Обелиск на Эсквилине

Людмила Хаустова
(Из цикла «Азбука Рима»)

   Холм Эсквилин, к которому со всех сторон лучами сходятся улицы Вечного города, словно  короной увенчан базиликой Санта Мария Маджоре. Это один из семи главных храмов Города и один из четырех патриарших соборов (наряду с Сан Пьетро,  Сан Паоло за городскими стенами и Сан Джованни ин Латерано). В этих четырех базиликах имеется папский алтарь, где мессу может служить только понтифик, а также есть Святая дверь,  которая открывается раз в 25 лет, в юбилейный год.  Санта Мария Маджоре -  самая большая из  церквей Рима, посвященных Богоматери, и потому она и носит название Маджоре, т.е. Наибольшая. Впрочем, изначально базилику  называли Либериана,  или Храм на снегу, ибо появилась  она  на  холме  Эсквилин благодаря  чуду.
    Где-то около 350 года жил в Риме  чрезвычайно богатый и добропорядочный патриций Джованни. Поскольку наследников у него не было, он решил, что все его состояние после смерти пойдёт на богоугодные дела. Однако Джованни никак не мог придумать,  на что именно  употребить свои богатства. Богобоязненный патриций обратился с мольбой к Богоматери, прося дать знак, что ему надлежит  сделать. В ночь на 5 августа во сне  патрицию явилась Пречистая Дева Мария и сказала,  что он должен выстроить храм на том месте,  где назавтра выпадет снег. Джованни  тут же дал обет исполнить повеление Богородицы, хотя предприятие показалось ему достаточно нереальным...  Ведь снег в Риме даже   зимой  большая  редкость. А тут август на дворе! Удивительно, но папе Либерию в ту    же ночь  привиделся  такой  же  сон:  ему  тоже явилась Богоматерь и повелела пойти на площадь Эсквилин, где к утру должен выпасть снег. Даже папе слова Божьей Матери показались странными. Но уже спозаранку по Риму разнесся слух: "Снег! Снег на Эсквилине!" Глубоко потрясенные случившимся папа Либерий и  благочестивый патриций Джованни прибежали на площадь. Они поделились друг с другом сокровенными снами и заветом Божьей Матери. Объятый волнением, понтифик тут же начертил тростью на белоснежном покрове контуры  храма и  повелел приступить к работе немедленно.
    С того   дня  ежегодно  утром  5  августа в базилике Санта Мария Маджоре на папском алтаре отправляется торжественная месса.  В память о давнем,  чудесном  событии один из кессонов потолка над алтарем  открывается и оттуда на богомольцев, словно снежинки,  падают лепестки белых  цветов. А вечером на площади устраивается праздник,  и толпа собравшихся перед храмом с детским любопытством ждет красочного  зрелища -  падающего  с потемневшего августовского неба некоего подобия снега. 
     Археологические исследования подтверждают, что древняя базилика  появилась на Эсквилине в V веке. С той поры храм многократно реставрировался и  украшался сообразно меняющейся моде, но всё  же  он сохранил свои первозданные черты.
    Войдя в собор, взгляните под ноги:  в центральном проходе под пятым порфировым кругом в полу, выполненном в традиционной для XII века манере "косматеско",  покоится прах основателя церкви, патриция Джованни и его благочестивой супруги. А вот великолепный деревянный потолок с  гербом папы Александра VI кажется совсем новым,  хотя сделан он в XV веке.  Возможно, это отчасти объясняется тем, что для отделки потолка здесь впервые использовали настоящее,  немеркнущее золото. После открытия Колумбом Америки,  этого драгоценного металла навезли в Европу столько, что  его  стали использовать даже для украшения построек.  Золото для  потолка храма Санта Мария Маджоре подарили тогдашнему папе из испанского рода Борджа испанские монархи, Изабелла и Фердинанд,  за что и удостоились  памятника,  стоящего  в  вестибюле церкви справа.
    Базилика богато украшена мозаиками разного времени. От далекого V века  в  храме  сохранились центральный неф, обрамленный великолепной галереей из 40 ионических античных колонн,  вырубленных из цельных блоков мрамора. Если запастись биноклем, то над колоннами  можно разглядеть 36 интереснейших мозаичных панелей с миниатюрными иллюстрациями к Ветхому Завету. К V веку относятся и выполненные в римско-византийской манере мозаики в абсиде и на триумфальной арке. Они повествуют о рождении и детстве Иисуса.    В конхе абсиды, словно в высоте небесного свода,  предстает сцена торжества Богородицы и  коронации  её  Христом (художник Якопо Торрити, 1295 год).  Ниже, под их стопами,  чередой проходят солнце, луна и звезды, вокруг поют торжественные гимны девять ангельских хоров. А по поясу  абсиды идут сцены из жизни  Святой Девы Марии.
    От центрального алтаря  по нисходящим с двух сторон мраморным ступеням можно спуститься  в нижний придел. Здесь хранится драгоценнейшая реликвия — остатки ясель и колыбели Христовой.  Пять небольших кусочков дерева помещены в серебряную урну с прозрачными стенками, выполненную ювелиром и архитектором  Джузеппе Валадье (см. «Обелиск на Пьяцца дель Пополо). Эта реликвия  подарена папе Григорию XIII испанским королем Филиппом II.  Напротив  киота  с  бесценной  реликвией  известный итальянский скульптор XIX века Джакометти изобразил коленопреклоненного папу Пия IX,  навеки застывшего в  молитве.
    Если, поднявшись по левому крылу лестницы, обогнуть алтарь, то перед ведущими  к нему  ступенями, можно обнаружить мраморную доску скромной  семейной  усыпальницы семейства Бернини.  Что касается великого Джан Лоренцо Бернини, то до сих пор точно неизвестно,  похоронен ли он  здесь  или в  каком-либо другом месте. К концу жизни гениальный и неутомимый мастер, работы которого встречаются по всему Риму, впал в немилость, против  него даже было возбуждено уголовное дело в связи с трещинами, появившимися в соборе Святого  Петра.  К тому же стала отказывать правая рука. Но неунывающий неаполитанец  говорил: “Должна же эта рука когда-нибудь отдохнуть, ведь она столько потрудилась!” 
     Первая капелла  справа от алтаря носит название Сикстинской, или капеллы Святых Таинств. Она была задумана папой Сикстом V  как его усыпальница  и  выполнена Доменико Фонтана в классической манере. У правой стены её и обрёл вечный покой деятельный  понтифик Сикст  V.
     Напротив, в капелле Боргезе или Паолина,  названной так по имени папы Павла V из рода Боргезе, хранится древняя икона,  написанная, по преданию, евангелистом Лукой и привезенная с Востока царицей Еленой. По преданию, это одно из семи изображений Богородицы, принадлежащих кисти  евангелиста Луки.
(К числу остальных  относят ещё три римские иконы - в церквях Санта Мария дель Пополо, в Сант’ Агостино и  в монастыре Мадонна дель Розарио на Монте Марио. Евангелисту Луке   приписывают  авторство иконы  из монастыря Святого Луки  в Болонье, а также российской Владимирской иконы Божьей Матери и польской иконы Матка  Боска  Ченстоховска).
    В 590 году, во время свирепствовавшей в Риме чумы, папа   Святой  Григорий Двоеслов обходил город во главе крестного хода, держа в руках эту икону.  Проходя по мосту  к мавзолею Адриана,  он увидел парящего над усыпальницей Ангела,  который вкладывал карающий меч в ножны. Папа истолковал это знамение как окончание небесной кары.  С той поры к святой иконе всегда обращался народ, моля об  избавлении от эпидемий и мора.  Поэтому она получила название Салус  Попули  Романи,  то есть  дарующая здоровье народу римскому. Над украшенным драгоценными камнями киотом с иконой сияет позолоченный барельеф,   где  изображен  папа Либерий,  рисующий тростью на снегу контуры храма.
     Первую капеллу  с  противоположной  стороны  занимает придел крещения с барельефом Бернини,  изображающим  Успение  Богородицы (XVII век). Неприметная дверь в левой стороне баптистерия выводит в притвор с  древними  полами  "косматеско"  и сильно поврежденными фресками на своде.
    Отсюда можно выйти  в прилегающий к храму двор.  Справа у стены - древний колодец, а напротив, стоит интересное распятие. На кресте с традиционным изображением Христа,  с тыльной стороны укреплена фигура Богоматери  с  Младенцем. Этот крест венчает мраморную колонну в форме пушки. На стволе орудия  высечено связанное с императором Константином изречение: "Сим победиши". Этот необычный монумент поставлен папой Клементом VIII в 1596 году в знак прощения грехов королю Франции Генриху IV. Генрих Наваррский был предводителем гугенотов  во  времена религиозных войн.  В преддверии Варфоломеевской ночи он отрекся от протестантской веры. В 1593 году, произнеся ставшую крылатой фразу "Париж стоит мессы",  Генрих вернулся в лоно  католической церкви и стал королем Франции.  В 1598 году он издал Нантский эдикт, где  объявил католичество  официальной религией Франции, но  одновременно предоставил  гугенотам свободу  вероисповедания и богослужений.  В 1610 году Генрих был убит  католиком-фанатиком Равальяком.
    Над базиликой возносится  самая  высокая  75-метровая колокольня с четырьмя самыми мелодичными колоколами. Это последняя из традиционных романских колоколен, возведение которой было  завершено к 1377 году.     В центре площади перед храмом высится колонна мира. Статуя Богородицы с Младенцем на руках венчает установленную здесь в 1615 году  мраморную коринфскую колонну.   У подножия колонны струит освежающую влагу фонтан - традиционное украшение больших площадей  Вечного Города.
    Если же обойти базилику, то с тыльной стороны её можно увидеть ещё один монумент. Три потока беломраморных ступеней, которые символизируют Троицу,  нисходят к подножию пятнадцатиметрового египетского обелиска. На его розовой гранитной поверхности нет ни единого иероглифа.  Только трещины,  как морщины,  бороздят  грани его,  да черные скобы,  скрепляют  блоки,  на которые он был разбит безжалостным временем.  Высота обелиска  составляет 14,75 метров, а вместе с базой пьедесталом  и крестом более 25 метров.     Этот обелиск - близнец стоящего на Квиринале (см. «Обелиск на Квиринале»)  Оба монумента были привезены  в  Рим для украшения входа в мавзолей Августа, где они  и были найдены много веков спустя.
      Нетерпеливый папа  Сикст  V распорядился тут же извлечь обелиск из-под многометровой толщи земли. Выполняя волю первосвященника,  рабочие трудились без передышки целыми днями,  несмотря на изнуряющую жару.  А когда, наконец, обелиск достали из раскопа, он еще долгих    двадцать  месяцев пролежал,  мешая проходу и проезду,  в ожидании своей очереди. Ибо у папы за это время поменялись планы, и он вознамерился  прежде всего заняться перенесением другого обелиска в центр площади у перестроенного собора Святого Петра (см. «Обелиск на площади Святого Петра»). 
   Только в 1587 году,  по завершении работ у ватиканской базилики,  Сикст V задался целью  украсить обелиском площадь перед вратами своей резиденции на Эсквилине. Установку монумента  папа снова поручил архитектору Доменико Фонтана. Поскольку обелиск был разбит и сильно поврежден,  то его отреставрированные и скрепленные куски решили установить  прямо  на базу, не используя традиционных в таких монументах промежуточных, декоративных элементов — астрагалов.  На пьедестале с четырех сторон высечены тексты,  рассказывающие историю перевозки и установки обелиска,  провозглашающие триумф христианской веры над язычеством и напоминающие о поклонении императора Августа Богородице-Деве. Последнее посвящение выбито на той стороне обелиска, что обращена к храму, где хранятся остатки ясель Богомладенца,  рожденного Девой  Марией.