ПОЛТОРАШНОЕ БЛЮДО
Пятилетний Вова жил с мамой и папой и бабушкой. В ясли и садик он не ходил, потому что "никто не воспитает ребёнка лучше, чем родная бабушка" — так говорила бабушка. Папа и мама работали, а "бабушка своё отработала" — опять слова бабушки. Она подбирала внуку игрушки, следила за его питанием, расширяла его кругозор, исподволь обучала грамоте. И нужно с уверенностью сказать, что в развитии мальчик уж точно не уступал садовским детям.
Он уже знал все буквы; некоторые из них, что попроще, старался "печатать", то есть писать по-печатному. Ясное дело, слово "мама" ему хотелось писать чаще других слов. Но получалось, что чаще он всё же писал "папа". И дело здесь не в количестве и качестве любви к каждому родителю, а в том, из каких букв состоят слова. Откроем секрет: Вова охотнее писал буквы, "сделанные из целых и прямых палочек", например, Г, П, А, Х. Другие буквы он писал менее охотно, потому что там были гнутые палочки, например, С, В, или сломанные палочки, например, М, К. Потому и писал он слово "папа" охотное, чем слово "мама".
Папа, когда сердился, спрашивал у Вовы: "Ты что, ремня захотел?" Вова не знал, что это означало, но сердитый вид папы делал Вову совсем послушным.
Обучала бабушка внука и математике. Он уже считал до двадцати и умел складывать числа в пределах первого десятка. Обучение происходило на подручных средствах: яблоки, конфеты, печенье, картофелины и тому подобное в зависимости от того, что оказывалось у бабушки под рукой.
Однажды , обсуждая свои дела, бабушка сказала маме: "Нужно взять полтора яблока..." Вова удивился: Как это? Он знает все числа ( он не предполагал, что существуют другие числа, кроме тех двадцати, которые он знал ), а сколько это – полтора яблока — представить не мог. Конечно, вопрос бабушке. Та взяла из вазы два яблока, одно разрезала пополам – на две половинки, положила на блюдце целое яблоко и половинку яблока и говорит: "Вот на блюдечке полтора яблока". Вова всё понял и запомнил, и разговор на эту тему прекратился.
Обычно Вова обедал в кухне. Бабушка в широкой тарелочке ставила первое блюдо, в глубокой – второе блюдо, в кружке – сок или компот. Вова с большой охотой вкушал первое и третье блюда, потому что они жидкие. Бабушка приглядывала за обедом внука, занимаясь при этом своими делами. Так всё было и на этот раз. Только вдруг зазвонил телефон, и бабушка вышла из кухни. Закончив разговор, она вернулась и, увидев тарелки внука, на какое-то время замерла.
— Ты что это такое вытворяешь? – Только и смогла она произнести.
— Я сделал полторашное блюдо: к первому я положил половину второго блюда, и теперь у меня получилось маленькое второе блюдо.
У бабушки сразу мелькнуло несколько мыслей. Одна: какой смышлённый у неё внук; вторя мысль: нет такого слова "полторашный"; ещё одна: раз он употребил это слово, и она его поняла, значит, такое слово может быть. И вообще: каждое слово кто-то когда-нибудь произносит в первый раз. И ещё мысль: что ей сейчас нужно сказать и сделать для пользы внуку? Наконец, она произнесла:
– Ладно, ешь обед в таком виде, как приготовил, а обсудим твои действия в другой раз.
После этого она замолчала и принялась за свои дела.
Февраль 2023.