Лъчезар Стаменов - Работа по-детски

Виктор Лысенков
На детской площадке городского парка четверо детей играли в песочнице. Их мамы сидели недалеко на скамейках и разговаривали.

Маленький Пепи наполнил ведёрочко мокрым песком и осторожно перевернул. Потом слегка постучал совочком по донышку ведёрка и поднял его. Появилась небольшая песочная башня. Удовлетворенный, мальчик посмотрел на свою мать, ожидая одобрения, но та сосредоточенно что-то показывала в своём телефоне другим мамашам. Это его огорчило. Он привык, что все восхищаются его творениями. Даже не заметил, как к нему подошла маленькая девочка в красной курточке – Марая.

– Ты что строителем хочешь стать? – спросила Марая.

– Нет, я же не дурачок! – ответил Пепи, удивлённый её вопросом.

Игравшие рядом два других мальчика, прислушались к этому разговору.

– Раньше я хотел быть таможенником, – с важностью сказал малыш, – но сейчас – уже нет. Папа сказал, что самое главное в этом мире – это деньги. Таможенники туго набивают их себе в три глотки. Но за ними смотрят начальники. Если попадутся, то будет крах, и они вылетят с работы как пробки.

– Что такое ;глотка;? – спросила девчушка.

– Я точно не знаю. – пожал плечами Пепи – Думаю, что это какие-то сумки. Папа говорит, что лучше быть судьёй. У них нет начальников, и законов они не боятся. А самое главное, что они здорово берут на лапу.

– Что берут на лапу?

– Ах, какая же ты глупая! Деньги, конечно. Когда я разбогатею, куплю дом на далёком острове посреди океана – мне так папа сказал. Уеду из этой разграбленной страны и поживу как надо.

Девочка насупилась.

– Не переживай! Ты крутая! Я могу взять тебя к себе, будешь убираться и приносить мне кофе, – с неприкрытой самоуверенностью сказал Пепи, – Я женится не буду. Папа сказал, что не надо повторять его ошибок.

– Ты дурак! – рассердилась Марая и сильно толкнула Пепи.

Он упал на песок, но быстро встал и под яростным взглядом своей новой ;подружки; спокойно стряхнул песок с одежды.

– Я на тебя не обижаюсь. Мама тоже так обзывает папу, но он совсем не обижается.

– Я не буду тебе прислуживать! – сжала губы Марая и замахнулась для удара.

– Дети, не деритесь! – раздался крик с ближней скамейки.

Девочка отпустила руку.

– Нашёл себе… служанку! Деревенщина! Придурок!

– Ругайся, ругайся!.. Меня это не трогает… – продолжал дразнить её Пепи.

Девочка хотела уйти, но подумала, что это покажется отступлением перед таким наглецом.

– Если хочешь знать, я буду учителем английского языка, как наша соседка. Буду ходить на работу только для какого-то ;стажа;. А сама буду давать уроки на дому таким тупицам, как ты, и брать с них деньги. Мама сказала, что у соседки полно евро. Так что у меня будет больше денег, чем у тебя. Ну что, тебя зло берёт?!

Пепи притворился равнодушным и проигнорировал её слова. Он гордо перевернул второе наполненное песком ведёрко и вновь стал искать восхищённый взгляд своей матери.

Это взбесило Мараю. Она попинала его песчаные башни и исподлобья посмотрела на будущего судью.

– Слушай, ты, обезьяна! Я тебя сейчас ударю! – сжал кулаки мальчишка.

– Петре, не дерись! – окликнула его мать со скамейки.

Дети повернулись друг к другу спинами.

– Вы оба дураки! – промолвил один из мальчиков, играющих рядом с ними.

– Тебе-то что! Наверное, работать пойдёшь на завод и купишь себе велосипед в рассрочку? – ответил ему с иронией Пепи.

– Работать? Ни за что! Я буду получать свои деньги за сладкие слова. Никто на этом свете не сможет меня судить. Папа говорит, что такие люди живут лучше всех. Угадайте, кем я буду работать? – гордо спросил Гошко.

– Ты что, депутатом станешь? Так они очень противные. – попробовал угадать Пепи.

– Холодно, холодно… Я буду вкусно кушать и пить. Не буду сбегать на какие-то острова. И золотая цепь будет висеть у меня на шее весь день. Ну, что, угадали?!

Мальчик высокомерно посмотрел на своих новых друзей и сказал:

– Вижу, что вы довольно тупые, и дам вам подсказку…

– Я угадал, Гошко! – тут же закричал четвёртый ребёнок, Наско, – Ты очень хитрый! Станешь попом?

– Да, ты угадал!

– Ты знаешь, что вот из-за таких попов дороги к церквям зарастают сорняками. – вмешалась Марая. – Так часто повторяет мой папа.

– Мне всё равно! Главное, что деньги текут, а я не тружусь. Рано или поздно вы все придёте ко мне, чтобы вытрясти свои кошельки – с насмешкой заявил будущий служитель божий – поп Георгий.

– Ты кого трясти собираешься? – рассердился Наско и схватил Гошко за воротник.
Возмущённые Пепи и Марая тоже напали на него.

Послышались окрики:

– Атанасе!

– Петре!

– Марая!

Почувствовав себя в безопасности, маленький Гошко поправил растрёпанную блузку и пробормотал:

– Попадёте ещё ко мне, никуда не денетесь!

– Посмотрим, кто к кому попадёт! Вы хоть знаете, где находятся самые большие деньги? – спросил Наско, – Разве вам не сказали, что всего дороже? В детском саду вас не учили?

Наско посмотрел на детей и с гордостью изложил планы своего ;светлого; будущего:

– Нет ничего дороже – здоровья. Я стану врачом-хирургом. Открою частную клинику, и вы, рано или поздно, придёте ко мне. Я для вас придумаю всякие болезни. Видел это по телевизору. И все ваши денежки заберу. Потом пусть берёт вас поп Георгий, если захочет отпевать вас бесплатно.

– Я тогда отдам тебя под суд! – бросила Марая свой последний козырь.

– Ох, как сильно ты меня напугала! – Наско издевался над ней с чувством, что он выиграл партию, – Забыла, что судьёй будет Пепи. Он меня оправдает, когда я дам ему на лапу. Потом ещё присудит тебе штраф за оскорбление, и я получу свои деньги обратно.

Дети замолчали.

– Петре! – позвала мать Пепи. – Мы уходим. Пришло время урока английского.

Мальчик пошёл, склонив голову.

– Приятного урока! – дружно пожелали ему новые друзья и рассмеялись.

(Перевод с болгарского языка: Виктор Лысенков)

(Лучезар Стаменов «Прикосновение». Сборник рассказов (Коломна: Серебро Слов, 2023. С. 25-28.)