБ авторские права, советуют умолкнуть, пока не отпишусь и не выдам свои мемуары в печать. Для начала - электронную. В моем опыте фантанирования успешными идеями - море народу, который их стырил и выдал за свои. Факт. Когда-то меня это злило. Но я бы так устроен, что выдать нечто реально гениальное в любое время года и суток для меня было просто как вдох-выдох. Плодовитость у меня безграничная. В какую бы область творчества не ходил, всегда ракурс моего взгляда был особенный. Хотя, как по мне, все лежало на поверхности. Но одно дело видеть, другое замечать. Для понимания приведу бытовой пример. Часто попадаю впросак с женой. Заметил - новая кофточка, блузочка, кросы, туфли. Ой, говорю, какая ты шикарная! Как идет тебе. У жены просто абсолютный вкус к любому дизайну. В голове - золотое сечение прописано, как азбука. Она, в ответ, смеется. Да, уж три-пять-семь лет как ношу. А ты только заметил. Есть во мне такое, правда. Вижу каждый день, но не замечаю. Семь лет прошло - заметил. Так и в моем мировиденье. Все видят, а я один замечаю решение....Как это скопируешь? Это - дар. Во-вторых же, то о чем пишу я реально автобиографично. Едва ли чья-то подделка способна перебить оригинал. Естественно это не упраздняет надобности в защите своего авторства. Но многие люди, которые были участниками и свидетелями описанных событий живы до сих пор. Правда, все же, начинал я прежде всего с тех, кто уже ушел. Однако дам один эпизод, в котором те, кто жив и поныне. Имена называть не стану. Права на это от них не получал. А для меня это свято, если речь о живых. Без их разрешения никогда не стану называть их имена. У покойников же разрешения не спросишь. Да и им-то точно пофиг. Тем более, что культуру уважения к памяти ушедших я тоже соблюдаю. Ни одного дурного слова, даже если в фактическом опыте субъективного моего взгляда, основания для подобного отношения есть. Я им не судья и провоцировать кого-либо из читателей по моей воле, кого-либо судить, не стану. Это - табу.
В моей жизни эпизодов пересечения с представителями спецслужб тьма-тьмущая. Но в основном это были спецы высочайшего уровня. И в основном с лампасами. Так повелось с советских времен, контора подбирала себе самых умных, одаренных, творческих людей. Исключения пошли позже. Теперь, чаще, они - правило. Да и мотив у многих "ходоков" исключительно меркантильный. Крышевание, контрабас и прочее. Тоже конечно нужны мозги, но и корочкой их отсутствие можно прикрыть. Одним словом мои наблюдения показали, что в сравнении с виртуозами советского периода пошли серости. Ну есть как есть. Представители же советской конторской школы, по преимуществу, разошлись в разные сферы жизни. От бизнеса до политики чаще всего. Мне, по преимуществу, выпало общение с советской школой. Чему рад. Реально очень много приличных, порядочных, а главное одаренных людей. Что всегда не скучно.
В начале 90-х познакомился в Одессе с одним психологом. Он во второй половине 80-х обучался в Питере. На спецфакультете. Выпуск готовился исключительно для обслуживания силовых структур СССР. ГРУ, Первый главупр, МВД и тогда далее. Год его выпуска совпал с годом распада Союза. И тридцать человек вместо работы у силовиков в центральных аппаратах, получили свободное распределение. Стали "бесхозными". Мой знакомец вернулся в Одессу. Начал чего-то там мутить-бизнесить. Но тема ему эта была скучна и он вернулся в профессию. Стал проводить тренинги, еще чего-то....Пришел ко мне сам в редакцию. Я в то время были издатель, гендиректор и шефредактор своих газет. Предложил серию статей на тему безопасности бизнеса. Я согласился. Завязались добрые отношения. Спустя пару лет он меня познакомил со своим одногруппником, тоже одесситом. Духовитый был пацан. Воюя в Афгане во время срочной получил огнестрел в правый бок. Как Рембо обработал рану порохом. Высыпал содержимое нескольких патронов на рану, поджег. А остальное, прокалив иглу, своим руками зашил. И не пикнул. Рядом были духи. Естественно без всякого обезболивающего. Тема афганских встреч - отдельная. Было у меня с десятков дружков, которые проживали такие передряги, ни в одной книге или фильме не встречал. Но суть не в этом. Парень создал еще студентом программу для тестирования персонала. Силового. От потенциала, реального уровня в сейчас и естественно рисков для системы получить в себе "крота", двурушника и прочее. Под его программу я даже фирму открыл. Официально - кадровое агентство, реально - услуги по тестированию персонала крупных кампаний. Для них, например, было существенно выявление людей с высоким уровнем оппозиционного потенциала. Они, даже если находились на низовом уровне управления могли устраивать такие жесткие акции саботажа, которые банально могли уничтожить бизнес. Любая служба безопасности наше предложение поработать с их людьми встречал на ура. Я и свою кампанию почистил от таких персонажей. Так вот, знакомец мой долго уговаривал меня пройти тестирование. Я отнекивался, полагая, что буду тогда для него открытой книгой. И это станет моей "ахиллесовой пятой". Хотя выходы из подобного положения, если бы оно вдруг случилось у меня были намечены. В конце-концов мог бы и распрощаться. Что, кстати, по итогу и случилось. Его жена, дама крайне меркантильная, увидев что процесс идет успешно, начала меня шантажировать. Требовала уменьшение моей доли в прибыли и роста их, с мужем. А было 50 на 50. Моя роль была ключевой в продвижении услуги. Мои связи и репутация позволяли им заходить в любую крупную бизнес-структуру Одессы и Киева, где без меня их предложение бы застревало на уровне менеджера по работе с персоналом и далее не двигалось бы. Как у них это было до меня всегда. Конфликт интересов. Специалиста фирмы, который в моих психологах видел конкурентов. Ну и зачем ему такое счастье - продвигать свое увольнение или получать нагоняй. Я же ходил через руководство и на безопасников. Ключевой интерес был не к профессиональным навыкам сотрудников, а скрытом оппозиционном потенциале, который был риском. И его не выявляли никакие известные тогда тесты. Да и сам носитель, естественно не подозревал, что был "бомбой" для своей кампании при определенных обстоятельствах. Без меня ребятам было не пройти в столь высокие кабинеты. Но мадам "закусила" и ее понесло в ультиматумы. Причем по ходу исполнения обязательств. И я пошел на все их условия во время выполнения последнего договора. Слово, репутация и доверие моих знакомых бизнесменов было выше любых финансовых потерь. А далее - финиш. Разбежались. У семьи моих психологов траектория успехов была на уровне сказки о золотой рыбке. Разбитое корыто нищеты. Когда имея в месяц через мои контракты доходы в двадцать - тридцать тысяч долларов, они вернулись к прежним - 10-15 долларов за клиентский сеанс. Да и разбежались потом вовсе.
Так вот, на тест я согласился. Прошел. Он показал три ипостаси. Уголовный авторитет - вор в законе, начальник областного управления КГБ, резидент в капстране. Мне был 31 год. За полгода до теста летел из Нью-Йорка с ныне покойным вором в законе Гришей Людоедом. Историю знакомства с ним у уже как-то описывал. Протестировав меня на вшивость и мутность по-своему, Гриша в конце полета мне заявил: Валера, ты такой же как я. Я ответил - нет, Гриша....Тест показал, что я был прав только отчасти. Асоциальная часть во мне была сильно подавлена. Потому вором я не стал. Хотя в юности дорожка уличной банды, где я входил в лидерскую группу, но не силовую, а мозговую, вела именно к этой ипостаси. Криминальное мышление во мне реально есть. И я умею читать его у других. Случалось и не раз. Факт. Но и любой силовик, чтобы брать криминал за жабры, должен им по-хорошему обладать. Но тест для меня лишний раз подтвердил: московский дед меня рассмотрел в 13 без всяких спецтестов. Как моя жена, которая летела со мной в самолете с Гришей и которую он одарил всем парфюмом, который ей глянулся на борту Люфтганзы, заявила мне при обсуждении мнения Гриши - рыбак рыбака видит издалека. Она сидела за несколько рядов от нас. Мы же в последнем, в хвосте самолета.....