Что делать, если в классе...

Изабар Гежб
«Что делать, если в классе появился ребенок с ментальными нарушениями?»
--
Ему сложно думать, он трудно воспринимает задания, рассеянное внимание, специфические особенности характера, в том числе, перенятые им от родителей, и т.д., все это делает его «баловником» на занятиях, что мешает заниматься другим, не позволяет осваивать предмет самому (самой). Но, на самом деле, понятно что он такой же как все дети, необходимость учебы воспринимает как важную веху в жизни, лишь немного «по-детски», не совсем взвешенно, ибо не ведает как может быть применено это знание по жизни в дальнейшем, но прежде всего, что наиболее важно, «здесь и сейчас». То есть, «ментальные нарушения» в определенном смысле, и в кавычках тут, исходя из такового рассмотрения сознания ребенка, имеются у всех детей, только они более условные, признаковые. Ибо прежде чего нет у ребенка: нет обычной для взрослого концентрации внимания на вопросе, проблеме. И такая концентрация прививается, нарабатывается сперва школой, хотя... прежде родительским воспитанием, разумеется. А школой закрепляется этот родительский посыл чаду — ментальной фиксации образа действительности, который что-то определяет на текущий момент. «Не болтай ногами за столом», «не чавкай», «не колоти ложкой по стакану размешивая», и т.д. И на текущий момент, и который делает закладку на жизнь. Почему же какой-то ребенок видится так, будто у него (нее) «ментальные нарушения»? И, наверное, прежде всего потому, что его/ее специфическое поведение (на занятии) вносит некоторый диссонанс в привычный ход занятия, и учителю может казаться, что учащийся «не догоняет», туго соображает, и тому подобное. А если дело не совсем в «тугости»? Если ребенок... глубже воспринимает действительность? Что значит «глубже»? Это непростой вопрос. Все дело в той действительности которая окружала его с детской кроватки. Влияние родителей, обстановки, где-то оно проще выражено (в семье как-то легко складываются взаимоотношения родителей, и, соответственно, детей), где-то сложнее. Пример? Да, любой, в принципе. Навскидку. Мать просит ребенка на даче… сходить в сарай за тяпкой, а там… змея! Уж. Обойдемся в образе без особых стрессов. И ребенок, уже взяв инструмент за древко, заметив змею, застыл на месте, лепеча «мама, тут змея»… и мама, подбежав, говорит, видя что это только уж, не ядовит он: «палкой его, палкой!», и ребенок растерян, и мать хватает у него из руки тяпку, и бьет по змее, которая тут же уползает. То есть, ребенок испытал не просто стресс, он почувствовал при этом свою недееспособность. Потом с отцом разбирали этот случай, мама смеялась (по-доброму), а ребенок испытывал конфуз… и отец тут еще «подлил масла», мол, не надо было бить по змее, раздражать ее, могла напасть… И мама: «да это уж был!», и треплет чадо по голове, думая что прививает мужество, воспитывает личность таким образом. А как надо воспитывать? Так… нет рецепта! Жизнь идеальный воспитатель. Как бы ни было, дети разные, и вот приходит в школу… с «ментальными нарушениями». А по существу… «просто» глубже смотрит на некоторые вещи, ситуации, и т.д. Но пока еще ребенок, и не может ориентироваться в насущном моменте. «Тормозит», что называется. Или у ребенка действительные нарушения, мозговые… Тогда ребенку нужна спецшкола, и тогда сия тема вообще теряет смысл, она тогда не нужна, это другой случай.
Так в чем, в принципе, вопрос? Даже не «проблема», а «просто» — вопрос. Не может решить задачу, потому что не может на ней сосредоточиться? И не надо. Пока класс решает (под надзором, руководством учителя), пусть рисует задачу мелом на доске (поезда, или что там еще может быть). Два поезда вышли навстречу друг другу из пункта А и из пункта Б. Для всех присутствующих учащихся за партами — наглядное пособие сиюминутное, решают и в головах, и сразу образно на доске… Таким образом и у доски потом каждый себя увереннее чувствовать будет. И главное (учителю) делать вид, что этот ребенок все понимает, заторможенности нет у него, просто он помогает учителю провести это занятие, с пользой для всего класса. Ребенок, таким образом, начнет ухватывать «момент реальности» на занятиях, и обнаружит у себя способность должной концентрации. Главное чтобы ребенку интересно было заниматься. Знание что дано из-под палки… вообще, вредно, если поразмыслить трезво. По жизни — вредно. Оно с «побочным эффектом» закомплексованности в самом общем смысле, во взрослении, потом.