Политика, и политическая целесообразность!

Святогор Князев
Много лет занимаюсь политическим и военным анализом, политическими расследованиями. Часто выступаю с лекциями перед различными группами, обществами, организациями, и сталкиваюсь со стандартным восприятием политики обычными людьми. Причём, абсолютно неважны: возраст, профессия, образовательный ценз. Каждый человек спрашивающий в той или иной форме повторяет одни и те же формулировки, сформированные и отточенные народом десятилетиями употребления. В основном это жалобы на власть, внутреннюю и внешнюю политику.
Так или иначе, действия власти вписываются в формулу: «любые действия власти – это политика»!
Отвечая на вопросы, я нередко сталкиваюсь с неприятием, спрашивающим моего ответа. А зачастую и возмущением, а кое где и агрессией.
Казалось бы, откуда произрастает этот эмоциональный дисбаланс человека? Или по-простому: ну чего на меня орать, если сам безграмотен?
Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте начнём с элементарных определений политики! Подчёркиваю, я сейчас дам не свои измышления в области политики, а точные обозначения и формы, находящиеся в свободном доступе в официальных документах государства, или государств (потому что все эти формулировки верны для политики любого государства, вне зависимости от формы собственности, государственного устройства и системы управления). Все эти определения есть в массе своей в интернете, и пытливый читатель может без проблем найти их и убедиться в форме и содержании.
Итак, что такое политика?
Одна из сфер человеческой деятельности, в которой государства в лице органов государственной власти и их должностных лиц, а также общественные институты реализуют свои цели и интересы.
ПРИМЕЧАНИЕ: Хочу сразу подчеркнуть, что ключевыми словами в этом определении являются не «сфера человеческой деятельности» как думает каждый нормальный человек, а конец предложения: «свои цели и интересы»!
Ну и понятное дело, препарируя политику как сферу деятельности не уйти от рассмотрения структуры политики.
Структуру политики составляют: участники (то бишь субъекты - народ) политической деятельности и общественные явления, связанные с политическим процессом, а именно – политические отношения, политическая власть, политические организации, политическое сознание и политическая культура.
Ну и конечно, надо затронуть классификацию видов политики. Она осуществляется по нескольким основаниям:
1. По целевой сфере общества: экономическая, социальная, научно-техническая, военная, и др.
2. По направлению или масштабу: внутренняя и внешняя.
3. По содержанию и характеру: прогрессивная, реакционная, научно-обоснованная, волюнтаристская.
4. По субъектам: политика мирового сообщества, государства, организации и т. д.
В соответствии со своим назначением, политика выполняет ряд основополагающих функций. Или если проще, - зачем она нужна:
1.Реализация интересов социальных групп, имеющих значимость с точки зрения власти.
2.Регулирование и упорядочение процессов и отношений, существующих в обществе, а также условий, в которых осуществляются труд и производство.
3.Обеспечение как преемственности развития общества, так и принятия новых моделей его эволюции (то есть инновационности).
Итак, из первичных определений сформированных самой властью, описанных в официальных документах власти мы выяснили что, «Политика — это сфера деятельности, в которой государство реализует свои цели и интересы, а также интересы социальных групп, имеющих значимость с точки зрения власти!
Что я сказал неправильно?
То есть, с точки зрения власти, политика — это исключительная компетенция государства и общественных институтов, которая ведётся не в интересах всего народа, а только ограниченных социальных групп! И не всех социальных групп в обществе, и даже не большинства социальных групп, а только тех социальных групп, которые с точки зрения власти имеют значимость!
Возвращаясь к классификации политики, можем заметить, что первая целевая сфера политики – экономическая, и только потом социальная!
То есть, власть действует в интересах узкой группы лиц, - чиновников и выбранной волюнтаристским образом, имеющая значимость с точки зрения самой власти группы лиц, называемой «социальная группа» (олигархи, или давайте возьмём шире – бизнес, тоже социальная группа, осуществляющая экономическую функцию).
Где здесь про народ?
Для чистоты исследования, давайте дадим определение и народу.
Народ или этнос — исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая общность людей, представители которой говорят на одном языке, обладают самосознанием, имеют общую историю и культуру.
Философское определение – народ, к экономике имеет опосредованное отношение. А формулировка политики в государственных документах базируется только на экономике!
С этим вопросом мы разобрались! Теперь давайте перейдём к главному!
Каждый нормальный человек считает, что государство должно вести прорусскую, пронародную внутреннюю и внешнюю политику! В данном контексте, под «прорусскую» я имею в виду не этническую составляющую, а государственную – РФ!
Однако, зачастую мы сталкиваемся с тем, что внутренняя да что греха таить, зачастую и внешняя политика государства, осуществляется абсолютно по иному принципу! В чёт тут цымус, воскликнут евреи? Или, где тут собака порылась? – спросят юмористы.
И почему, народные избранники, которые на выборах обещают с три короба, вступив во власть меняют своё мнение радикально, в соответствии с мнение правящего класса, или чтобы быть точным «социальной группы»?
Известный афоризм приписываемый Отто фон Бисмарку гласит: «Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов»! Но это только одна из причин, и уверяю вас далеко не самая важная!
;;Важнее, основной принцип государственной политики – целесообразность!
Да. Он не прописан в государственных документах! Но он незримо присутствует в каждом движении власти, в каждом его решении и в каждом его намерении! Любой власти, в любом государстве и при любом социальном строе!
Именно политической целесообразностью продиктованы те или иные действия власти, которые простым народом воспринимаются как антинародные, антигосударственные, а зачастую и предательскими, по отношению к самому народу. Не забываем – политика к народу отношения не имеет!
Итак, мы определились и с этим термином. Государство ведёт свою политику не в соответствии с законностью, народными интересами, логикой, а в соответствии с целесообразностью!
Избираемый политик, не может выполнить данные перед выборами обещания, потому что когда он обещает, он не знает какова целесообразность того или иного процесса в контексте государственной политики! И бесполезно считать его предателем, либералом, антинародным, бездушным и далее по тексту! Каким бы он порядочным, честным, независимым небыл, он действует в соответствии с главным принципом государственной политики – целесообразностью! Иначе, его попросят на выход!
Часто от людей можно услышать: «такой был хороший человек. а стал депутатом и превратился в такое неудобоваримое вещество…», или, «Наобещал с три короба, но сел в кресло и работает против народа». Это относится и к чиновникам, и к депутатам и это как раз про целесообразность! Они не работают против народа, они работают в интересах выделенной государством социальной группы в нашем случае, - экономической элиты государства, буржуазии! Причем здесь ключевые слова, – «выделенной государством»!
Те политики, которые пытаются выступать с платформы выгоды той или иной социальной группы игнорируя государственную целесообразность, называются несистемной оппозицией!
Системная оппозиция — это политические силы, действующие в рамках установленных правил, в интересах государства. И пусть вас не обманывает название той или иной партии. Они все могут быть только системными или несистемными! Коммунисты, социалисты, демократы, патриоты, левые, правые, центристы, радикалы – это всё политические термины, придуманные чтобы заморочить голову простому гражданину в процессе борьбы за власть! Это как ни странно, тоже целесообразно!
Гражданин сталкивающийся с правоохранительной или судебной системой, тоже зачастую удивляется принятым решениям. Казалось бы, все доказательства налицо, законность должна соблюстись. Но…судья принимает абсолютно противоположное решение, или в интересах заявителя, который даже не удосужился доказать свою точу зрения в суде. То есть, вместо того чтобы принимать решение в соответствии с законом, на основании состязательности сторон, судья рассматривает происходящее не через юридическую практику, а через политическую целесообразность! Я не исключаю случаев, когда судья просто ангажирован, коррупционер или безграмотен.
К сожалению, судебная система в государстве нуждается в глубоком реформировании, потому что в ней большинство людей коньюктурщики, безграмотные юристы! Количество жалоб на судебную систему зашкаливает, но государство пока не реагирует.
Да, безусловно есть случаи, когда политическая целесообразность с точки зрения последующих эффектов более прагматична и полезна, чем слепое следование определенным юридическим принципам. Но такие случаи скорее исключение нежели правило. А система ломает всё под целесообразность!
И последнее! Кто определяет целесообразность той или иной политики?
Чиновник! Тот самый который за это и отвечает! Если хотите знать кто формирует ту или иную политику в государстве, поинтересуйтесь кто обладает правом законодательной инициативы по тому или иному вопросу внутренней политики. Вы удивитесь, простой гражданин, то есть с точки зрения Конституции – «суверен» таким правом не обладает! А вот чиновник, который является исполнителем этой самой политики, – таким правом обладает. Следовательно – пчёлы против мёда выступать не будут!
В международной политике государства, это также верно! Народ удивляется документам, которые иногда подписывает наш МИД, или решениям, которые принимает наш Президент, который кстати и руководит международной политикой государства! Но, это целесообразность! Иногда важнее проиграть сегодня, но выиграть существенно больше в долгосрочной перспективе! Не стоит забывать, что циклы жизни государств измеряются тысячелетиями!
То же самое наблюдается и в военном деле, а тем паче во время войны! На войне руководят не военные, а политики, ибо война — это политика которая ведётся другими средствами. Следовательно, здесь политическая целесообразность тоже имеет место. И зачастую намного чаще чем в мирное время. Просто в военное время это ощущается острее и более открыто.
И напоследок! Есть правило, и есть исключения подтверждающее правило! И то и другое в нашей жизни неотъемлемая часть политики государства!
Делать выводы, я предоставлю вам самим, дабы не быть обвинённым в ангажированности или передёргивании фактов. Мне как «государственнику» понятно такое положение вещей в государственной политике. А политическую грамотность никто не отменял!
«Если вы не интересуетесь политикой, это ещё не означает, что политика не интересуется вами», - афинский философ Перикл.