Быть тренером... Часть 39

Оля Сома
*** усталость ***

- Чего грустишь? - спросил папуля выходя со мной из зала после очередной тренировки.

- Устала...

- Иди в раздевалку закройся поспи.

- Не, не так устала... всё надоело. Одно и то же каждый день. Сто миллионов разминок, растяжек, техника, приёмы... всё повторяется снова и снова...

- Ну да. Дети приходят новые, им нужно начинать с самого начала. Вот и повторяется всё сначала. Много - много раз...

- Тебя это не напрягает?..

- Рано или поздно это начинает напрягать любого. Ты еще долго продержалась. На своём неуёмном энтузиазме... и где ты его только берешь...

- Всё, кончился. Достало всё.

Он лежал на кушетке в своей любимой позе с двумя боксерскими лапами под головой и закрытыми глазами. Я сидела рядом на стуле и по привычке наливала кофе... хотя есть и пить совсем не хотелось.

Так в тишине мы зависали минут десять. Пока не пришел Сэнсэй. Увидев происходящее он усмехнулся и после паузы начал выдавать версии -

- Поссорились?.. Олька что-то натворила?.. На тренировке что-то случилось?... В молчанку играете?... Кто-то объявил бойкот?..

Процесс перечисления догадок никак не мешал его переодеванию в кимоно. Наконец он вышел из-за ширмы и сел рядом на стул наливая себе кофе и вопросительно глядя на нас.

- Что случилось - то?

- Всё надоело...

- Фу... я думал что серьёзное.

- Сэнсэй, а тебе не бывает скучно? Одно и то же на каждой тренировке... Понятно что придумываешь разные упражнения, выстраиваешь план занятия по разному, но... всё равно всё повторяется... И это однообразие начинает убивать...

- Не, мне скучно не бывает. У меня днем на работе так весело!.. То по проекту рабочие напортачат, то смета не сходится, то бригада не вышла на работу вовремя, то квартальный отчет... Вот прихожу вечером на тренировку и отдыхаю!

- Тебе везет, у тебя есть на что отвлечься... Ты инженер.

Папуля вдруг открыл глаза как будто проснулся после длительного анабиоза -

- Точно, пора!..

Мы с Сэнсэем переглянулись.

- Что пора?

- Пора...

С этими словами он потянулся, встал и вышел из тренерской.

Что в его голове переключилось в тот момент мы так и не поняли. Видно было только что он перестал грустить и с новыми силами взялся за занятия.

Ну вот... Сэнсэю никогда не бывает скучно, Сангер нашел себе какую-то загадочную цель... а я так и осталась качаться на волнах пофигизма замученная штилем однообразия. Что делать?.. Так долго не протяну, срочно нужно найти себе новую цель...

Но цель всё не находилась. Однообразие всё больше сводило с ума. Уже начала скучать по той самой Ленке, которая так много проблем мне доставляла часто сама не замечая этого.

Девяностые пролетели, ситуация в стране стала налаживаться. Голодных драк за еду на улицах больше нет. Драк банд подростков тоже нет. Те уже выросли и заняты работой и семьями. Новые подростки не такие агрессивные, им нечего особо делить.

Даже по составу групп клуба было ощутимо заметно насколько спокойнее стали люди.
Никаких ночных наездов на соседнюю улицу не планировалось, никаких школьных обид и разборок на футбольном поле... Они просто общались, смеялись и... дружили.

До безумства доходило поведение современных детей...

Мы с Сангером однажды сидели в тренерской как обычно в перерыве отдыхали.

Открылась дверь, вошел парень и заявил что случайно разбил окно. Он извинился, сказал что его папа заплатит за новое стекло и сам его поменяет.

Мы сидели и наблюдали за его речью как за словами факира, завораживающего нас. После всего он еще раз извинился, попрощался и пошел домой.

- Что это было?..

- Сам не понял...

- Ты не ругал его? Обычно после таких происшествий твою лекцию слышно даже на улице...

- А... чего ругать-то? Человек сознался, извинился, сказал что сам всё исправит...

- То есть так можно было???

- Ну да.

- Я запомнила.

- Чего ты задумала?! Еще не понял, но не советую заранее!

- Да ничего пока... просто запомнила что так можно.

- Пойдем хоть посмотрим чего он там разбил.

Выходя из тренерской захватила веник и совок. Но они не потребовались. На стекле наискосок была трещина... и всего-то.

- Господи, какие скучные дети! Они даже окно разбить толком не могут! Вот наши бы... и разбили нормально вдребезги, и вылезли бы потом еще в это окно, и порезались бы, и убегали бы от тебя, и вы бы с Ленкой потом по порезам вычисляли кто это был!..

- По - твоему так было бы лучше?!

- Зато не скучно!

- Ах да... скоро Ленка приедет.

В моей голове после этих слов как будто что-то взорвалось. Боролись сразу два чувства - радость от того что снова будет весело, снова будет против кого дружить... а с другой стороны... Ленка... Значит постоянно быть настороже, значит что бы ни сделала нужно проверять не видела ли она, не сдаст ли.

И ведь бывают такие люди, которые без особых усилий напрягают всех окружающих своим поведением. Часто сами того не замечая.

Хорошо что предупредил заранее, надо вспомнить всё что делала в последнее время и понять можно это было делать или нет. Она всё равно заметит. И конечно расскажет ему. Всё как всегда.

Замечу что в отсутствие Ленки папа не стал прилежнее относиться к своим бумагам. Он просто находил ей замену. И так на её месте сменилось уже три или четыре девочки. Красивым почерком они пыхтя выводили надписи в журналах и списках. А я в те минуты радовалась, что мой ужасный почерк наконец-то пригодился. И меня он точно не ввяжет в эту кабалу!


*** много всего сразу ***

Шел 2002 год. Близились выпускные экзамены и защита диплома в колледже. Внезапно посыпались предложения по концертам нашей цирковой группе и мы выезжали на выступления чаще обычного. По вечерам в гостиницах писала отрывками сценарий дипломной работы, а в дни отдыха между выступлениями мчалась в клуб...

Всё перестало быть скучным внезапно.
Тренер произнес волшебные слова, которые расколдовали меня в один момент. Вероятно это и было то "Пора" которое он загадочно произнес и скрылся...

Первенство области по саньда. Через месяц.

Поставив на работе ультиматум что в определенный день меня точно не будет даже если придется выступать в Кремле, готовилась к очередным соревнованиям.

Что сказать... трудно быть девчонкой в мире единоборств. Никогда не знаешь найдется ли тебе соперник. Но готовиться надо. Иначе зачем всё это?

И я снова готовилась. Выматывала себя на силовых, на груше, в спаррингах.

Конечно это были спарринги с пацанами. Девчонки давно уже обходили меня стороной. Вероятно им хватало впечатлений от моей работы с грушей. Добровольно вставать со мной в пару они не хотели. И принудительно тоже. Так что дралась с парнями, выбора не было.

Болело всё. Мышцы от постоянных нагрузок - тренировок, выступлений, репетиций... они уже болели все и всегда. Не помню в тот период дня чтобы ничего не болело. Постоянно хотелось спать. Постоянно хотелось сжечь учебники и послать к черту эту учебу.

Но в такие моменты Чёртик в моей голове активировался и кричал -

- Эй! Сдаться может каждый, а вот дожать до конца начатое трудное дело нет. Слабо да?! Эх ты, сдаваться собралась. Давно ли мы сдаваться научились? А может на соревнованиях тоже лапки кверху и сдашься? Что? Раз уж начали думать что сил не хватает, терпения мало, так давай сразу сдадимся. На соревнования не поедем, учёбу забросим. И работу свою бросим, будем в киоске газеты продавать целыми днями. Вот там никаких стрессов, сиди себе и продавай. Что? Испугалась? Не хочешь спокойной жизни? Я тебя знаю... Так вот и не капризничай! Бери свои тетради, садись на шпагат и дописывай уже эту часть сценария!

Чудный у меня Чёртик. Золото. Что бы я без него делала.

Вздыхаю, послушно подчиняюсь.

За всей этой безумной гонкой собственных событий пропустила несколько мероприятий клуба. Папуля не отвлекал меня, понимающе давая возможность заниматься когда позволял мой сумасшедший график.

События понеслись безумно быстро.

*** Соревнования ***

Огромный зал, большое количество участников, нервы. Миша... бегает там в толпе и не замечает меня. Пусть не замечает. Держась рядом со своей командой (сегодня я выступаю за клуб папули). Вспомнилось как еще год назад в другом зале была в команде Миши. Когда он вдруг принял решение усадить меня в состав судей на тайминг. Как я была зла на него!

Но сегодня... сегодня готова к боям как никогда. Даже лучше чем год назад. И сегодня я буду драться за наш клуб, за Сангера!

Что?.. Да, я по прежнему дерусь за компанию) За друзей, за команду. Папуль, прости, но за своих я буду драться всегда. 

Взвешивание и идем на перерыв в ожидании пока организаторы подготовят списки боёв.

Подходя к стенду мы встретились с Мишей. Он приколол последний лист, развернулся и увидел меня.

- Привет. Ты разве участвуешь?

- Привет. Да.

- Ты сама, одна готовилась?

- Нет, я здесь за клуб выступаю. Вот с тренером...

Конечно они были знакомы, не раз пересекаясь на таких мероприятиях все тренера нашей области знали друг друга. Пожав руки и пожелав удачи разошлись по своим делам.

Списки. Парни сразу бросились к ним считать сколько боев им предстоит. Я боялась снова не найти своё имя... Меня подозвал Сангер.

- Вот, какая-то девушка с тобой. Из клуба рукопашного боя тоже. Это хорошо.

Осторожно подошла к спискам. Действительно, я участвую! Это не шутка. Неужели сегодня случится всё к чему так долго готовилась... Наконец-то.

До моего боя еще больше трех часов, можно расслабиться и помочь мальчишкам.
Время летело, азарт соревнований, крики болельщиков, разбитые носы, кровь на ковре, нокдауны, медик, нашатырь, разбитые ноги, бинты, снова бои, победы, поражения, крики боли, крики счастья... всё это вперемешку несколько часов подряд.

Да, сейчас подобные соревнования проходят на порядок спокойнее, но тогда... почему-то мы все были более азартные, более активные и эмоциональные. Ах да, в телефонах никто не зависал... не было их. Все смотрели на ринг и болели за участников.

Близится время моего боя. Издалека наблюдаю за соперницей. Разминается, на шпагатах... значит ждать ударов ногами в голову, это нужная информация. Тренер ей что-то говорит, она кивает... вероятно настраивает. Оглянулась на папулю. Он посмотрел на меня удивленно и кивнул, мол что надо?

- Может скажешь что-нибудь перед боем?

Внутренне меня трясло от волнения и напряжения. Это вторые соревнования такого уровня. Первенство области... Клубные или городские уже не впечатляли, там долго даже не играла, сразу шла в отрыв по очкам и выигрывала, но тут... что за девушка? Судя по ударам по лапе довольно сильная. Есть растяжка. Стройная, и по всей вероятности выносливая... Да, да, я стояла и "накручивала" себя... и это заметил тренер. Из-за спины услышала его веселый голос -

- Боишься?..

- Готовлюсь...

- Она выше тебя немного

- Поняла уже

- На дальней дистанции проиграешь, у нее ноги длиннее. Заходи на ближнюю, попробуй броски. Только не сразу, сначала походи посмотри что умеет.

- Слушай, а мы точно в одной весовой категории?.. мне кажется она побольше меня...

- Ну кажется что да... сейчас приду.

Сангер ушел к столикам судей, как раз объявили небольшой перерыв. Нашел Мишу, видно было как общаются улыбаясь и соглашаясь друг с другом. Наконец он вернулся.

- Ну что?

- Да, она на одну категорию выше по весу. Но вас всего по одной каждая в своей категории. Миша решил что ты справишься. Я так же думаю.

- Ага? Решили они... Броски говоришь? Как я её бросать буду? Она ж тяжелее...

- Ну да... забудь про броски. Или роняй или бей больше руками. Если увидишь что совсем закрылась и устала, включай ноги.

Я зависла обдумывая свои возможности и варианты.

- Что молчишь? Если не хочешь рисковать, давай откажусь от боя...

- Ещё чего! Даже не вздумай! Я выйду с любой с кем поставят. Дай соберусь с мыслями.

Он говорил что-то еще, но я не слышала. Все звуки слились в один серый шум. Вокруг что-то происходило, мне надевали и шнуровали перчатки, шлем, защиту. Я старалась не смотреть ни на кого, их эмоции были сейчас совершенно не нужны. Только я и она, всё остальное не важно.

Мы вышли на центр ринга и... когда рука рефери взлетела и оставила нас с ней наедине я почувствовала... страх. И ничего больше. Секунда сковала меня и мозг сообщил что она меня намерена сейчас бить. Она выше, тяжелее, с хорошей растяжкой... Как выйти из ступора?.. Что это вообще такое?! Впервые почувствовав это не понимала как выходить из такого состояния.

Вдруг сквозь серый шум стали слышны отдельные слова - Бей! Нападай!.. И я поняла что она тоже стоит и ждет. В меня полетел удар, не быстро, не сильно...
машинально отошла. Потом второй, третий... ухожу, отбиваюсь. Что происходит?..

Как выйти из этого состояния? Рефери остановил нас и мне сняли баллы за отсутствие атакующих действий. Бой продолжился.

Ухожу, отбиваюсь, понимаю что можно рвануть в контратаку, но почему не делаю этого??? И... вот отвлеклась на секунду и пропустила удар в голову... отшатнулась.

Вероятно удар был сильным, болельщики зашумели, рефери подошел спросить всё ли в порядке. Кивнула.

Этот удар разбудил меня. Она дала понять что намерена бить сильно, а значит... и мне тоже можно. Ну и ладненько.

После следующего взмаха рефери бой продолжился совсем по-другому. Я пошла активными сериями в голову и пару ударов она тоже пропустила. Мне снова влепили предупреждение... теперь уже за серийную работу. Сложно переключиться с правил рукопашного боя на правила саньда, есть ряд ограничений. Вспомнила, приняла к сведению. Поехали дальше.

Еще несколько атак и уходов, несколько пропущенных ударов... наконец первый раунд закончился, иду к тренеру...

Увидев его позу и выражение лица замедлила шаг. Обычно в клубе в подобной ситуации лучше к нему близко не подходить... что здесь от него ждать?..
Вариантов нет. Подошла, смотрю на него, жду что скажет...

- Доча... ты если боишься, можем отказаться... я ж предлагал сразу. Что происходит? Всех девчонок клуба запугала, половину парней избила, а тут эту девку боишься?.. Напомнить тебе как ночью на улице дралась?.. Напомнить как вчера на тренировке двоих парней загоняла?..

- Лучше б подсказал что делать, не вижу как к ней подойти...

- Да с ней всё можно делать!.. она медленно соображает. Если быстрее двойку пробьёшь точно попадешь, не поймает. Ноги включай сейчас, она похоже своей растяжкой пользоваться не умеет, бей ногами. И всё что нарабатывала в парах с парнями, давай включайся!..

Раунд два.

Действительно ногами работает медленно. Пока выносит удар, успеваю воткнуть двойку или сделать свой удар ногой. Бой становится живее и интереснее. Страх растворился окончательно, остался только снаряд для отработки ударов.

Пару раз нарвалась на встречные джебы, но и от меня она хорошо получила ногами в голову. К концу второго раунда заметила что она стала опускать руки... прекрасно открывшаяся мишень голова конечно сразу стала атаковаться. И руками и ногами. Теперь она уже боялась опустить руки от головы... эх, вспомнилось как с разбегу врезалась в грушу боковым ударом ноги.

Вот бы точно знать что не нарвусь ногой на локти... хотя... Сделав обманный выпад с явным намерением атаки в голову добилась своей цели - она подняла руки еще выше закрыв голову, путь свободен!.. Секунда, но этого вполне достаточно. Подпрыгнув нанесла резкий йока гери в корпус загрузившись в удар и она отшатнулась назад на два шага. Рефери остановил бой, подошел к ней. К ним подошел её тренер... они отказались продолжать бой!

Подождав пару минут пока боль от удара утихнет, она вышла на центр ринга. Рефери взял нас за руки и... да) Моя рука взлетела вверх. Только теперь я услышала что кричат зрители и моя команда.

Снимая защиту выслушала о себе всё что думал тренер... и была крайне озадачена своим сегодняшним ступором. Нужно потом в спокойной обстановке понять почему так произошло и научиться этого избегать.

Ах да, еще один момент этого дня. Впереди еще более сложный психологический момент. Награждение. Это ведь нужно будет лезть на первую ступень и ждать награждение, а всё это время на тебя все пялятся, а ты стоишь как кукла на витрине и дико неудобно себя чувствуешь...

В общем пришлось наврать тренеру что болит голова, тошнит и вообще плохо себя чувствую. Как вы поняли награждали в итоге его а не меня. Чудно!

*** Релакс ***

Релакс обломился сразу после соревнований. Активная подготовка к защите диплома и концерты.
Усталость накапливалась всё больше. Несколько лет постоянных выступлений всё чаще толкали к мысли бросить эту работу. Но останавливало одно - заменить её было нечем.