Мемуары. Глава восьмая

Валерий Песецкий
Продолжаю....
Деду, отставному разведчику, я очень скоро запал в душу. Он тоже любил шахматы и мы во дворике, часто сиживали за партией. Правда, я всегда ему проигрывал. Но стоически продолжал попытки обыграть.....
От природы у меня дар - слушать собеседника. Молча. Искренне и сосредоточенно. Он мне очень пригодился по жизни, обеспечивая близкие и доверительные отношения с людьми, которые часто мне просто исповедывались. Чуя во мне подспудно, что я умею хранить чужие тайны и не делюсь с ними, ни с кем и никогда. Историю о Злате я рассказал спустя 40 лет. Подробности своего общения с конторой - впервые. К слову, этот дар, мой старичок потом показал как технологию разведчика. Оказывается своим вниманием можно простраивать дорогу к самым интимным местам в сознании собеседника, просто регулируя степень собственной сосредоточенности на ассоциативном движении мыслей человека. Тонкая штука. И исключительно требующая виртуозности исполнения. Мне этот навык достался задаром. Может потому, что никогда им не злоупотреблял. Но дед сразу уловил во мне эту способность и отзеркалил. Сам он именитого московского княжеского рода. Хотя по жизни носил иную фамилию. Не свою. Родился в конце 19-го века в семье потомственных служак империи. Отец во времена первой мировой был полковником контрразведки. Царской. Активный участник всяческих заговоров и белого движения. Родину покинул в рядах врангельской армии. Как отец и сын разошлись в своем понимании службы отечеству мне неведомо. Рассказывать не стал. Это было его личной и очень глубокой драмой. Революцию встретил, как романтик, будучи уже молодым офицером. В итоге воевал за красных. Оказался в ЧК. В конце 20-х в первой своей разведкомандировке в Европе, где потом осел надолго, включая период второй мировой. Дослужился до резидента. Лично знал Берию, Судоплатова, Серова и прочих НКВД-персонажей. В те годы мне эти имена ни о чем не говорили. Его аристократическое прошлое и такое же воспитание очень пригодились в работе на Западе. Впервые от него услышал о схеме получения наследства для легализации оперативных финансовых средств за рубежом. Много рассказывал о чистках агентурной сети в 30-х. Абсолютно не заслуженных. Разведсистему этот факт очень напрягал и деморализовывал. Доходило до того, что разведданные даже не передавались. По причине очевидной проблемности в восприятии их политическим руководством страны. А проблемность эта часто служила причиной ликвидации источника. Так что в сталинский период разведчики имели два фронта, на линии которых нужно было удержаться и остаться живым. Западный и восточный. Мой дед выжил как раз умудрившись сохранять устойчивое равновесие. Первую свою семью он потерял и был во втором браке. Первая жена была вместе с ним в разведке. Это и послужило причиной ее гибели. Расстреляли. Свои и же. Потом реабилитировали. Он же рассказал мне как рисуется потрет реакций человека. Впервые от него узнал, что по движению глаз во время беседы можно узнать врет человек или нет. Именно по этой причине нужно сохранять неподвижность глазных яблок, чтобы не считали, что ты лжешь или что-то скрываешь. Потом, когда уже в 90-х увлекся психотехниками, читал об этой технологии "детектора лжи" с рисунками, как читать то или иное движение глаз. Но в своей способности в освоении этой технологии я в свое время научился накладывать обман на обман. Проще говоря, разрывать связь между речью и движением глазных яблок, подменяя ложь правдой и наоборот. Был в жизни эпизод общения с одним серьезным, в погонах, политтехнологом. Он читал меня по глазам. Я это засек сразу. Ведь идет у собеседника интенсивная обработка в голове постоянных сопоставлений - сказанного тобою слова и движением глаз. Делать это незаметно трудно. Так вот, устав, мой собеседник мне резко заявил - Валера, ты врешь. Я ему в ответ - по глазам прочел?А хошь, говорю, еще раз проговорим тему и мои глаза будут двигаться прямо противоположным образом, чем при первой версии нашей беседы. Ну пацан и приплыл....Да, я так умел. Сам научился. Давно, конечно, не практикую. А нафига. Но, если бы оказался в разведке, то был бы тот еще кадр. Собственно, дедок, пообщавшись со мной пару месяцев во время моих приездов к дядьке, напророчил, что рано или поздно мною заинтересуются. Уж больно я был одарен. Но, при этом, он не рекомендовал мне связываться. Сразу увидел, что могу войти во внутренний конфликт между цинизмом профессии и собственным моральным стержнем. А это в лучшем случае хронический алкоголизм....Так что к событиям, которые случились со мной спустя почти десять лет я был подготовлен дедушкой, соседом моего дядьки. Естественно в свои 13-14-15 я и помыслить не мог, что наше общение так пригодится мне впоследствии.....