Адвокат Часть 1

Леся Великанова
   
   В классе было тихо. Учащиеся, чьё поведение оставляло желать лучшего, всячески старались не выделяться на уроках истории, которые вела Наталья Кирилловна. Почётного педагога раздражало практически всё. За малейший шорох она начинала истошно кричать своим скрипучим, дрожащим голосом. Слушать это никто не хотел, поэтому дисциплина всегда была идеальная. Администрация школы часто пугала нарушителей её именем и не увольняла пенсионерку, несмотря на пристрастие к давно устаревшим методикам преподавания. За скверный характер и выцветший зелёный костюм, который она периодически носила последние лет десять, дети дали ей прозвище "Крокодиловна" и старались лишний раз с ней не пересекаться.


- Участники Потсдамской конференции решили провести суд. Над кем вы уже знаете. Это нацистская партия и деятели, которые занимали высокие посты в Германии. Естественно, в то время. Заметьте, не обвиняли, а только считали их... Там на конференции... Виновными в совершении военных преступлений, - как бы прожевывая, выдавала информацию учительница, - международный военный суд в Нюрнберге был образован в августе 1945 года. Это понятно? Нюрнбергский процесс проходил с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года. Сколько это по времени? Почти год. Да? 10 месяцев и 10 дней получается. Или 11? В любом случае, это долго. Были призваны к ответу 24 нацистских руководителя, 12 из которых приговорили к смертной казни.

- Если бы Крокодиловна там была, всех бы расстреляли, - послышался еле слышный шёпот на задней парте.

   Тот, кому это сообщалось, поперхнулся и покраснел, прикладывая огромные усилия сдержать смех.

- Так! Гаврилов! Конечно же, он больше всех знает. Хочешь поделиться своими познаниями с классом? Прошу. Выходим, выходим.

   Педагог подошла к парте и показала пригласительный жест. Мальчишка не трогался с места.

- К доске... - закричала учительница.

- Простите, Наталья Кирилловна. Я в туалет хотел отпроситься.

- Ты отпроситься хотел, а Парамонов в штаны наложил?

   Класс, который с любопытством наблюдал за происходящим, занялся хохотом.

- Тихо! - приказал педагог.

   Мгновенно воцарилась тишина.

- Весь класс будет наказан! - возвращаясь за учительский стол, пригрозила Наталья Кирилловна. - К следующему уроку прочитать две книги. Первая... Записываем! Лебедева Наталья Сергеевна "Подготовка Нюрнбергского процесса". Нюрн... Нюрн... Нюрнбергского... Процесса. Вторая: Руденко Роман Андреевич "Судебные речи и выступления". Прочитать! Сделать конспекты! Кто-то не понял?

   Класс сидел расстроенный. Виновник решился исправить положение.

- Наталья Кирилловна, можно только я это задание буду делать? Не хочу, чтобы все из-за меня страдали.

- Учёба в школе теперь "страданием" называется? Кто здесь страдает?

   Дети молчали.

- Прочитать! Обязательно! Это нам поможет обыграть Нюрнбергский процесс. Давайте представим, что Гитлер не избежал правосудия... Прокурором назначаю Парамонова. Подготовишь обвинительную речь. А адвокатом будет Гаврилов.

- Чьим адвокатом?

- Ты присутствовал на уроке?

- Да.

- О чем я сейчас говорила?

- О Нюрнбергском процессе... Но Гитлера же там не было.

- Именно поэтому мы и будем его судить, а ты защищать.

- Не стану я Гитлера защищать.

- От этого зависит твоя годовая оценка. Посмотришь материалы и предоставишь оправдательные факты.

- Наталья Кирилловна, нет таких фактов.

- Гаврилов, ты не можешь этого утверждать, пока не изучишь тему. Поищи информацию.

- Давайте другого подсудимого выберем.

- Всё! Ты назначен адвокатом, иди, готовься. Готовиться всем! Я приглашу администрацию школы на урок.


   Прозвенел звонок. Ученики, озадаченно переглядываясь, покинули кабинет. Женщина закрыла дверь и направилась в учительскую.


- Коллеги, в понедельник со своими ребятами решили провести открытое мероприятие, посвящённое Нюрнбергскому трибуналу. У кого четвёртым уроком "окно", милости просим.

- Наталья Кирилловна, надеюсь, единая концепция изучения истории России в нашей школе будет соблюдена? - с большим недоверием, осведомился директор.

- Игорь Вениаминович, конечно, - пообещала учительница, - будет соблюдена и поспособствует созданию условий для формирования понимания у детей вечных человеческих ценностей. К тому же, коллеги, она позволит нам приобщиться к великим событиям мировой истории. Ну, а главное, предоставит учащимся возможность дать самостоятельную нравственную оценку тому времени.

- Да?

- Да, Игорь Вениаминович!

- Очень интересно. Я обязательно буду присутствовать.

- Ваше внимание к моему классу безумно приятно.

   Многие учителя, подобно начальству, также изъявили желание посмотреть анонсируемое событие.

   Понедельник наступил неожиданно быстро.

Продолжение следует...