Испытание жизнью Гл. 30 Лимитчик

Анатолий Лубичев
Захар сидел у окна в вагоне пассажирского поезда Смоленск - Москва и наблюдал за проплывающим пейзажем. На изгибе железной дороги был виден паровоз, который, изрыгая клубы чёрного дыма и чихая паром, с трудом тащил переполненный пассажирами поезд.

Сказалось  постоянное недосыпание, к тому же стук колёс и покачивание вагона приятно убаюкивали, и Захар уснул прислонив голову к стеклу.

Поезд останавливался на каждой станции, иногда надолго, если загружали и выгружали почту из почтового вагона или заливали воду в котёл паровоза. Даже на полустанках поезд сбавлял ход и почти останавливался, сажая редких в этих местах пассажиров.
Через семь часов пути поезд прибыл на Белорусский вокзал Москвы.

Проводник растолкал спящего Захара. Вагон был почти пуст. В одном из купе, по пути к выходу из вагона, сидело несколько пассажиров, что-то оживлённо рассказывая милиционеру, записывающему их слова  в блокнот.
- Задержитесь, гражданин. У Вас есть, что мне сообщить?
Захар, не совсем ещё придя в себя спросонья, никак не мог сообразить, что хочет от него милиционер,
- В каком смысле?
- В каком смысле? Вот, граждане обнаружили у себя кражу, которая произошла во время поездки.
- У Вас, всё цело?
- Да, вроде. У меня тут, - Захар потряс мешком, - Особо ничего и нет такого…
Он приложил руку к пиджаку, проверяя на месте ли содержимое внутреннего кармана, и обомлел. Карман был пуст, не было даже булавки,  которой он был заколот.
- Что с Вами? – спросил милиционер, видя, как Захар побледнел, и как задрожали его руки.
- Всё утащили, всё, документы, деньги, всё. Что ж мне теперь делать без документов, без денег?..
Милиционер записал личные данные Захара и перечень пропавших вещей,
- В какое отделение сообщить, если что обнаружится? Вы где проживаете?
- Нигде. Я как раз хотел устроиться на работу и прописаться, а теперь кто меня возьмёт…
- Тогда сообщим туда, от куда прибыл, - и милиционер вписал адрес себе в блокнот.
- Что могу сказать. Новый паспорт Вам сейчас не выдадут. Пройдёт месяц и если утраченный не найдётся, то Вам необходимо обратиться в районное отделение по бывшему месту жительства. Советую пройти в комнату милиции при вокзале. Вам по моему рапорту выдадут справку и помогут с билетом назад до дома или куда скажите.
Разговоры прервал проводник,
- Освобождайте вагон, граждане, через минуту поезд отправится в тупик, на стоянку.

Захар вышел из вагона на платформу морально  убитый произошедшим. Некоторое время он стоял не двигаясь, проклиная себя за то, что уснул, за то, что не спрятал документы понадёжнее.
«Что делать, что делать? Назад пути нет, здесь оставаться нельзя», - он пошёл по платформе в противоположную от вокзала сторону. Дошёл до края, спрыгнул и пошёл по путям.
От вокзала медленно отходил очередной поезд.
«Лягу на рельсы, закончу всё это и никаких проблем», - он был уже готов броситься под  приближающийся паровоз, но вдруг представил себе, какие трудности перепадут на долю Елены, если она останется одна с детьми. «Нет. Надо подумать. На фронте было страшнее. А в плену?.. Надо что-то придумать», - он вернулся и влез на платформу. Медленно шагал, лихорадочно  пытаясь найти выход из создавшейся ситуации, - «Продать что-то из одежды?.. Узнать в справочном киоске адрес   родственников?.. Но с чем я к ним приду?... Очень-то нужен им лишний рот».
Остановился посреди платформы у доски объявлений, на которой были приклеены свежие газеты.

               
   


- Гражданин, Ваши документы.
Милиционер, но уже не тот, что в поезде, стоял, держа руки за спиной.
Захар, заплетаясь, объяснил ситуацию.
- Справку взяли о краже? Нет? Так идите,  берите, и чтобы я Вас здесь больше не видел. Увижу -  арестую.
Милиционер чётко по военному развернулся и продолжил свой путь по платформе. 
Захар стал внимательно разглядывать надписи в газетах,   надеясь в них найти для себя выход.
Ему повезло. В разделе объявлений газеты «Труд» прочитал: «Строительной организации требуются рабочие всех специальностей для работы на объектах Московской области. Иногородним предоставляется общежитие для проживания и оформляется прописка. Не имеющих строительной специальности обучают бригадным методом. Обращаться по адресу: Ст. Лианозово Савёловской железной дороги, посёлок «Севводстрой»,  строительное управление № 2».

Захар поспешил за справкой и уже через час ехал в пригородном поезде с надеждой на удачу.

Первый же прохожий указал рукой в сторону посёлка, который находился в километре от станции.
Посёлок состоял из шести восьми - квартирных жилых домов барачного типа. На первом этаже одного из них находилась контора строительного управления.

Пройдя по коридору, Захар отыскал среди прочих табличку «Отдел кадров» и робко приоткрыл дверь,
- Можно зайти?
- Да. Входите, - не глядя на дверь произнесла пожилая женщина в очках, сидящая за невысоким деревянным барьером, - По какому вопросу? Вы присаживайтесь.
- Я по объявлению, по поводу работы.
- Да, нам требуются рабочие. Давайте документы, какие имеются, я взгляну.
Захар смутился,
- Нет у меня документов, только справка о краже, в милиции выдали.
Женщина не стала читать справку.
- Не знаю, чем Вам помочь. Попробуйте обратиться к начальнику управления. Он здесь в конторе. Буквально перед Вами заходил ко мне. Пройдите к секретарю, спросите.

Дверь с табличкой «Секретарь» распахнулась, и в коридор вышел высокий мужчина лет пятидесяти в гражданской одежде, но на голову была одета офицерская фуражка.
- Подскажите, как найти начальника? - спросил Захар.
- По поводу трудоустройства? Я начальник управления, Пушин Аркадий Борисович, запоминай мужик.

Только начальник управления произнёс своё имя, Захар сразу вспомнил: - «Это же тот самый ночной гость, комиссар».
- Не трудно будет запомнить, Ваше имя мне знакомо, ведь мы встречались в сорок первом. Вы меня не узнаёте? Сергеев Захар - я. Жену мою не помните, Елену, она Вам ещё коня отдала? Ночью у нас переодевались.
- Да тот случай я на всю жизнь запомнил.
Пушин долго вглядывался в лицо Захара, не могу тебя припомнить. Тот выглядел намного старше. 
- Я тогда только-только из плена освободился, меня даже дети мои боялись. Я Вас сразу вспомнил, как только фамилию услышал.
- Сергеев Захар, да припоминаю. Значит это ты - тот мой спаситель. Мы ещё с тобой поболтаем, выкроим как-нибудь вечерок. Так что ты хотел от начальника получить? Выполню не задумываясь.
- Работу я ищу и жильё, чтобы семью сюда перевезти.
- Это не проблема. Иди за мной.
- Проблема есть и большая, когда ехал в поезде в Москву, уснул, и у меня украли документы. Никогда себе этого не прощу.
- Документы не такая большая проблема. Справка из милиции о краже у тебя есть?
Захар показал справку,
- Милиционер сказал, что паспорт можно восстановить, но это только через месяц-два, в районном отделении милиции, где его выдавали. Другие документы тоже наверно можно. Но для этого время нужно, а ещё и деньги на проезд, которых у меня нет, последние вытащили. Вот я и решил устроиться, подработать, а потом уж и заняться документами.
- Кстати о документах, о тех, что я тогда в сорок первом у вас оставил: сохранить не удалось?
- Я думаю, целы, Аркадий Борисович, они в чугуне в тайнике запрятаны. Я их плотно завернул в клеёнку. Думаю целы. И маузер ваш там, и орден.
- Ну, Захар, и обрадовал же ты меня. Ведь, когда я перешёл линию фронта, без знаков различия, без документов, меня разжаловали и в штрафники. До конца войны в составе штрафбата воевал, из рядового до младшего лейтенанта дослужил. Что интересно, ни одного ранения. Обрадовал. Теперь могу восстановиться в партии и в звании, возможно.
- Еже ли, на машине можно хоть сейчас за ними поехать.
- К сожалению, нет у меня сейчас такой возможности, на строительстве дел выше крыши. Да и тебе никакого толку нет, сейчас ехать. Пару месяцев отработаешь и смотаешься. Семью заодно привезёшь. Сначала решим основной вопрос…

Когда вошли в отдел кадров, Пушин вежливо, с притворно просящим взглядом, произнёс:
- Клавдия Ивановна, оформите  пожалуйста приказом, плотником, временно на три месяца, без документов, под мою ответственность. Появятся документы - оформим постоянно. Желательно, прямо сейчас. Клавдия Ивановна, я Вас очень прошу. Договорились? Зайду перед отъездом, где-то через полчасика. Сделайте, Клавдия Ивановна.
- Уговорили. Сейчас же и подготовлю, но только под Вашу полную ответственность.
- Ну, главный вопрос решили, а теперь в бухгалтерию.

Главным бухгалтером оказался мужчина средних лет, одетый в военную форму без знаков различия.
- Борь, выдай человеку аванс, рублей двести. Он оформлен временно, поэтому подъёмные не положены. Приказ кадры готовят.
- Рад бы выплатить, но в кассе - ноль.
Пушин отсчитал из своего кошелька двести рублей,
- На, оформи, потом вернёшь. Как, Сергеев, хватит на месяц? Семье тоже отослать не помешает, -   и он добавил ещё сто рублей.

На строительный участок ехали на стареньком «Козелке». Грунтовая дорога была разбита грузовиками, и водитель матерился при каждом попадании колесом в рытвину.

Захар же не замечал ни тряски, ни недовольства водителя, его сердце готово было выпрыгнуть из груди, так всё удачно устроилось: - «Правильно Ленка говорит - везучий я».
- Аркадий Борисович, а какая работа у меня буде? Смогу ли я справиться?
- Ты, как, по плотницкой части умеешь что?
- По плотницкой - смогу. В этом деле знаток. Без вранья говорю.
- Тогда определю тебя в столярную мастерскую. По  блату, - и Пушин рассмеялся, - Знаешь, что это такое? Нет? Это всё равно, что родственника устроить. Столярная мастерская находится на строительной площадке по монтажу насосной  Учинского водовода. Зарплата, правда, немного  меньше, чем на стройке, но зато в тепле и без сверхурочных. Воскресенье всегда в твоём распоряжении, а подработать для плотника по ближайшим деревням не проблема.

      Через два месяца Захар обратился к Пушину с просьбой предоставить три дня для поездки на родину, чтобы оформить паспорт и повидаться с семьёй,
- Заодно и Ваши документы привезу. Только  боюсь, как бы меня с ними да с маузером в кутузку бы ни загребли.
Пушин разрешил неделю не выходить на работу,
- По поводу маузера не переживай. Возьму в РУВД разрешение на перевозку, и проблем не будет.

Только на вторые сутки Захар добрался до Холм-Жирковского и уже в девять утра был в кабинете у паспортиста. Не успел он, войдя, раскрыть рот, как капитан милиции спросил:
- Сергеев?
Захар с  удивлением посмотрел на милиционера и кивнул.
- Сколько раз можно повестки посылать?
- Да я только-только из Москвы. Два месяца дома не был.
Капитан открыл рядом стоящий металлический шкаф, достал бумажный пакет и листок и положил перед Захаром,
- Проверяй по списку и распишись, что получил, и число не забудь поставить. Сегодня двадцать восьмое октября пятьдесят второго года.
В пакете оказались все его документы, в целости и сохранности.
- Там адресок лежит, в конверте, дежурной по станции, которая нашла и в милицию передала. Ты ей  открыточку пошли, а лучше посылочку.

Захар не пошёл сразу в деревню, а решил переждать до темноты в закусочной.
Внутри было сильно накурено, и стоял гул от разговоров, подвыпивших мужиков, в основном инвалидов войны. Стоящая за прилавком продавщица, в давно не стираном халате дополняла «интерьер».
Закусочная совсем не напоминала Захару ту кооперативную столовую, которую он посещал в юности с отцом. Не говоря уж о закусках: холодец,  солёные баранки и огурцы, квашеная капуста да чёрный хлеб составляли весь набор.
Водку продавщица наливала в попользованные уже гранёные стаканы, даже не пытаясь их сполоснуть.
Захар выпил сто граммов водки, закусив огурцом. Поел холодца и закурил, достав папиросу,  из купленной здесь пачки с надписью «Прибой».
Он решил дождаться темноты, чтобы его приезд остался незамеченным.

Когда по всей деревне в окнах погас свет, Захар подошёл к своей избе и тихо постучал в дверь.
Подождал. Постучал ещё несколько раз посильнее, но Елена не выходила.
Нащупал на земле подходящую щепку. С её помощью открыл щеколду и вошёл в избу. Слабый притушенный свет керосиновой лампы еле-еле освещал избу.
Елены дома не оказалось. У Захара в душе начало назревать нехорошее чувство  ревности. Он вышел и, сев на крыльцо, стал ждать.
Елена неожиданно, словно тень, появилась из темноты.
- Так-то ты мужа ждёшь. Болтаешься по  ночам. Дети одни.
- Ой, Захар, ты, - было видно, что она обрадовалась его появлению.
- Рассказывай, рассказывай. Где шлялась? Что делала?
- Опять за своё, а я так скучаю по тебе, ночи не сплю.
- Да? Я вижу, как скучаешь.
- Падёж у нас. Пришла ребят посмотреть и обратно пойду. Сам знаешь, что это такое.

Они разговаривали тихо почти шёпотом, чтобы не разбудить детей и любопытных соседей.
- Пойдём в дом. Покормлю тебя да спать уложу.   
- Не до сна мне, Лен. Я здесь по делу и уже этой ночью должен уйти. На меня в НКВД дело заведено. Нужно, чтобы никто не знал, что я к тебе приходил.
- Я так и подумала, что тебя ищут, когда получила повестки из милиции.
- Как видишь, не до сна, Лен. Фонарь работает?
- Да.  Я не пользуюсь, керосин экономлю, а  дорогу к ферме с завязанными глазами найду.
- Принеси. Мне надо сходить в Филипповский овраг, достать документы. Помнишь? Ну, те, которые комиссар у нас оставил. Представляешь, я его встретил. Он помог с работой и обещал жильё. Захар утаил от Елены историю с кражей, было стыдно за себя.

Они без труда нашли вкапанный чугун. Захар разгрёб руками землю, приподнял крышку, сделанную из куска жести. Всё было на месте. 

На обратном пути они не сговариваясь вдруг остановились у стога. Надёргав сена, упали на него и не замечая холодной осенней ночи пролежали в объятьях друг друга несколько часов.
Перед тем, как распрощаться, Захар категорически заявил,
- Хватит надрываться в колхозе за копейки. Всё распродавай, не жалей, наживём. Постарайся до декабря, нечего зиму мучиться в холоде. Когда будешь выезжать, дашь телеграмму сестре. Маня  меня найдёт. Встречу вас. Не найдёт - сама встретит, я с ней договорился. Если будут трудности с паспортом, зайди в отдел НКВД к Молыгину, он поможет, но это - в крайнем случае. К кому другому не обращайся.