Новенький. Глава пятая

Галина Харламова
                ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

     Два дня подряд шёл дождь. Утята сначала радовались большому количеству воды, льющейся прямо с неба. Но потом они так промокли и замёрзли, что вынуждены были зайти в тёплый утиный домик. Им не оставалось ничего другого, кроме как зевать от скуки. Чтобы как-то развлечь себя, они начали играть в слова. А заодно и алфавит выучили с помощью Серёжи.
     Наконец тучи разошлись и на небе снова засияло солнышко. Утята вышли наружу и сразу жадно набросились на травку, по которой уже успели соскучиться. Вдруг в щели забора послышалась возня, и вскоре к ним во двор протиснулся их знакомый цыпленок. Утята были увлечены едой, поэтому на него никто, кроме Серёжи, не обратил внимания.
     — Моё вам добрейшее ку-ка-ре-ку! — поздоровался Рассвет. — Вот я и пришёл, как обещал!
     — Привет! — поприветствовал друга Серёжа.
     — Наконец-то закончился этот противный дождь! Бр-р! Не люблю воду. Всё это время я даже клюв не мог высунуть из курятника. А мои бесчисленные тётушки, пользуясь моментом, как с цепи сорвались со своими нравоучениями: «Делай так», «не делай этак». Скукота! Поэтому мне так не терпелось сбежать из дома.
     — Опять?
     — Что значит «опять»? Я каждый раз по разным причинам убегаю. В тот день, например, я к тебе знакомиться приходил, а сегодня у меня другие планы. Я тут подумал, а не отправиться ли нам в путешествие? А что? Было бы здорово! Вдвоём путешествовать по-любому лучше, чем одному. К тому же и повод есть хороший, чтобы смыться из дома.
     — Какой такой повод?
     — У тётушки гусыни, маминой лучшей подруги, вывелись гусята. И моих родителей пригласили на смотрины. Домой они теперь вернутся нескоро. Так что можно смело отправляться в путь. Никто и не узнает.
     — Идея так себе, — откровенно признался Серёжа, — ведь я не собирался сегодня путешествовать.
     — Неужели ты отказываешься сопровождать маленького, но очень смелого цыплёнка? Не ожидал от тебя такого. Я думал, ты мне друг! А ты…
     — Но тебе же запрещено уходить далеко от дома.
     — Подумаешь! — презрительно крикнул цыпленок. — Мне только и делают, что запрещают. Но всё-таки я хочу рискнуть. Последний раз спрашиваю, идешь ты со мной путешествовать или нет?
     — Нас же скоро вычислят и вернут домой.
     — Чепуха! — возразил цыплёнок. — Веселье у гусей только начинается, а к самому концу и мы придём. Только решать надо скорее. Пока на птичьем дворе царит суматоха, никто ничего не заметит.
     — Ладно, я иду с тобой! — решительно сказал Серёжа.
     Сквозь небольшое отверстие в заборе друзья выбрались на улицу. Из-за проливных дождей дорога, по которой ходили люди, превратилась в липкую грязь. Повсюду блестели лужи. Но маленьких путешественников это не пугало. У Серёжи был Рассвет, а у Рассвета — Серёжа. А двоим, как известно, все трудности по плечу.
     — Эй, молодёжь, — гавкнул из-за забора соседский пёс Патрон. — Куда направляетесь?
     — Да вот решили мир посмотреть, — с трудом вытаскивая лапку из грязи, ответил цыплёнок. — Но судя по всему, это была не самая лучшая идея.
    — Почему? Путешествие — дело хорошее. Вот мы с моим хозяином всю округу исходили. И вот что я вам скажу: мир огромен. Куда бы ты ни пошёл, ему конца и края не видно. Я надеюсь, вы взяли с собой компас?
    — Какой такой компас? — удивлённо переглянулись друзья.
    — Ну это коробочка такая со стрелочкой, которая показывает дорогу домой. Или вы не собираетесь возвращаться назад?
    — Мы об этом не подумали, — огорчился Серёжа.
    — Эх вы, «не подумали». Запомните хотя бы что я вам скажу. Держитесь всё время этого забора и никуда не сворачивайте. Тогда и мир посмотрите и дорогу домой найдёте.
    Друзья так и сделали. Тем более, что выбора у них не было: дорога-то всё равно была одна. Вскоре они наткнулись на бабочку, которая лежала прямо на кочке. Её нежные крылышки были заляпаны грязью. Она тихо плакала и не двигалась.
    — Что с тобой случилось? — спросил Рассвет. — Почему ты здесь?
    — Мои крылышки намокли, — всхлипнула бабочка. — Я совсем не могу летать. Ах! Если бы мне немного подкрепиться и обсохнуть…
    — Погоди, не реви! — решительно воскликнул цыплёнок. — Вы, бабочки, удивительные существа! Почти такие же красивые, как курочки в моём курятнике, но чересчур нежные. Мы с Серёжей поможем тебе добраться до дома. Скажи нам, где ты живёшь?
    — Вон на том белом цветке.
    — Постой, — одёрнул друга Серёжа. — А как же наше путешествие? Мы же обещали Патрону никуда не сворачивать.
    — Подумаешь! — беспечно сказал Рассвет. — Мы быстро отнесём бабочку домой и без труда вернёмся назад.
    Цветок рос на противоположной стороне дороги. Чтобы добраться до него, нужно было пройти в густой траве с десяток метров. «Пожалуй, цыплёнок прав, — прикинул Серёжа. — Это не займёт много времени». Он посадил бабочку на спину, и друзья отправились в путь. Их обступили травяные джунгли. Рассвет шёл первым. А за ним след в след ступал Серёжа. Иногда травинки так тесно переплетались друг с другом, что цыплёнку приходилось прилагать усилие, чтобы расчистить себе дорогу. Скоро друзья оказались на небольшом островке, свободном от растительности, где рос нужный им цветок.
    — Дальше я сама, — сказала бабочка. — Благодарю вас. Вы были очень добры ко мне. Надеюсь, когда-нибудь и я окажусь вам полезной.
    Попрощавшись с новой знакомой, друзья шагнули в густые заросли и двинулись в обратный путь.  Настроение у них было приподнятым. Им хотелось побыстрей выйти на открытое пространство, поэтому они ускорили шаг, насколько позволяли обстоятельства. Однако трава становилась все гуще и гуще и не было ей ни конца, ни края.
     — А мне понравилось делать добрые дела, — весело воскликнул Рассвет. — Я теперь буду всем помогать.
    — Давай сначала выберемся отсюда, — озадаченно пробормотал Серёжа. — Что-то мне подсказывает, что мы не туда идём.
    — Как?! — в ужасе закричал Рассвет. — Мы заблудились?
    — Похоже на то. Это всё ты виноват. Зачем мы только полезли в эту траву? Можно было бабочку на одуванчик посадить. Они даже на обочине растут.
    — Но я же не знал, что так получится! Я думал, что мы проветримся немного и вернёмся назад. Что теперь делать? Если мои родители узнают, что меня нет дома, такой переполох поднимут. И тогда меня точно в курятнике запрут, пока не состарюсь.
    — И поделом тебе! Будешь знать, как из дома убегать.
    — Придумай что-нибудь, а? — захныкал цыплёнок. — Ты же такой умный!
    — Надо звать на помощь, — сказал Серёжа. — Нас услышат и спасут. По-мо-ги…
    — Эй, выключите звук! — раздался чей-то недовольный голос совсем рядом. — Я же сплю.
    — Простите, мы не знали, что здесь кто-то есть.
    Неожиданно под их ногами пошевелился сухой листок, и из-под него выползло странное существо с крохотными рожками на голове и домиком на спине. Это была улитка.
    — Не знали они! Хорошенькое дело! — продолжала она ворчать. — Разве вам никто не говорил, что громко кричать неприлично?
    — Просто мы заблудились, хотели позвать на помощь, а тут вы…, — объяснил Рассвет. — Оказывается, путешествие не такая уж простая штука, как мы думали раньше. Сначала выбираешь маршрут и следуешь по нему. Отвлекаться никак нельзя. Шаг влево, шаг вправо — и ты уже потерялся. И с тех пор ты уже не путешественник, а пленник.
    — Ты это о себе говоришь? — удивилась улитка. — Как же вы оказались здесь?
    — Это неслучайно получилось, — с достоинством ответил Рассвет. — У нас были важные дела. А дорогу назад мы забыли.
    — Ну так и быть, помогу вам. Идите за мной.
    И улитка медленно поползла вперёд. Друзья обрадовались. Но их радость вскоре улетучилась. Прошло довольно много времени, а они не сделали и трёх шагов.
    — А нельзя ли побыстрее? — занервничал Рассвет. — Так дело не пойдёт.
    — Ах, какой нетерпеливый юноша, — рассердилась улитка. — Спешка к хорошему не приведёт. Всё-таки я моллюск, а не мустанг-иноходец.
    — Но мы очень спешим, — объяснил Серёжа. — А если будем передвигаться с такой скоростью, то просидим здесь до самой ночи. Куда это годится?
    — В таком случае, вам следует поискать провожатых в другом месте, — обиделась улитка и поползла обратно.
    Остались друзья одни. Вдруг на земляной кочке, так кстати выглянувшей из травяных зарослей, они заметили ящерицу. Та лежала с закрытыми глазами и, казалось, спала. Но стоило друзьям подойти поближе, ящерица промолвила:
    — Что так расстроило вас, ребята? Почему носы повесили?
    — Мы заблудились, — начал рассказывать Серёжа. — Уже много времени пытаемся выбраться отсюда, но у нас ничего не получается.
    — Ну, это не беда, а мелкие неприятности, — сказала ящерица. — Я помогу вам. Идите за мной, да не отставайте.
    Она скользнула на землю и в тот же миг скрылась в траве. Друзья бросились её догонять. Ящерица мчалась вперёд, словно выпущенная из арбалета стрела. Цыплёнок с утёнком видели перед собой лишь её остренький хвостик. Вскоре они запыхались и остановились перевести дух.
    — Нельзя ли полегче, уважаемая, — хриплым от быстрого бега голосом крикнул Серёжа. — Нам за вами не угнаться.
    Но ящерицы уж и след простыл. Друзья снова остались одни. Они не спеша двинулись, куда глаза глядят. А куда им было торопиться? Путь спасения они так и не узнали. Вскоре они повстречали лягушку.
    — Не думала, что когда-нибудь встречу домашних птиц, — сказала она. — Что вы здесь делаете, бедолаги?
    — Мы заблудились. Где-то поблизости есть человеческое жилье. Вот его-то мы и ищем.
    — Я знаю, где это, — воскликнула лягушка. — Тут недалеко, ступайте за мной.
    Она весело запрыгала по известной лишь ей одной лягушачьей тропе, а друзья двинулись следом. Они с трудом продирались сквозь крепкие стебли травы. Однако не отставали от проводника. Спустя немного времени, впереди мелькнул просвет, и вскоре друзья выбрались на открытое пространство. Они бросились обнимать друг друга. Радости их не было предела. Вот — дорога, на ней всё те же лужи, а за ними — зелёный забор. Как здорово, что они выбрались из этой ужасной травы! Друзья оглянулись, чтобы поблагодарить свою спасительницу, но её на месте не оказалось. Наверное, уже ускакала по своим делам.
    — Что-то мне совсем расхотелось путешествовать, — задумчиво произнёс Рассвет.
    — И мне тоже, — пискнул Серёжа.
    Не сговариваясь, друзья побежали к дому так быстро, как только могли. В несколько минут они преодолели приличное расстояние, и перевели дух только тогда, когда оказались в утином загоне. На птичьем дворе слышались весёлые голоса, шутки и смех.
    — Кажется, мы вовремя вернулись, — негромко сказал Серёжа.
    — А знаешь, что я понял? - спросил Рассвет. - Нет ничего прекраснее родного дома!