Икона

Дарья Паясь
— Слушай, а что это за дыры на иконах?
— Похоже на пулевые. Тут насквозь, как будто стреляли. А тут… стекло пробито, а икона за ним — нет. Почему так?..

Мы с Настей осматривали единственный православный храм Грозного. Нас почему-то не смутили три вооружённых автоматами охранника и полный досмотр на входе в храм. В Чечне вообще не удивляет особая бдительность, не удивляет оружие на улице, не удивляет, когда охранник забирает твою сумку и сам по-хозяйки роется в ней. Это не Россия, это Чечня.

За три года, что я не была в Грозном, немногое изменилось: отстроили новые многоэтажки в центре, залили фундамент под новый небоскрёб рядом с Грозный Сити — башня будет называться Ахмат-Тауэр (да-да, культ личности), говорят, будет выше ста этажей.

Жара и сухость все те же: 40 градусов в тени, и ты, укутанная с головы до ног, не можешь даже посмотреть на небо, не обжигая глаз.

— Вы знаете, у нас в 2018 было нападение, — с дрожью в голосе начинает служительница храма. — Да, стреляли. За храмом можете увидеть могилы… И у нас тут произошло чудо — дважды попали в икону с Архангелом Михаилом — а это в его честь храм — один выстрел пришёлся на нарисованное здание и прошла пуля насквозь, а второй — в Михаила. И пробило только стекло, а на картине нет и следа.

Я почувствовала, как по телу пробегают мурашки. Я бы в жизни не поверила в эту историю, если бы не стояла сама у этой иконы и не чувствовала бы пальцами холод стекла с двумя пулевыми. Но не мог в голове не промелькнуть вопрос: а если чудо возможно, то почему тогда могилы?.. Почему тогда в живого человека попадают пути?..

Этот маленький православный храм абсолютно не приметен среди минаретов, возвышающихся над пустынными улицами. Белоснежный гранит и золото, вензеля, люстры с кристаллами Сваровски, ковры из натуральной шерсти и торжественная тишина — это богатство мечетей города Грозный. Города, который был разрушен на 98%, практически уничтожен и отстроен заново за 20 лет. Города культа личности, города золотых стелл, города чеченских женщин, закрытых тканью с головы до пят. Относиться к этому можно по-разному. Можно как я — с позиции наблюдателя и исследователя.

— Мужчины заходят по центру, женщины сбоку и сразу наверх.

И я снимаю обувь, заправляю выбирающиеся рыжие пряди под платок и поднимаюсь на второй этаж мечети. Я совершаю действия, которые совершают миллионы женщин по всему миру и в очередной раз спрашиваю себя — зачем? Я уважаю эти традиции, но не могу не задаваться вопросом «почему так».

Уже в автобусе, не отрывая глаз от статей в телефоне, жадно пересказываю Насте то, что только что удалось найти по истории хиджаба. Женщины покрывают голову почти во всех религиях. Традиция уходит корнями в язычество (дальше нагуглить не получилось), когда считалось, что женщина черпает силы плодородия из земли — через юбку, а мужчина берет силы от солнца — через голову. И конечно же женщина ни в коем случае не должна получить «мужскую» энергию — преградить солнцу путь должен платок. Многочисленные религии, пришедшие на место язычества, подкрепили «удобные» традиции свящёнными писаниями.

В каких-то религиях женщина покрывает голову только при входе в храм, как символ покорности и короткости перед Богом и символ принадлежности мужчине. Где-то женщина должна закрывать своё тело в любом публичном пространстве так, чтобы видны были только глаза.

Есть мнение, что это делает женщину «невидимой» для общества. Есть мнение, что женщине не нужна оценка ее тела от прохожих, так как она сама знает свою высокую цену, и ношение платка — это привилегия, и достойны ее не все. Есть мнение, что эта завеса позволяет женщине убрать своё тело с «рынка» и, не отвлекая мужчин своими формами, вести дела с ними наравне: чтобы мужчину не одолевали животные инстинкты, которые он за два с половиной миллиона лет так и не научился контролировать разумом — доставшимся то ли в качестве щедрого подарка от высших сил, то ли развившимся в ходе мудрой и жестокой эволюции.

Мнение же мое в этом вопросе не имеет никакого значения, пока я нахожусь на земле тех, для кого важны традиции. Мое познание истории религий, мой путь исследователя Вселенной и мой поиск ответов на вопросы, которые я задаю себе сама — только начинаются. Я только не могу перестать думать о том, какая сила не дала пуле пробить икону в единственном православном храме мусульманского Грозного.