Горшочек, вари!

Дориан Грей
Есть такая детская игрушка – калейдоскоп. Закрываешь один глаз… Это важно: монокулярное зрение значительно проще обмануть, чем бинокулярное. Поэтому – одним глазом заглядываешь в крохотное отверстие… Это тоже важно, потому что иначе ты видишь всю картину целиком: картонная трубка в руке, а в трубке, как высушенные семена в маракасе, шуршат цветные стекляшки.
Нет, надо одним глазом в крохотное отверстие, и тогда стекляшки, отразившись в простенькой системе зеркал, создадут чарующий сказочный мир красочных дворцов, фантастических пейзажей, цветных узоров. Сказка из г..на и палок, как говорят в народе. Калейдоскоп – это заведомый обман, так почему же мы так рады быть обманутыми?
Калейдоскоп – детская забава прошлого. Нынче он морально устарел. Не встретишь боле на прилавках, да и зачем покупать его в магазине игрушек? Разум неискушенного обывателя окружен такими калейдоскопами повсеместно. По доброй воле закрываем мы один глаз, щуримся, отсекаем лишнее, чтобы узреть в телевизорах, на сайтах блоггеров, в новостных каналах убедительную «правду», которая на деле оказывается лишь мерцанием цветных стекляшек. Убери калейдоскоп, оторви его от глаза, и ты ощутишь только горькое разочарование, потому что перед тобой не выдуманная сказка, а лишь шуршащая о своем картонная трубка. Пшик.
Есть и другая занятная штуковина – мозаика. В советское голоштанное детство мое выглядела она так: пластмассовый плоский октаэдр с крохотными дырочками по всему полю и россыпь цветных пластмассовых гвоздиков, которые в эти дырочки нужно вставлять. Играя цветами, ты создавал на поле октаэдра простенькие цветные фигуры. И радовался.
Сейчас мозаики есть в продаже. Игрушка претерпела множество трансформаций. Одна из таких модификаций – пазлы, картинки, фигурно разрубленные на множество частей. Собирает ребенок в детском саду такую картинку, а воспитатель заботливо подсовывает кусочки, чтобы ребенок их вставлял на нужное место и… радовался! С чем сравнить радость победы, когда из цветного хаоса начинает вырисовываться розовый бутон или кошачья морда? И вот знаешь же, что должно возникнуть в результате – образец всегда перед глазами, по нему и строишь процесс, но тут – как бы свое, самим тобой созданное. И потому этому своему веришь.
Так работает современная система образования. Глобальная повестка предлагает готовый образ. Ну, например: русские провели атомные бомбардировки в Хиросиме и Нагасаки. Маленькому ребенку в Японии подсовывают пазлы: вот война, с одной стороны – дзику-коку, страны оси, с другой стороны – антигитлеровская коалиция. За кого была Япония? За ось. Кто сбросил бомбы? Коалиция. Советский Союз – это дзику-коку или коалиция? Конечно, второе. Значит, кто сбросил бомбы? Конечно же, Советский Союз. Большая предпосылка, малая предпосылка, вывод. У людей есть ум. Я человек. Значит, у меня есть ум… Но оно не так, господа, совсем не так…
Все внимание взрослого ребенка сконцентрировано на пазле. Иначе не соберешь, иначе увидишь не картинку, а всю картину целиком – поймешь, что перед тобой просто картонка, фигурно разрезанная сотрудниками психологических операций на тысячу частей, чтобы удобно было ее скармливать подготовительной группе мирового детского сада.
Опытные повара усердно варят о в огромных котлах информационную кашу для наших инфантильных мозгов. Забивают эту кашу в наши головы, в головы наших родителей и наших детей. Словно какая-то непутевая девочка крикнула некогда: «Раз-два-три! Горшочек, вари!», а заклинание остановки напрочь забыла. И варит кашу этот всеобщий котел, поскольку наши собственные горшочки на плечах варить умение утратили. Каша, каша, каша кругом, разорванные пазлы, цветные стекляшки – лепи что хошь, только смотри одним глазом и обязательно в узкое отверстие.
Все что угодно, но только не целостную картину! Если ты будешь читать книги, обсуждать их с друзьями, сопоставлять с другими книгами, то научишься аналитически мыслить. Не критически, ругая все и вся, а именно аналитически, последовательно выводя причины из следствий. Историю начнешь изучать не разрезанными кусками, которые можно замешать в любой узор, а во всей нерушимой логике исторического процесса. Появится свое мнение. Не подслушанное в картонных трубках телевидения и интернета, а свое – субъективно-объективное. Собственно, так и проходило наше советское детство.   
Но зачем это нужно? Там, за картонными стенами, – тьма нового, неизведанного, а потому пугающего. И тьму эту развеять можно только светом собственного разума, воспитанного годами вдумчивого чтения и годами же разговоров с мудрыми людьми. Собственный разум - это единственный фонарик, способный растворить пеструю мозаичную тьму неведения. Только где ж его взять, этот фонарик, если мы с детства не особо заботились о свете, а лишь брали, пуская детские слюни, очередной бестолковый фрагмент из рук заботливого воспитателя и вставляли его в цветной хаос пазла перед глазами.
Поэтому и не отрываем мы калейдоскопы от глаз, до последнего цепляясь за противоестественные, нелогичные, абсурдные, но такие удобные и привычные для нас сказки.

Специально для телеграм-канала «Иван Быков писатель».