Солнце светит для всех - 7 глава

Елена Светлова 2
Софья Дмитриевна волновалась, она и раньше проводила индивидуальные занятия, но это или были воспитанники воскресной школы их Никольской церкви, у которых заботливые родители обнаружили музыкальные дарования, или взрослые люди, которые мечтали углубить свои познания в музыке, их ей присылали её подруги по Консерватории. Настя же была совершенно уникальным экземпляром: видно было, что она не была хорошо знакома с церковной жизнью, но свет, исходящий от неё, должен быть направлен только к одному Источнику, иначе соблазны мира увлекут девушку в тёмную сторону.
Размышления Софьи Дмитриевны прервал стук в дверь, на пороге возникла Анастасия, она робко поинтересовалась:
- Можно?
- Заходите, Настя.
Вслед за девушкой вошёл Игорь, который тоже несмело спросил:
- Софья Дмитриевна, можно я побуду на занятии, очень хочется услышать, как Настя поёт.
Софья Дмитриевна улыбнулась, подумав: «Да, тут может зародиться большое чувство», а вслух сказала:
- Ну что ж, пусть. А что же для Вас, Игорь, Настя не поёт?
- Просто не было случая, - поспешила ответить Анастасия, смутившись.
Софья Дмитриевна начала занятие, Игорь молча присел в сторонке, он понимал, что его главная задача – вселять своим присутствием в Настю дух уверенности, чтобы у неё хорошо прошёл урок церковного пения, раскрыв все её дарования. В них он не сомневался, хотя и знал девушку совсем немного. Игорь был убеждён, что их встреча неслучайна, ведь её устроил сам Господь.
Настя старательно повторяла за Софьей Дмитриевной простые церковные песнопения и ловила себя на мысли, что ей это очень интересно, она твёрдо решила научиться хотя бы азам богослужебного пения.
- Очень неплохо, - похвалила ученицу Софья Дмитриевна. – Конечно, нужно изучать теорию, да и на службах бывать почаще, тогда есть шанс, что сможешь петь на Пасхальной службе. Там у нас народу много обычно бывает, поэтому никто не обращает внимания, кто и как поёт.
- Здорово. Как я рад за тебя, - восхищённо посмотрел на Настю Игорь.
Она с удивлением взглянула на парня: будто и забыла, что он тоже тут присутствует – настолько захватило её искусство пения.
- Спасибо, я буду стараться. Для меня важно приобщиться и к этому виду пению.
- Ты занималась другим видом пения? – посмотрел на Анастасию Игорь.
- Да, серьёзно занималась, так сказать, эстрадным пением, - ответила она.
- Молодые люди, мне надо идти на занятие с детьми, поэтому пообщайтесь в другом месте. Можете сходить в нашу трапезную, - вмешалась в их беседу Софья Дмитриевна.
- Это занятие Варя будет проводить? – загорелись глаза у Игоря.
- Да, - проговорила Софья Дмитриевна. – Но там будет присутствовать директор воскресной школы, возможно, другие педагоги и священники, поэтому посторонним нельзя.
- Мы пойдём, - произнесла Настя, которой не понравился огонёк, вспыхнувший в глазах Игоря при словах о Варином занятии.
- Мне интересно, каково это заниматься с детьми, - как будто оправдывался перед ней Игорь.
- Мне трудно с чужими детьми, вот будут собственные, с ними я буду с удовольствием заниматься, - откровенно заявила Анастасия.
В это время они столкнулись с Варей, идущей им навстречу. Игорь спросил:
- На занятие спешишь? Софья Дмитриевна тоже туда пошла.
- Да, - Варвара грустно посмотрела на эту пару.
- Хорошо тебе провести занятие.
- С Божьей помощью всё получится, - Варя скромно улыбнулась.
- Ну, нам надо идти, - Настя потянула за собой Игоря.
Он последовал за Анастасией, размышляя о том, какие разные это девушки, но в каждой есть что-то прекрасное.

Варя не ожидала, что на её первое занятие с детьми придёт столько народу: директор воскресной школы, два педагога, отец Михаил и, конечно, тётя Софья. Ещё только её отца не хватало, но его присутствия девушке сейчас не хотелось – она бы двух слов связать не могла. А так вполне бодро начала первый для неё урок в воскресной школе, но её перебили старшие со своей речью о важности уроков в воскресной школе.
Варвара слушала их вполуха, изучая своих подопечных – вот там для неё открывалась целая Вселенная, их было двенадцать, начиная от шести до двенадцати лет, почему такой диапазон возраста, начинающий педагог не знала, но верила, что так надо. Она рассматривала ребят: вон её старый знакомый Савва, на удивление стал вести себя спокойно и даже повеселел, когда узнал, что теперь его будет учить Варя. Самой старшей девочке в группе Тане двенадцать лет, она из того же детского дома, что и Савелий. Вообще, странно, что в Вариной группе оказались ребята из детского дома. Для чего это? Какова Варина миссия в их жизни?
Не только Варвара смотрела на детей, внимательно изучала их и Софья Дмитриевна, ничего не отвлекало её от этого, так как её задачей на этом занятии было только морально поддержать племянницу. Савва вроде бы изменился, она так чётко подмечает в нём всё, потому что этот ребёнок уже успел стать для неё родным. А, может, так и было изначально? А Таня – взрослая девочка на фоне других, задумчива и как будто бы ощущает себя лишней, ведь у неё была семья, а что теперь? Вроде бы Анатолий Иванович обещал что-то выяснить про неё, да и их разговор не был закончен. Софье Дмитриевне за всё утро он не попадался на глаза, она поймала себя на мысли, что скучает по нему.

Настя и Игорь оказались на улице, оба в замешательстве молчали, наконец, Анастасия проговорила:
- Ну, я пойду.
- Постой, давай я тебя подвезу. Могу не до дома, – увидев недовольство на лице девушки, похоже, не желавшей впускать его пока ближе в свою жизнь, поспешил сказать Игорь.
- Хорошо, - Настя улыбнулась, она не хотела потерять Игоря, хотя какое-то чувство беспокойства поселилось в её душе, похоже, что из-за Варвары.

Варин первый урок с детьми длился полтора часа, после всех приветственных речей и знакомств, чистого времени на занятие с ребятами у неё осталось минут тридцать пять, чему она была рада – не готова была ещё так долго заниматься с воспитанниками. Варвара после знакомства решила им немного рассказать о себе, она не любила откровенничать с посторонними, боясь их реакции, но с ребятами ей было просто – не было страха, что они не поймут её – пока они были восприимчивы к любой информации, да и её преимущество в возрасте и знаниях ощущалось
Потом дети начали задавать вопросы, кто-то спросил, почему Варя выбрала историю. Она что-то начала говорить про интерес к тому, что было раньше, внезапно не проронившая до этого ни слова Таня поинтересовалась:
- А у Вас были такие истории, которые Вы никогда не хотели бы вспоминать, а просто хотели бы стереть из памяти.
Вопрос прозвучал дерзко, да и голоса Тани Варя раньше не слышала, ничего про неё не знала, но чувствовала, что этой смышлёной девочке уже пришлось хлебнуть немало горя в жизни, не просто же так она оказалась в её группе, её выбрала тётя Софья, а случайных людей у них в жизни не бывает.
- Знаешь, я стараюсь понять, почему эта история меня расстроила, и могу ли я что-то изменить к лучшему в ней, - спокойно произнесла Варвара первое, что пришло ей в голову.
Она видела, что девочка не удовлетворилась её ответом, но у неё ещё будет время, чтобы узнать побольше о ней и постараться помочь ей. Внезапно Савва, до этого хранивший молчание, спросил:
- А ты будешь читать или рассказывать нам сказки?
Раньше во время их общения он никогда этого не просил, сегодня же просто удивил Варю этим вопросом. Подумав с минуту, она ответила (никого из взрослых больше в этот момент рядом не было), хотя её миссия заключалась в другом:
- Конечно, буду.
Это занятие Варвара долго хранила в своём сердце как дорогое воспоминание, потому что поняла, что эти дети так нуждаются в ней, а она – в них.

Настя первой нарушила молчание, которое воцарилось в машине между ней и Игорем:
- Как тебе моё пение? Только честно, я люблю правду.
- Знаешь, я не слышал раньше церковного пения, конечно, бывал в храмах, только не вслушивался, поэтому могу честно сказать: мне понравилось, голос у тебя хороший, - Игорь бросил быстрый взгляд на собеседницу.
Анастасия отчего-то смутилась. Игорь поинтересовался:
- Ты раньше где-то пела?
- Да, только это было далёкое от церкви место.
- Эстрада?
- Что-то вроде этого, – Настя не решалась говорить правду.
- Но ведь там много всего…- Игоря замялся. – Нехорошего…
- Если ты думаешь, что я была идеальной, то ты ошибаешься, если думаешь, что я была оторвой, то тоже ошибаешься, - отчеканила девушка.
- Я ничего не могу думать о тебе, потому что попросту мало что о тебе знаю, - спокойно заявил Игорь.
- Всем мужчинам хочется идеальных, хотя сами они…
- Я ничего не говорю такого о себе, тоже были ошибки, но хочется, чтобы будущая избранница…
- Была идеальной, - прочитала его мысли Анастасия.
- Нет, была честной со мной, - признался молодой человек.
- Наверное, у нас просто с тобой ещё не тот период, а только начало…
- Да, - ответил Игорь, полностью сосредоточившись на дороге.
- Прости меня за резкость, - неожиданно произнесла Настя.
- И ты меня прости, - ласково посмотрел на девушку Игорь, он был не готов её отпустить от себя. – Просто первое впечатление от тебя было: белокурый ангел с золотым сердцем.
- Да, а оказалось, человек со сложной судьбой, - усмехнулась Настя.
- Всех нас поломала жизнь тем или иным образом, поэтому мы и встретились в храме, чтобы лечить там свои души, - глубокомысленно сказал Игорь.
- Расскажи мне о своей семье, если хочешь, - перевела разговор Настя.
- Мама болеет, как я уже говорил, папа много работает.
- Понятно. Чем болеет мама?
- Это сложное нервно-психическое расстройство, как говорят врачи. Она не психически больная, просто были потрясения, которые привели к тому, что она слишком слаба, чтобы ходить, что-то делать. По этой причине ей приходится всё время лежать в больнице, там ей делают капельницы, ещё что-то, - объяснил Игорь.
- А ты часто к ней ездишь?
- Сейчас не очень, - парню становилось стыдно.
- Может быть, вам поехать к ней всей семьёй – ты, папа, бабушка, чтобы она увидела, что она не одна, возможно, это пойдёт ей на пользу, - посоветовала Анастасия.
- Интересная мысль, - похвалил Игорь девушку.
За разговором они подъехали к Настиному дому, она с благодарностью взглянула на Игоря:
- Вот и всё на сегодня. Спасибо. До встречи.
- Тебе тоже спасибо за всё. Буду думать над твоими словами. Будем на связи. Я очень рад, что ты появилась в моей жизни, - Игорь не был уверен, что нужно было говорить последнюю фразу, но уже было поздно.
Настя ласково улыбнулась и выскочила из автомобиля, Игорю хотелось верить, что все недоразумения между ними разрешились.

Варвара даже не заметила, как прошёл для неё воскресный день, казалось, что он пролетел в мгновение ока. Уже приближался вечер, она вышла на улицу из храма, перед тем, как идти домой, ей хотелось вдохнуть этот весенний воздух, Варя всегда любила это ожидание Пасхи, даже больше, чем сам праздник. Деревья после затяжной зимы выпрямлялись, готовые через какое-то время принять новые зелёные одёжки, воздух наполнялся свежими благоуханиями. Девушка подняла голову: небо всё больше приобретало синий оттенок – не за горами тёплые деньки, облака безмятежно плыли, открывая дверь в неведомое завтра, но отчего-то на душе было печально. Варя опустилась на скамейку, Игорь давно уехал вместе с Настей. Когда они увидятся в следующий раз? Один Бог ведает.
Внезапно рядом послышался шум, Варвара подняла голову – рядом укладывал кирпичи на клумбу мужчина в рабочей одежде, он повернулся – это оказался Павел. Он подошёл к Варе:
- Ещё здесь? Домой не идёте?
- Нет, но сейчас пойду.
- А я, вот, тут помогаю, - отчего-то смутился Павел, как будто делал что-то плохое.
Варя до этого момента и не задумывалась, кто же создает клумбы на территории их храма. Мелькнула мысль: оказывается, они делают одно дело – она покупала семена, а он облагораживают клумбу, куда их потом посадят.
- Грустите? – посмотрел мужчина на девушку.
Варвара не готова была откровенничать, но Павлу этого было и не нужно:
- Я видел их вместе. Вы сильно его любите?
Варвара не хотела отвечать, но слова сами сорвались с уста:
- Как оказалось. Это, наверное, неправильно.
- Почему?! Любовь – это дар Божий.
- Но он же любит другую девушку, - в Вариных глазах мелькнули слёзы.
- Иногда люди и сами не осознают, что они любят другого человека, а на самом деле, так и получается, просто Бог им пока этого не открыл, а потом этот человек оказывается тем единственным, кого они ждали всю жизнь, - Павел присел на скамейку рядом с Варварой.
Она повернулась к нему:
- Что же мне делать?
- Стараться понять замысел Бога о себе, тоже изучать свою душу, - посоветовал собеседник.
Варя внимательно и благодарно посмотрела на Павла:
- Иногда так тяжело, даже не знаю, что хуже – видеть его с другой или не видеть вовсе.
- Любить – это замечательно, поэтому нельзя так относиться к этому Божьему дару. Без любви душа просто умирает. Любить самому – это намного лучше, чем принимать любовь, - задумчиво сказал Павел.
Варвара вздохнула:
- Наверное, я с Вами соглашусь.
- Не грустите, Варя, скоро Пасха, - подбодрил её Павел.
Девушка улыбнулась.
- Пойдёмте, я Вам кое- что покажу.
Они зашли в храм, там Павел подвёл девушку к той иконе, проявления лика которой ожидали все.
- Смотрите, тут явственно проступает женский образ, - показал Павел.
Варвара начала вглядываться, пожав плечами, она сказала:
- Не знаю. Пока не понятно.
- Лучше посмотрите. А лучше помолитесь перед этим образом. Какая икона Вы бы хотели, чтобы здесь оказалась?
- Я не знаю. Наверное, так нельзя рассуждать, - пролепетала Варя.
- Но молиться-то можно, - улыбнулся Павел.

Софья Дмитриевна ощущала себя так, как будто тяжело работала, без отдыха, так сказывалась на ней встреча с Таней, а вернее, со своим прошлым. Ещё был Савва, но Таня – это дело первостепенной важности, и помочь ей в этом может только Анатолий Иванович. Она подивилась метаморфозам, произошедшим с ней – раньше она даже не думала об этом человеке, а сейчас постоянно вспоминает. Может быть, всё дело в тайне, сблизившей их?
Им не удалось поговорить в воскресенье, поэтому Софья Дмитриевна и Анатолий встретились вечером в понедельник в небольшом кафе недалеко от его аптеки. Их столик стоял в самом углу.
- А здесь безопасно? – оглядываясь по сторонам, поинтересовалась Софья Дмитриевна. 
- Что для Вас безопасность? – посмотрел ей в глаза Анатолий Иванович.
- Прежде всего, чтобы нас не увидел никто из знакомых.
- Боитесь, что будут думать о нас? – грустно поинтересовался собеседник, хотя глаза его светились.
Софья Дмитриевна не собиралась отталкивать Анатолия Ивановича, чтобы не обидеть его, не разорвать те тонкие нити доверия, что возникли между ними, поэтому она спокойно ответила:
- Я не столько о себе беспокоюсь, сколько о девочке. Не нужно, чтобы информацию о ней узнал кто-то ещё, неспроста в детском доме вся информация закрытая.
- Можете не волноваться. Как видите, мы сидим так, что рядом с нами нет столиков. Но, если хотите, то можем пойти в аптеку, где мы с Вами были.
- Нет, всё в порядке, - Софья Дмитриевна чувствовала, что они всё больше отклоняются от цели разговора, не беседовать же она, в конце концов, сюда пришла с Анатолием Ивановичем в приятной обстановке, а поговорить насчёт важного дела.
- Если хотите, можно что-то заказать, здесь есть постное меню, - предложил он.
- Нет-нет. Я дома поела, да и не привыкла питаться в местах общественного питания.
- Как хотите, а я сделаю заказ.
- Я, пожалуй, продолжу рассказ, - видно было, что Софье Дмитриевне не терпелось поделиться своими воспоминаниями, она боялась, что передумает откровенничать.
- Я Вас внимательно слушаю, можете быть уверены, что всё сказанное сейчас останется между нами, - ещё раз посмотрел ей в глаза Анатолий Иванович.
- Ну так вот: в тот злополучный день я ехала с инструктором автошколы, надо сказать, что мне плохо давалось вождение, но в тот день у меня были успехи, и инструктор позволил мне немного проехать одной в машине, ему надо было куда-то отлучиться ненадолго. Это был опытный преподаватель в возрасте, вот только я оказалась неспособной ученицей. Там было совсем небольшое расстояние – метров двадцать, но был довольно оживлённый перекрёсток, по нему шла молодая женщина с совсем маленькой девочкой, я наехала на них.
Софья Дмитриевна произнесла всё это на одном дыхании, Анатолий Иванович пристально наблюдал за эмоциями на её лице, ему было важно, какие чувства она переживает сейчас. Было видно, что та рана в душе не затянулась у неё до сих пор.
- Женщина пострадала серьёзно, как написали в официальных документах – тяжкий вред здоровью, девочка отделалась ушибами, она была дальше от машины. Моего инструктора признали виновным, он сидел пару лет. Так вышло, что меня почти освободили от ответственности, я выплатила небольшую сумму. С вождением я завязала навсегда, сейчас, когда сажусь в машину с другими, у меня почти всегда перед глазами та история. Со своим инструктором я пыталась связаться, но не нашла его, он, похоже, уехал из города, я хотела как-то загладить вину перед ним, ведь не он был за рулём, а я. Но больше всего я виновата перед женщиной и девочкой, я знаю, что женщина стала сильно болеть после той аварии, я пыталась с ней связаться, чтобы попросить прощения, помочь, но она не захотела меня видеть. Девочку я запомнила хорошо, потому что сама о такой мечтала всю жизнь…
- Это Таня? – взглянул на Софья Дмитриевну Анатолий Иванович. 
- Да, это она, - кивнула Софья Дмитриевна. – Похоже, я сломала ей жизнь, раз она оказалась в детском доме.
- Вы не можете за всё и всех отвечать, - тронул её за руку Анатолий Иванович.
Софья Дмитриевна убрала руку, но жест мужчины подействовал на неё успокоительно. Анатолий Иванович жестом фокусника достал какие-то бумаги и проговорил:
- Я нашёл материалы этого дела и другую информацию. Мать Тани умерла восемь лет назад, у неё были и другие болезни, значит, та авария не было прямой причиной этого. Отец девочки неизвестен, других близких родственников у них не было, поэтому Таня оказалась в детском доме. Она сама не очень здорова.
- Да, я видела. Как всё это ужасно. Если бы я тогда не наехала на них…- из глаз Софьи Дмитриевны потекли слёзы.
- Успокойтесь. Во-первых, сейчас ничего не изменить, а, во-вторых, как Вы мне когда-то говорили во всём есть промысел Божий, - спокойно сказал Анатолий Иванович.
- Промысел Божий в том, что я снова встретила эту девочку, несомненно есть. А в том, что ничего не изменить, здесь я не согласна.
- Что Вы хотите больше: помочь Тане или искупить свою вину, чтобы Вас не мучила совесть? – в упор посмотрел он на собеседницу.
Софья Дмитриевна в смущении отвела глаза: этот человек, оказывается, знает её душу лучше неё самой.
- Вы правы, я хочу успокоить свою совесть, с этим я обращусь к отцу Михаилу, а помогать Тане, я думаю, мы сможем вместе, - неожиданно заявила Софья Дмитриевна.
Анатолий Иванович пристально вглядывался в собеседницу, пытаясь чётко уловить её настроение, ему нужна была долговременная искренность, а не мимолётное участие. Он проговорил:
- Таня ездит в нашу воскресную школу, Варя сейчас с ней занимается. Вы хотите, чтобы именно Варя помогла ей изменить жизнь к лучшему?
- Я не собираюсь на Варю возлагать ответственность за работу над моими ошибками, даже больше скажу – грехами. Просто так получилось, - воскликнула Софья Дмитриевна.
- Таков промысел Божий, – тихо проговорил Анатолий Иванович.
- Да. Но я, наверное, должна откровенно поговорить с Варей о Тане, - задумчиво сказала Софья Дмитриевна.
- А Тане правду о себе Вы будете рассказывать?
- По-моему, она и так о чём-то догадывается, дети очень проницательны.
- Ну, что? Теперь мы команда? – улыбнулся Анатолий Иванович.
- Вроде, - вяло ответила Софья Дмитриевна, не разделив его воодушевления.
- Кстати, Саввой мы будем заниматься?
Софья Дмитриевна на минуту задумалась и вздохнула:
- Думаю, тут всё проясниться и так.

Настя спешила домой, сегодня её всё утомило, обычно она любила бывать на людях, светить им, радовать себя и окружающих, впитывать положительные эмоции, но сегодняшний день показал, что всему может наступить предел. Она хотела поскорее оказаться в атмосфере домашнего уюта, где мама и сестра, пусть они даже и не очень близки. А остальные? Даже Игоря сейчас видеть не хотелось, нужно было понять, какие дальше у них будут отношения. А тут ещё Ваня позвонил, вроде бы по тому вопросу, что они обсуждали, но Анастасия чувствовала, что он не прочь перейти к более частому и тесному общению.
Татьяна Николаевна работала дома, шила на заказ, это занятие позволяло ей не только обеспечивать себя и своих дочерей, но и отвлекаться от грустных мыслей, которые часто её посещали. Но вот настроение повысилось, на пороге появилась Настя. Татьяна Николаевна показала дочери лёгкую светлую ткань:
- Смотри, какое замечательное платье из этого можно сшить на лето. Самое то для свиданий тёплыми вечерами.
Мама улыбалась, а дочь хмурилась – не к душе ей были такие разговоры. На свет Божий появлялась та часть её души, которую она старалась никому не показывать – когда хотелось уединения и покоя, когда наваливалась усталость от постоянного образа жизнерадостной красавицы.
- Вижу, что тебе сейчас не к душе подобные разговоры, тогда пойдём ужинать, - Татьяна Николаевна без труда разгадала состояние Насти.
Ужин прошёл вполне миролюбиво, Даша посидела немного с мамой и сестрой и, сославшись на большое количество уроков, убежала к себе. Татьяна Николаевна пару минут смотрела на старшую дочь в надежде, что та первая нарушит молчание, а потом спросила:
- Как у тебя дела с Игорем?
Анастасия опустила глаза и тихо произнесла:
- Общаемся иногда.
- А ты уже познакомилась с его родными? Что-то знаешь о них?
Настя недовольно вскинула глаза:
- Мы только недавно знакомы, мы же не собираемся ещё жениться.
- Но что-то о нём ты уже знаешь, - гнула свою линию мама.
- Работает в крутой фирме, которая занимается программированием, - Насте пока не хотелось говорить Татьяне Николаевне, что у Игоря больна мать, неизвестно, как она отреагирует на такую новость.
- А квартира? Машина?
- Всё это есть.
- Вот видишь, вполне достойный молодой человек, - по-своему отреагировала мама.
- Почему для всех важно только внешнее?! Если обеспеченный человек, то, значит, по умолчанию, хороший жених. А на внутреннее никто не смотрит, - возмутилась Анастасия.
- Как раз про внутреннее здесь и речь. Если он этого добился к своим годам, то это говорит о его ответственности, собранности, нацеленности на серьёзные отношения, - рассуждала родительница.
Насте не хотелось больше откровенничать с мамой об Игоре, наверное, пока ей лучше всё обдумать одной.