Старинная вещь. Портновский стол

Вадим Прохоркин
Это не бабушкин стол, но очень с ним схож.

Начало - см."От автора" - http://proza.ru/2020/11/02/719

СТАРИННАЯ ВЕЩЬ. ПОРТНОВСКИЙ СТОЛ ИЛИ СТОЛ ДЛЯ ШВЕЙНЫХ РАБОТ

О том, что моя бабушка, Клавдия Сергеевна, была обучена швейному мастерству, я уже упоминал в рассказах о швейной машине «Singer», манекене, бабушкиных платьях и о других старинных вещах, так что повторятся нет смысла.
На этот раз хочу рассказать еще об одной старинной вещи - бабушкином портновском столе или столе для швейных работ и о его судьбе. 

Этот стол я видел с самого раннего детства так же, как видел бабушкины швейную машину «Singer» и все швейные принадлежности. Но не знал, что это портновский стол.  Не знал также, когда стол был приобретён. Могу предположить, что бабушка его купила в период учёбы швейному мастерству для получения навыков по раскрою тканей и проведения других швейных работ. Но, возможно, она купила его значительно позже, когда, освоив швейное мастерство, стала принимать заказы, и стол ей стал необходим по работе.

Выше я указывал, что видел стол с самого раннего детства, но тогда я был еще очень мал и никакого интереса он у меня не вызывал. О том, что это так называемый портновский стол, я узнал от бабушки, когда мне было уже года три.  Я рос любопытным ребёнком и, как говорят, до всего имел дело. И не удивительно, что бабушкин стол я не мог оставить без внимания. Мне было очень интересно наблюдать, как она большими ножницами ловко разрезала  принесённые заказчицами ткани. Меня волновал вопрос, зачем такую красивую ткань бабушка режет на куски, и я спросил её об этом. Она рассказала, что ткань она не просто режет, а раскраивает по выкройкам из журнала мод.  Бабушка достала журнал мод и показала снимок платья, для пошива которого она делает эту работу. При этом отметила, что заказчица привередливая, большая модница, фасон платья выбрала красивый, очень трудный в пошиве.  Однако бабушку это не испугало, у неё были разные заказчицы и с ними она всегда находила общий язык. А шить ей в царское время доводилось и более модные и сложные в исполнении платья. Свидетельством её мастерства может служить платье, пошитое ей для себя. (См. Миниатюру "Старинная вещь. Бабушкино платье" - http://proza.ru/2021/05/25/870). 

Мне хотелось так же ловко раскроить ткань, но бабушка сказала, что швейным делом в мои три года мне еще рано заниматься. А чтобы меня не огорчать, дала мне маленькие ножницы и лоскут ткани, сказав, что я могу его разрезать, как угодно, но аккуратно, чтобы не поранит руки. И я с усердием резал, пока от лоскута  остались лишь маленькие кусочки. Вот тогда-то между делом бабушка мне рассказывала, в чём заключалась её швейная работа, что стол, на котором она раскраивает ткани, называется портновским столом,  и что нужен он не только для раскройки ткани, но и для иных работ, про которые она мне уже рассказывала.

Когда в начале 30-х годов наша семья получила две жилых комнаты в бывшем доме купца и просола Ченцова, подходящего места для стола, к которому имелся бы доступ со всех четырёх сторон, в квартире не нашлось. Уж очень он был велик. Опишу стол, каким он остался в моей памяти.

Это был довольно примитивный, тяжелый и массивный стол, имевший четыре толстых квадратного сечения ножки и довольно толстую столешницу. Указать его точный размер затрудняюсь, но полагаю, что ширина составляла 80-90 см, длина 180-200см, высота 70 см. но, возможно, я ошибаюсь. В квартире подходящего места для такого стола было не найти, о чем я уже упоминал.

Как быть? На семейном совете решили не морочить себе голову, отдать стол кому-нибудь из родственников или соседей, а лучше выбросить его. Но не все с этим кардинальным решением согласились, посчитав, что избавляться от такой добротной вещи, прослужившей бабушке много лет, смысла нет. Кто-то предложил использовать стол в качестве дров для отопления квартиры – уже польза, а кто-то предложил стол продать - деньги никогда не бывают лишними.  Идея не плохая. Стол хорошо сохранился, крепкий, без поломок, и покупатели на него нашлись бы. Но   против продажи запротестовала бабушка, уж очень ей не хотелось расставаться со своим любимым столом, на котором за прошедшие годы она раскроила не один десяток, а может и сотен, платьев.

Возникший спор разрешил сын бабушки, дядя Коля. Он предложил поместить стол, казалось бы, в самом неподходящим для него помещении - на кухне, а находившийся там старый поломанный стол выбросить.  Идея удивила, но всем понравилась, даже бабушке. Сразу же приступили к претворению её в жизнь.

Выбросив из кухни старый стол (вот он-то  и пошел на дрова), портновский стол установили как раз напротив русской печи.  На столе разместили керосинку, примус, кухонные принадлежности и всё необходимое для приготовления еды.
Стол очень удачно туда вписался. На его столешнице было достаточно места для всех кулинарных дел. Всё нужное было под рукой – и для приготовления обеда, и для выпечки хлеба (в голодные тридцатые годы бабушка пекла в русской печи вкусный хлеб), и для выпечки праздничных пирогов, так что стол продолжал активно трудиться, хотя и не по своей специальности.

Таким образом портновский стол превратился в кухонный и хорошо на кухне прижился. Прошло несколько лет и о его прежнем предназначении перестали вспоминать.

Началась война, в октябре 1941 года мы были эвакуированы в глубокий тыл, в Казахстан. В Калугу вернулись в сентябре 1943 года, а нашу квартиру, в которой мы жили до войны, нам вернули только в мае 1946 года. За прошедшие годы, в квартире сменилось несколько жильцов и, съезжая, они брали с собой «на память» что-нибудь из оставшихся в квартире наших вещей и мебели. Но на громоздкий неподъёмный портновский стол, охотников не нашлось, он стоял на кухне на прежнем месте, как бы ожидая нашего возвращения, и он нас дождался. А керосинка, примус и другие кухонные принадлежности нас не дождались, они перешли к другим не чистым на руку хозяевам.

На кухне стол прослужил еще более тридцати лет. В 1978 году наш дом был снесён, свою кончину стол нашел под его обломками.

По моим прикидкам, стол в общей сложности в качестве портновского и кухонного   прослужил в нашей семье примерно девяносто лет. Чем не стол-ветеран!