Превратности любви кавалергарда

Надежда Секретарева
     В январе Дантес влюбился в самое прелестное существо Петербурга, в ангела спустившегося с небес, в беременную жену известного поэта Пушкина. Ну, влюбился и влюбился, на то они и кавалергарды, вечно влюбленные, хвастливые, болтливые, дерзкие и избалованные всеобщим вниманием.

     Январь, февраль, март... и он уже отписывает Геккерну, что не будет больше видеться с предметом страсти, а отдает предпочтение в своем сердце дорогому барону.

     Апрель, май - переезд Натальи Николаевны с детьми, сестрами, книгами, тетками, прислугой на дачу. Весь июнь она даже не спустится на первый этаж дачи, восстанавливалась после родов.

     Июль, август, сентябрь, в октябре Наталья Николаевна откажет Дантесу. Потом появится пасквиль и дело пойдет к свадьбе.
 
     В обществе пойдут разговоры о невероятной свадьбе и о любви Дантеса , его великой и возвышенной страсти, о самопожертвовании и спасении репутации любимой женщины - герой литературного романа.
     Так что же говорили - от юной фрейлины Мердер до Императрицы, как Дантес ухаживал за Натальей Николаевной, какие действия предпринимал.

     22 января. Фрейлина Мердер :"В мрачном молчании я восхищенно любовалась госпожою Пушкиной. Какое восхитительное создание!... Впрочем, о любви Дантеса известно всем. Её, якобы, видят все. Однажды вечером я сама заметила, как барон не отрываясь, следил взором за тем углом, где находилась она."

     Барон Фризенгоф, много лет спустя :"Он страстно влюбился в нее, и его ухаживания переходили границы, которые обычно ставятся в таких случаях. Он оказывал внимание исключительно вашей матери, пожирал ее глазами даже когда он с ней не говорил, это было ухаживание, более афишированное, чем это принято обыкновенно". - пожирал глазами более чем это было принято...

     19 - 20 сентября 1836 года. Софья Николаевна Карамзина, фрейлина.
"Его блуждающий, дикий, рассеянный взгляд с вызывающим тревогу вниманием останавливается лишь на его жене и Дантесе, который продолжает всё те же шутки, что и прежде - не отходя ни на шаг от Екатерины Гончаровой, он издали бросает нежные взгляды на Натали, с которой в конце концов все же танцевал мазурку" - трансляция о дикой ревности поэта началась. - может Пушкину не нравилось нахождение Дантеса рядом с Екатериной, чреватое компрометацией девушки, гвардейцем, который и не помышлял о женитьбе.  Дантес бросал нежные взгляды, и пригласил на танец.

     12 января 1837 года. Софья Николаевна уже после свадьбы. "Не может быть, чтобы всё это было притворством: для этого понадобилась бы нечеловеческая скрытность, и притом такую игру им пришлось бы вести всю жизнь! Непонятно" - Софья Николаевна разочарована свадьбой Дантеса и Катерины, поговорить то и не о чем, много интересней писать о взглядах Дантеса.

     16 февраля 1837 года. Князь Вяземский П.А. графине Эмилии
"Если бы на другой стороне был порыв страсти, или хотя бы вопрос чести, я, продолжая оплакивать Пушкина, не осудил бы и его противника, мой ригоризм, моя строгость в нравственных вопросах не доходит до такой степени. Где грех, там и милость. Да, грех, но не всякая подлость!" - правда к другим свои адресатам он высказывался несколько иначе.

     13 марта 1837 года. Александр Карамзин своему брату.
"Эти два человека, не знаю с какими дьявольскими намерениями, стали преследовать госпожу Пушкину с таким упорством и настойчивостью... в один год достигли того, что почти свели ее с ума и повредили ее репутации во всеобщем мнении... Старик Геккерн сказал госпоже Пушкиной, что он умирает из-за нее, заклинал ее спасти его сына, потом стал грозить местью, два дня спустя появились анонимные письма...люди, которые должны об этом кое-что знать, говорят, что теперь почти доказано, что это он.... Только после его смерти я узнал правду о поведении Дантеса и с тех пор больше не виделся с ним." - здесь ясная и четкая позиция , без вздохов и взглядов.

     29 января 1837 года. Графиня Д.Ф.Фикельмон.

"Он был влюблен в течение года, как это бывает позволительно всякому молодому человеку, живо ею восхищаясь, но ведя себя сдержанно и не бывая у них в доме. Но он постоянно встречал ее в свете, и вскоре в тесном дружеском кругу стал более открыто проявлять свою любовь." - что же непонятного? Дружеский круг это Карамзины-Вяземские, оттуда и пошли сплетни о "смешных припадках страсти к прекрасной Натали"
"Большой свет видел всё и мог считать, что само поведение Дантеса было верным доказательством невинности госпожи Пушкиной."..
"...общие друзья, весьма неосторожные, надеясь привести их к примирению или хотя бы к сближению, почти ежедневно сводили их вместе."
"Наконец, на одном балу он так скомпрометировал госпожу Пушкину своими взглядами и намеками, что все ужаснулись, а решение Пушкина было принято окончательно...
"Наконец, все мы видели, как росла и усиливалась эта гибельная гроза!" - Дантес смотрел и компрометировал


    26 января 1837 года. А.С.Пушкин.
"Поведение вашего сына  было мне давно известно и не могло оставить меня равнодушным.... я заставил вашего сына играть столь жалкую роль, что жена моя удивленная такою трусостью и низостью, не могла удержаться от смеха; душевное движение, которое в ней, может быть, вызвала эта великая и возвышенная страсть, погасло в самом спокойном презрении и в отвращении самом заслуженном"... Я не могу позволить, чтобы ваш сын после своего гнусного поведения осмеливался разговаривать с моей женой... разыгрывать перед ней самоотвержение и несчастную любовь, тогда как он только подлец и шалопай." - лучше не скажешь

    Князь Павел Петрович Вяземский - "Геккерн постоянно балагурил и из этой роли не выходил до последнего вечера в жизни, проведенного с Н.Н.Пушкиной"

    Императрица Александра Федоровна, письмо от 30 января.
"Бедный Жорж, как он должен был страдать, узнав что его противник испустил последний вздох."
из письма от 28 января :"С его любовью в сердце стрелять в муж той, которую он любит, убить его, - согласитесь, что это положение превосходит всё, что может подсказать воображение о человеческих страданиях"... - вот, еще и страдалец.

    Император Николай Первый 4 февраля 1837 года сестре Марии Павловне.
"Событием дня является трагическая смерть пресловутого Пушкина убитого на дуэли неким, чья вина в том, что он в числе многих других, находил жену Пушкина прекрасной, притом, что она не была решительно ни в чем виновата"

    А вот письмо к В.К.Михаилу Павловичу.
"Порицание поведения Геккерна, справедливо и заслужено, он точно вел себя, как гнусная каналья. Сам сводничал Дантесу в отсутствие Пушкина, уговаривал жену его отдаться Дантесу, который будто к ней умирал любовью, и все это тогда открылось, когда после первого вызова на дуэль Дантеса Пушкиным, Дантес вдруг посватался на сестре Пушкиной; тогда жена открыла мужу всю гнусность поведения обоих, быв во всем совершенно невинна" - и это о любви Дантеса, переход от бедного рыцаря к гнусным канальям.

    Вот такая любоффьь.
думаю, что я лучше не смогу написать, воспользуюсь уже написанным - "Он знал, очень хорошо, что в глазах этих лиц роль несчастного любовника девушки и вообще свободной женщины может быть смешна; но роль человека приставшего к замужней женщине и во что бы то ни стало положившего свою жизнь на то, чтобы вовлечь ее в прелюбодеяние, что роль эта имеет что-то красивое, величественное и никогда не может быть смешна" - такое убеждение имел кавалергард Вронский

   Дантес ухаживал? Как? Он же только смотрел на нее. Компрометировал ее своими взглядами издалека, никто не отметил, что Дантес приставал с разговорами, только смотрел... а всё общество отслеживало его взгляд. Каламбурил и балагурил. Назвал Екатерину своей законной - вот, какой намек здесь можно усмотреть? - что есть еще и незаконная?! - ну, это очень глубоко надо смотреть.

   Беда в том, что они слишком заметные. Всё что касалось Пушкина мгновенно расходилось, его красавица жена тоже была объектом внимания, и Дантес красавец кавалергард, с налетом порочности, странно усыновленный голландским дипломатом, а тут еще и женившийся "на ручке от метлы" - вызывали излишнее внимание и досужие обсуждения... и в воздухе запахло гибельной грозой в мрачном молчании