Испытание жизнью Гл. 11 Невестка

Анатолий Лубичев
Прошёл месяц, как Захара забрали на службу. Без него Елене всё труднее становилось переносить упрёки свекрови. 

Если смотреть поверхностно, отношение к ней в новой семье было в общем то добрым, особенно со стороны Григория. Однажды он подошёл к ней и показал связку ключей,
- Иди за мной.
Он подвёл её к кладовой и открыл замок,
- Батька с мамкой в Холм отправились за семенами, пробудут там долго.
Зайдя в кладовую, Григорий приподнял деревянную крышку одной из бочек с салом,
- Прошлогоднее, это нам не годится, -   
заглянул в другую бочку, -  Вот это то, что надо.
Григорий достал из-за пазухи краюху хлеба,

-Держи.
Вынул из кармана складной нож и отрезал от пластины сала большой кусок,
- Захар просил тебя подкармливать.  Ешь и с собой ещё возьмёшь.
- А, как узнают?
- Да не узнают. Тут его вона сколько, и не заметят даже.
- А, Дуська скажет. Она видела, как мы сюда пошли.
- Дуська? Только пусть попробует.

Елена долго мучилась, не решаясь обратиться к Григорию с просьбой, 
- Гриш, я ухожу от вас домой к мамке,  не могу я здесь боле. Понимаешь? Ну не могу, как в тюрьме живу. Понимаешь? Живу, света белого не вижу: огород, поле, хлев, огород, поле, хлев, а я ведь в театральный кружок ходила и в хоре пела. Не хочу постоянно ходить голодной, я что, не тружусь в полную силу? В последний раз больше батьки накосила. Если бы ни ты, давно бы ноги не держали. Ухожу. Поможешь? Мне б тачку какую, вещи перевезти.
- Понял. Помогу, конечно. Только жаль, что уходишь. Ты мне сразу понравилась. Вполне нормальная девка.
Так и сделали.


         

Александра долго отчитывала Елену за неблагоразумный поступок, потому, что «нехорошо уходить от законного, данного богом мужа»,  но, видя решимость и упорство дочери, смирилась с этим,
- Живи уж, но придёт Захар со службы, что б вернулась к няму.

Пётр очень расстроился, узнав, что Елена вернулась к своим, 
- Нехорошо получается. Довели девку. Всё ты, Улька, со  своими упрёками да поучениями. 
Он с досады замахнулся на Ульяну.
- Я не причём. Я знала, что она не приживётся,  избалованная. Только знает, что толстеть, ест словно мужик.
- Так она и работает в полну силу. Не всякий мужик за ней угонится. Довели. Схожу, как ни то, попрошу вернуться. 
- Захару не вздумайте отписать, - обратился он уже ко всем.

Возвратившись в родной дом, Елена, словно в машине времени, вернулась в ту беззаботную интересную жизнь, в которой жила раньше. Она вновь стала посещать театральный кружок.  Участвовала в спектаклях, выступала в девичьем хоре и ездила вместе со всеми в агитационные поездки по району, словно не было свадьбы, мужа, свекрови. Захару не писала, не хотела расстраивать, а соврать не смогла бы.
Иногда после репетиция или спектакля её провожал Павел Аносов. В один из таких вечеров, прощаясь у калитки, он сказал, что передумал своё отношение к семье и предложил Елене развестись и выйти за него.
Елене он нравился, - «Умный, внимательный, культурный, интересно о многом рассказывает, симпатичный,  стройный, высокого роста, не то что Захар, который больше молчит, чем говорит, и ростом ниже». Она вспомнила неуклюжие ласки Захара,
-  И где же мы будем жить, если я соглашусь? У  вас полна горница людей, да и нет у вас в вашей избушке горницы. На сундуке спать будем? Но мне кажется, даже сундук уже занят.
- Свой дом построим, а пока можно и у тебя. Думаю, найдётся угол.
- Угол-то найдётся, но что скажет мамка? Она меня убьёт, если я только заикнусь о разводе, а уж о свадьбе лучше вообще не думать. Узнает, что за тебя выхожу, выгонит из дому. Не очень-то хорошего мнения она о тебе, несерьёзный ты, богохульник и живёшь не по-крестьянски, без усадьбы, без хозяйства.

Однажды, сгребая и укладывая в копны сено, на поляне в конце усадьбы, Елена, вроде как невзначай,  с напускным безразличием, решила проверить реакцию матери на предложение Павла,
- Мам, ты представляешь, секретарь наш комсомольский предложил мне развестись с Захаром и выйти за него.
- Безбожник, что от него ещё можно ожидать.
- Вообще-то он мне нравится больше, чем Захар… Может развестись…Не знаю, что и делать.
Александра прекратила грести,
- Ты что говоришь! Мужа несколько лет не можешь подождать! Ребёнка без отца оставить хочешь. Ишь, что удумала! Даже заикаться не смей!  Смотри, Ленка, прокляну. Что б больше ни ногой туда, хватит с девками хороводы водить. Брюхо уж торчит, а она туда же, в артистки. Всё запрещаю! И  запомни, ты мужняя жена. Забудь туда дорогу. Захару-то отписала, как ко мне вернулась?
Елена покачала головой.
- Отпиши. Была б я грамотная, то б Митеньке свому каждый день письма на фронт отправляла б, што б завтра же письмо было. Хороший человек страдает, а ты здесь хвостом крутишь. Откель у тебя только мысли-то такие? И девки твои, подружки,  артистки, что б в мой дом ни ногой. Видно нельзя с тобой без строгости. Был бы отец жив, всё было бы по-другому.

Елена не посмела ослушаться мать, и время до родов прошло в заботах по дому и по хозяйству. В  колхозе она не работала, так как Александра Щербакова отказалась туда вступать.
Когда начались схватки, Александра сама запрягла коня и отвезла Елену в Холм, в больницу. Роды прошли легко, и уже через два дня она с новорождённым, крупным мальчиком, была дома.  Материнского молока было вдоволь, и ребёнок рос крепким и здоровым.
В своём письме Захар попросил назвать сына Анатолием, Елене это имя понравилось.
В ожидании мужа со службы Елена вся окунулась в заботы о первенце.
Павел Аносов искал встреч, но она его всячески  избегала.