Дела давно минувших дней Глава 6 Вышеград

Ефим Шейнис
Глава 6
Вышеград

Пока мужчины были заняты, Настасья и Светозар гуляли по Киеву. Осматривали деревянные дома с резными украшениями, в которых жили простолюдины и каменные дворцы вельмож. Заглянули в «посад» – часть города, где жили и трудились торговцы, мастеровые, ремесленники и прочий люд. Побывали на торговой площади, там, как всегда, было очень оживленно и шумно. Попробовали медовые пряники и пастилу. С горы у Днепра полюбовались великолепной панорамой Подола и Левобережья и успели постоять у строительства Десятинной церкви.
– Мама, а что это за странное название, Десятинная? – спросил Светозар.
– На строительство и содержание церкви князь Владимир выделил десятую часть своего дохода. Отсюда и название – Десятинная.
В покоях князя Владимира, где отводилось место гостям, их уже снова ждал накрытый стол и князь спросил, понравился ли им Киев.
– Очень понравился, – поспешил Светозар.
– А когда ты подрастешь, ты его не узнаешь! Он станет еще краше!
– Я хочу повидать Малушу, – попросил Мал, – давно не видел дочь.
– Матушка с внуками сейчас в моем летнем имении – Вышеграде. Там и шума нет и воздух чище, эту поездку я вам организую прямо завтра, – согласился Владимир.
Вышеград оказался небольшим городком, расположенным в 16 вёрстах от Киева, вверх по Днепру. Это было любимое место княгини Ольги, обустройству которого в свое время она посвящала много забот. Он был расположен на высоком холме, прекрасно укреплён и служил форпостом Киева с севера. Около него обыкновенно переправлялись через Днепр, если шли на Киев со стороны Чернигова или из Киева в Чернигов, чтобы не переходить Десну.
Встреча была радостной. Малуша располнела, вполне освоилась со своей ролью матери великого русского князя Владимира. К ней нередко ездили советоваться бояре и просили похлопотать за них перед ее сыном.
– Я рад тебя видеть, – сказал Мал, – обнимая дочку, – ты выглядишь, как барыня! Я рад, что в крови Киевских князей будет частица крови древлян. И спасибо тебе за помилование. Как тебе удалось этого добиться?
– Это было непросто. Свенельд был против, чем ты ему так досадил? Но после его смерти я убедила Владимира, что, став свободным, ты сможешь сделать свою работу быстрее и лучше.
В просторном саду бегали и играли дети, за которыми присматривала немолодая скромно одетая воспитательница.
¬– Отец, хочешь увидеть Ладу? Давай-ка выйдем в сад, Лада, подойди к нам!
Лада не изменилась, только стала немного старше. Они обнялись.
– Лада, а я скучал по тебе. Тебя не обижали? Хочешь домой?
– У меня нет дома.
– Твой дом там, где я. Сейчас я возвращаюсь в Малин, это ведь и твоя Родина. Поедешь со мной?
– Мстиша, – вместо ответа закричала Лада одному из мальчиков, – здесь костер разжигать нельзя! Дети, отойдите от воды! Извини Мал, я ведь на работе, – с этими словами она побежала в сад.
– Конечно, ее здесь никто ни обижал. Я не забыла, как Лада ласкала меня вместо матери, – сказала Малуша. – У нее был сын, ушел воевать и не вернулся. Я спрашивала, кто отец, не сказала. Ты рад был ее увидеть?
– Не просто рад. Малуша, отдай мне Ладу. Будет кому принести стакан воды и закрыть мне глаза, когда придет мой конец. Я возвращаюсь в Малин. Со мной останется жить Светозар, его мать уедет к Добрыне, а мальчику нужна женская забота. Твои внуки уже подросли, да и дворни у тебя немало. Малуша, отдай мне Ладу!
– Отец, это не так просто. Надо ее спросить, захочет ли она ухаживать за стариком. Извини. Ты бы мог жить и здесь. Зачем тебе Малин?
– Это наше родовое княжество, наша Родина. Только там я буду чувствовать себя дома.
– Хорошо, я с ней поговорю. Расскажи, как ты жил все эти годы?
Отец и дочь еще долго сидели на крыльце, рассказывая друг другу о прошедших годах и, перебивая друг друга словами «А, помнишь?»
– Я поговорила с Ладой, – утром сказала Малуша, – она согласна ехать с тобой в Малин.
– Отец, – когда начали собираться, предложил Добрыня, – наверное, Настасья тебе уже не нужна. Она останется со мной. Вы поедете втроем, я вам дам охрану. Еще увидимся!