Фак-н-ролл

Серж Дручин
.........Публицистическое эссе с системными элементами.
.........Осторожно! Острое слово! Не рекомендуется к прочтению смишникам,
.........умникам, политиканствующим особам и прочим лицам с ограниченным
.........мышлением.
.........Впрочем, запретить не могу, но вы предупреждены.

Одна небольшая просьба — держать в голове то обстоятельство, что эссе (за исключением этого абзаца-дополнения) написано в 2014-м году, в мае месяце и ему уже 9 лет на момент публикации на Прозе.ру Свидетельство о публикации на Литсовет отражает момент публикации на сайте, а не дату написания. Т.е. эссе какое-то время отлёживалось. Возможно, сейчас я писал бы не с такой жёстковато-сатирической позиции, но не вижу смысла править — смысл от этого не изменится. )
За сим — к столу, вскипело!


Фак-н-ролл — похоронный "марш" человечества. Он звучит всё громче, всё настойчивей. Даже не смотря на заткнутые затычками уши, в которых плещется шумовая какафония, уверенно приближающая человеческое существо к помойке Истории. Недолгой истории этого человечества, так и не сумевшего даже приподняться над своими основами. Так и не сумевшего дотянуться до плодов знаний, о которых ему хорошо известно даже сейчас, о которых оно, в лице редкостных мудаков с умным видом, с важностью высших авторитетов и презренным взглядом сквозь очки, так любит рассуждать, нимало не заботясь о существовании какой-бы то ни было пользы от таких рассуждений. (Кроме, разумеется, умоблудного удовлетворения чувства собственной важности).

Если взять мир, исключив в нём любые проявления и само бездарное существование человечества, то окажется, что он, если и не совершенен с чьей-то дилетантской точки зрения (с кочки зрения существа, почти ничего мало-мальски полезного не сотворившего в своей мутной жизни), то по крайней мере сбалансирован, а точнее говоря — гармоничен. И это центральный закон вселенной, по крайней мере той её части, где нас "посеяли", надеясь на урожай. Можно предположить отчаянную смелость (или крайнюю необходимость?) такого ожидания, ведь вдобавок ко всем нашим "потенциалам", о которых практически никто не догадывается, дана была очень видная вещь — полная, ничем не ограниченная свобода выбора каждого проклюнувшегося в мир человеческого существа. И на страже незыблемости этого закона для человека, похоже, стоят самые мощные силы во вселенной. Каждый может быть чудодеем, создавая нечто, живущее даже тысячелетия, или угрёбком, о котором не вспомнит никто, включая ближайших родственников, а если и вспомнят, то лишь для того, чтобы пробормотать: «Надеюсь, теперь ему значительно лучше» или «Надеюсь, теперь он хоть что-то понял». Разве это не свобода выбора? Разве сбиваться в стадо (чтобы быстрее вытоптать собственное пастбище) — это не свобода выбора основной части населения, ассоциировавшей себя с особым видом баранов — баран цивилизованный? Или даже — высокоцивилизованный? Разве разнузданное уродство во всём, начиная с порчи кожи, заканчивая одеждой, остатками мыслительных способностей и поведением, коверканием языка, речи и уничтожением ценностей, оберегающих и придающих смысл каждой жизни, не есть свободный выбор каждого индивидуя? Разве узурпация в одних руках "рупоров вещания", огромных информационно-эмоциональных потоков, смывающих на своём пути любое инакомыслие — не свободный выбор?

Хотя, умище будет с ненавистью пищать, что стадо не может без пастуха и ограждений (с этим не поспоришь, это так и есть), что внутри стада можно выбрать только одну дорогу — вместе со стадом, иначе затопчут, даже не заметив (и это всё было и есть в истории, и тоже бесспорно). Но знаете в чём фишка? Хитрожопость ума состоит в том, что на сегодняшний день ум используется массово в основном для создания ограничений и создания оправданий. Но ни в коем случае не для того, чтобы сначала остановиться, потом оглядеться и начать карабкаться вверх. Я почему-то уверен, что мало кого утешит факт того, что человечество погибнет всё, целиком. Какой смысл продолжать эксперимент, зашедший в тупик? Тем паче, что мы знаем, что так уже было несколько раз до нашего появления на Земле.

Второй момент, которым изворотливый умище ставит в тупик попавшего под его влияние, это то, что человек не пытается даже подумать о том, что именно в его собственной жизни можно поменять. О том, что именно в его силах взяться и сделать прямо сейчас. Он будет думать о глобальном, обо всём человечестве, не умея в должной мере работать с собственными проявлениями (мыслями, поступками, чувствами, эмоциями) в этом мире. И если бы только думать. Это взбесившееся от переполняющей его важности и значимости чудовище не просто находит очередную догму о том, как осчастливить человечество (многие уже забыли про Ленина и Гитлера, больших затейников мысли и любителей поглядеть, "чо будет"), оно начинает неуклонно воплощать свои "великие идеи", если уже имеет необходимые ресурсы, или загаживать этим убожеством пространства кухонь, "рабочих кружков" или "тайных обществ", а ныне — сми и интернета, и в конечном в итоге всё те же сообщества гиен, которые роются в этой помойке.

Мысль обладает свойством, формирующим вектор силы. Т.е. начинают происходить события, тем более масштабные, чем большее количество людей начинает мусолить в своих головёшках превращённые гениями профанации из сми идеи в расхожие, банальные лозунги. Особенно хорошо эти "словесные цепи" прорастают в богато унавоженных всяким мусором головах, которым с детства вдалбливали, что существует некая народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках. Это на самом деле не мудрость, а обобщение опыта жизни каких-то поколений для их и только их условий жизни. И когда эти условия менялись крайне медленно, то и верности утверждений или рецептов хватало на несколько поколений. Но, с некоторого этапа, изменения "среды обитания" стали происходить настолько быстро, что даже в рамках одного поколения нужно последовательно, одну за другой, менять несколько парадигм. Хотя, ведь англичане (островитяне-консерваторы!) не зря предупреждали полтора века назад, что не меняют своих мнений только дураки и покойники. Покойники не могут, дураки не хотят. Т.е. какие иметь представления об этом мире и своём месте в нём — тоже свободный выбор каждого. Поэтому одни выбирают лозунги — удобная вещь, когда в результате мозгодиареи ничего другого в голове не задерживается, другие шарятся по цитатам великих, пытаясь сверять с этими мыслями свои поступки, чтобы иметь оправдание и заглушить страх сделать ошибку (облажаться, в их представлении). И лишь единицы из сотен тысяч вокруг пытаются увидеть мир своими глазами, но, безусловно, стадо в этом мешает.

Наверное, чисто теоретически (потворствуя праздному уму), есть рецепты, этакий стадоформирующий поведенческий фактор — не ищи своё, возьми готовое, но тогда зачем же у нас индивидуальное восприятие не только внешней стороны жизни, но и самих себя, включая те самые формы проявления (повторю, что это мысли, чувства, эмоции и поступки)? Глядя даже на растения, удивляешься тому, насколько всё необходимо и сбалансировано, мало того, даже растения могут приспосабливаться к условиям своего обитания. А у человека адаптивность превышает все мыслимые пределы (а это ещё мы о себе ничего толком не знаем!). И при этом мы хотим, чтобы были некие внешние правила, соблюдая которые человечество обретёт желанный покой. Да, вот до такого идиотизма чистой воды ум и доводит. Если будут внешние правила, то это законченная форма. Если она вдобавок устойчива, то развитие на этом закончится. Мы превратимся (по смыслу) в растения, и будем жить этой жизнью. Весьма утопичный финал, надо сказать, даже люди с нулевым здравомыслием легко могут это понять.

Любая система основана на внутренних законах и мерностях, т.е. закономерностях. При этом её устойчивость — это сохранение целостности или функциональности при взаимодействии с внешним миром. Если внешнее воздействие превышает устойчивость — система рушится. Не всегда фатально, это зависит от её т.н. регенеративности, т.е. способности к самовосстановлению. Открытые системы (не замкнутые сами на себя) взаимодействуют с внешним миром и при этом они воздействуют на сам внешний мир. Т.е. выходят на более сложный уровень взаимодействий вообще. Внешние условия начинают меняться под воздействием обменных процессов с открытой системой. И по иному воздействовать на саму систему. Т.е. характер взаимодействия всё время меняется. Такие открытые системы можно было бы назавать обучающимися, если бы они не были в то же время и обучающими.

Происходящий между открытой системой и миром обмен информацией приводит к обоюдному движению. Исходов несколько. Либо запасов "гибкости" или ресурсности открытой системы будет недостаточно и начнётся её коллапс, либо гибкая открытая система начнёт заимствовать ресурсы из внешней системы и таким образом расти, и в итоге может поглотить внешнюю, (при этом мы помним о их глубоком, расширяющемся взаимодействии) и при этом снова гибнет сама, оставшись без ресурсов. Ну, дело не только в ресурсах. При поглощении внешней, открытая система становится замкнутой. А тут — как повезёт. Она может эволюционировать дальше, но единственно возможной формой дальнейших серьёзных изменений может быть только порождение из себя некоей открытой системы, с которой она теперь будет взаимодействовать, став, по отношению к порождённой — внешней.

Подобные процессы безусловно протекают в нашем мире, но если в качестве открытой системы взять человечество, как, например, эксперимент некоего высшего разума (который так или иначе вмещается в наши представления о мироздании) то очевидно, что эти оба варианта нас не устраивают. Мы можем лишь поддерживать баланс между внешним миром и своей системой, при этом, у самообучающейся системы нет и не может быть рецепта. Т.е. никакие волшебные знания древности либо так называемые "достижения" науки и уж тем более, бред всяких -ологов, начиная с культ(ур)- и заканчивая полит- и идеол- (звучит-то как идол или даже близко к звуковой картинке слова "дьявол") нам не помогут — мы меняем мир вовне, как открытая система и меняемся сами. А система в этой модели (мы рассматриваем модель, ибо рассматривать сам мир пока у людей не получается) состоит из людей и их взаимодействия между собой — что тоже являет собой ещё одну открытую систему — Я и Другие. Нам созданы наилучшие возможности для изменения, но как раз именно это мы и стремимся не делать, изо всех сил, изобретая умом отмазки (научные обоснования) или убеждая себя в невозможности жить по другому.

Почему-то молекулам газа в сосуде (например, воздуха в вашем пустом стакане) не приходит в голову разом долбануться в одну из стенок, например, "строго на север". И их "хаотическое" (на самом деле слабо поддающееся математизации с точки зрения каждой отдельной молекулы) броуновское движение обеспечивает стакану устойчивое равновесие. И даже — целостность формы. А глядя на то, как "самая цивилизованная" часть человечества, в лице бывшей Европы, ринулась в одну сторону, на помойку, на кладбище, понимаешь, что люди глупее молекул воздуха. Вот к чему приводит попытка, находясь внутри системы, создать внешние правила и подчинить этим правилам сразу всех живущих.

Понятно, что кого-то, обладающего реальной властью над планетарного масштаба событиями в жизни людей, почему-то ужасает цифра 6-7млрд и они всеми возможными способами пытаются её уменьшить, при этом нимало не заботясь о том, что будет происходить со всей системой в целом. А она неоднородна, и несмотря на внешнюю схожесть стад баранов между собой, несмотря на внешнюю схожесть их реаций и поведения, всё-таки даже каждый из баранов отличается друг от друга. Иногда и радикально. Эти различия при естественном ходе развития только растут. Именно поэтому неименуемо приходит момент, когда прежняя схема управления перестаёт работать или даёт сбои. Начинаются бунты — т.е. преодоление внешних ограждений, но привычки жить и быть самостоятельно у стада нет, и когда накопленное количество энергии, наиболее часто принимающей форму ненависти, заканчивается, то всё возвращается на круги своя, ибо ограду можно сделать другой формы, другого качества и из другого материала, а сейчас, с помощью информационного воздействия, ещё и невидимой и неощутимой для особи, и вернуть стадо в загон. Кстати, еда и поилки там работают вполне приемлемо для физического существования. Разве что внутри начинается борьба за то, кто больше употребит, и кто будет ближе к кормушке, а кто дальше от неё. Зато всё готовое. На все вопросы тебе ответят. Не нужно ничего делать самому, просто выполняй условия схемы. Иерархичность такого способа "выживания" — результат самообучения открытой системы. Она естественна, и вряд ли будет что-то иное.

Итак, попытки улучшить окружающий мир (или общество) закономерно скатываются к тотальному уничтожению тех, кто не принимает очередной идеи очередного благодетеля о том, как благоустроить мир. Потому что это попытка подменить естество и баланс существования открытой системы и среды (в самом широком смысле этого слова) её обитания или нахождения, на некие, высосанные из мозгов с прямыми извилинами "правила", в результате которых и наступит всеобщее благоденствие. Что-то пока благоденствие одних возникает за счёт ухудшения условий жизни других. И других форм история не предлагает, ибо их и не было. Но если в древних мирах "свободные" люди умудрялись создавать произведения искусства, дожившие до наших дней, записывали мысли, некоторая часть которых актуальна даже сейчас, то нынешние "свободные", а на самом деле просто освобождённые от необходимости развиваться и решать свои жизненные задачи, творят мерзость, хаос, распад и деградацию. Кстати, хороший ведь повод снова всё вернуть в железные руки сурового порядка, наглядная демонстрация того, что стадо без пастуха погибнет... Вот такое передёргивание, затрагивающее жизни и судьбы миллионов людей, которые сделали свой выбор: не делать собственного выбора.

Динамическая система движется (странно, если бы было иначе, да?) и поэтому в ней не может быть статических элементов, вне определённых зон. Зебры даже льва могут прикончить. Они бегут по кругу, вокруг льва, не давая ему выскользнуть. Его единственная возможность не попасть под копыта — это бежать вместе с ними. Если не удаётся проскользнуть под "живой каруселью", то силы кончаются и он перестаёт двигаться или сильно замедляется. И его тут же добивают копытами.

Так что только движение может помочь человеку остаться человеком. А если он ещё хочет развиваться (качественно, вверх, говоря условно) — то ему нужно двигаться ещё быстрее. О чём ещё Королева предупреждала Алису.

« — Какая медлительная страна! — сказала Королева. — Ну, а _здесь_, знаешь ли, приходится бежать _со всех ног_, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!»

Льюис Кэрролл, "Алиса в стране чудес", в переводе Н. Демуровой. Первое издание вышло в 1865 году. В 2015 ей будет 150 лет...

Однако, ("сматры, нэ пэрэпутай!") бессмысленные движения руками и ногами увеличивают энтропию вселенной, как сказал один шутник, так что не любое движение гарантирует развитие. Некоторые движения гарантируют Фак-н-ролл, и звуки его всё слышнее и слышнее, несмотря на истерический свинной визг сми...


Вс 18 май 2014 13:00:52
Cвидетельство о публикации 463077 [Литсовет]
© Дручин Сергей 22.09.14 20:49