Соборы и стадионы - сущность политического строя?

Анатолий Клепов
Спортивные стадионы — это своеобразные соборы, которые выполняли важнейшую функцию для государства не меньшую чем Церковь.

Вот почему...

Один из самых крупных стадионов в мире много лет считался знаменитый Колизей. Строительство Колизея началось в 72 году нашей эры и было завершено в 80 году нашей эры. Этому зданию 1943 года. Колизей неоднократно перестраивался.  Особенно, после наводнений и пожаров.


Колизей был начат при императоре Веспасиане, но он умер до того, как он был завершен. Строительство было завершено при двух его сыновьях, императорах Тите и Домициане. Фактическое строительство было выполнено в основном еврейскими рабами под присмотром римских инженеров и мастеров.



После победы в первой иудейско-римской войне еврейский храм в Иерусалиме был разграблен, а многие жители провинции обращены в рабство. Их перевезли в Рим, и, по оценкам, на строительстве Колизея было занято от 60 000 до 100 000 человек.

Колизей имеет овальную форму. Его длина 189 м, ширина 156 м, высота 48,5 м.

Внешние стены Колизея покрыты тремя уровнями дорических, ионических и коринфских колонн, и на каждом уровне есть 80 арок. Из них 76 пронумерованы римскими цифрами, которые еще видны над ними в некоторых местах. Они служили проводниками, чтобы горожане знали, где найти свои места. Из 80 арок, составлявших внешнюю стену на уровне земли, сохранилась только 31. Это то, что посетители видят сегодня, когда они посещают Колизей.

Гипогей Колизея — что переводится как подземный. Гипогей представлял собой сложную сеть туннелей и камер, в которых перед выходом на арену содержались гладиаторы, животные и заключенные. Было 80 вертикальных шахт для доступа к арене из гипогея, а также обширная сеть люков, через которые можно было разворачивать элементы декораций во время зрелищ.

Колизей мог вместить от 50 000 до 80 000 зрителей.

Невозможно знать наверняка, но считается, что около 400 000 человек, включая гладиаторов, рабов, каторжников, заключенных и множество других артистов, погибли в Колизее за 350 или около того лет, в течение которых он использовался для человеческих кровавых игр.

Многие виды животных использовались в Колизее. Некоторые в инсценированной охоте, в ходе которой их убивали вооруженные и обученные люди, другие в качестве «палачей» людей, приговоренных к смерти на арене. Львы, тигры, волки, медведи, леопарды, кабаны, слоны, гиены, буйволы, гиппопотамы, крокодилы и жирафы все были замечены в Колизее в какой-то момент.

Точно узнать невозможно, но, основываясь на отчетах, описывающих охоту и зрелища, а также на оценках количества проведенных мероприятий, считается, что это число исчисляется миллионами. Считывается, что Колизей был ответственен за уничтожение определенных видов животных из близлежащих регионов.

Самыми распространенными и известными были гладиаторские бои. В Колизее также проводились охоты, казни (некоторые дикими зверями, знаменитые Damnatio ad bestias) и в самом начале несколько Наумахий — инсценированные морские сражения, из-за которых Колизей был затоплен.



Вопреки популярному представлению об ужасных поединках, гладиаторские бои чем-то напоминали современные боксёрские поединки: бойцов делили на классы в зависимости от их размера и стиля боя, за боем наблюдали судьи и врачи, и часто матчи не заканчивались смертью. Матчи определялись на основе опыта, послужного списка и стилей бойцов, и успешные гладиаторы могли стать известными знаменитостями. У некоторых гладиаторов была долгая карьера, в которой они проиграли множество боев, не умерев. Однако это не означает, что они были бескровными, просто они были менее хаотичными, чем это часто представляют сейчас. Хотя на  арене действительно погибло очень большое количество гладиаторов.

Примерно, в это же время в Риме был построен Пантео;н  — так называемый «Храм всех богов». Выдающийся памятник истории и архитектуры древнего Рима, построенный между 118 и 128 годами н. э. Очевидно, что Пантеон в Риме не был только храмом в обычном смысле этого слова. Он задуман как династическое святилище, являющееся частью культа правителя эпохи Августа с посвящением Юлию Цезарю, прародителю семейной линии Августа и обожествленным решениями Сената в 44—42 годах до н. э. Об этом, прежде всего, свидетельствует расположение здания. Согласно преданию, с того места, где теперь находится Пантеон (в древности — «Козье болото», лат. Palus Caprae), Ромул, основатель Вечного города, был вознесен на небо богом Марсом, после чего Козье болото стало Марсовым полем. Купол Пантеона был самым большим в мире более 1300 лет.

Однако, Пантеон не вмещал столько людей как Колизей.  Косвенно, мы можем предположить, что значение Колизея, как место влияния на массы людей было выше, чем Пантеон. Спортивные зрелища выше религии по силе воздействия на сознание людей в нужном для Правителей направлении.

И когда Вы внимательно изучите историю архитектуры построения соборов и спортивных сооружений Вы увидите интереснейшие закономерности. Пройдет много столетий после постройки Колизея и Правители государств вспомнили о том, что необходимо строить спортивные сооружения для объединения людей. Как раньше это делали Соборы.

Начнём по порядку.


Во-первых, соборы все еще существуют, и они все еще используются.

Во-вторых, стадионы — это не совсем то же самое, что и соборы, и они, конечно, не совсем их заменили. Но сходство, если приглядеться, весьма заметно...

Начнем с архитектуры.

Но чем похожи эти здания? Один из камня, другой из стали; один для религии, другой для спорта; один готический, а другой не имеет явного архитектурного стиля или движения.

Ну, это о принципах, а не о внешности. Вы можете задать вопрос "когда он был построен?" О большинстве зданий можно получить простой ответ в виде конкретной даты.

Не это не так когда мы говорим о средневековых соборах. Они не были «построены» за один раз, а строились, сносились, перепроектировались и расширялись в течение столетий.

Возьмите Вестминстерское аббатство в Лондоне. Он имеет фундамент 11 века (остатки старой и в значительной степени разрушенной церкви), и то, что мы видим сейчас, является результатом 900-летнего строительства, реконструкции и дополнений.

Башни, например, были добавлены только в 1700-х годах. Это касается и стадионов. Возьмите Сан-Сиро в Милане и посмотрите на его трансформацию за столетие своего существования, с 1920-х годов до наших дней. Он не был построен за один раз, но, как собор, перестраивался и расширялся снова и снова.

Большая спортивная арена олимпийского комплекса «Лужники» была построена в 1956 году. Легендарный стадион неоднократно перестраивали, последний раз — к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Новые «Лужники» — высокотехнологичная футбольная арена, одна из крупнейших в мире.

При сохранении исторического фасада внутри стадион полностью преобразился. Изменена геометрия трибун и количество ярусов, убраны беговые дорожки, вместимость увеличена до 81 тыс. мест. Кровля не только защищает от осадков, но и представляет собой огромный медиаэкран.

Или парк Сент-Джеймс в Ньюкасле.

Подобно соборам, стадионы — это постоянно незавершенные работы, которые никогда не заканчиваются полностью, и на которых каждое поколение оставляет свой след.

Средневековые соборы — чудеса инженерной мысли; просто посмотрите на их масштаб, сложность и высоту.

Стадионы тоже в такой же степени связаны с инженерным проектированием, как и с архитектурой. От сводов и контрфорсов до ферм и балок — все для поддержки этих колоссальных сооружений.

А стадионы, как и соборы, — это гиганты, полностью господствующие над своим окружением, а часто и над всем городом. Это чудеса инженерной мысли и архитектуры, которые передаются из поколения в поколение и строятся десятилетиями. А что касается интерьера, то недаром мы часто слышим, как люди сравнивают стадионы с соборами — сравнение более удачное, чем они думают.

Почему? Немногие здания столь велики по пропорциям и не производят впечатления такого огромного масштаба и размеров. Так что, по крайней мере, в архитектурном отношении стадионы имеют много общего с соборами.

Но сходства еще больше. Собор не просто физически доминирует над окружающей средой; это также социальный центр всего города или сообщества.

Каждую неделю толпятся люди...

У каждого есть местная команда, и стадион раз в неделю становится местом, куда приходят *все*, вливаясь в его двери и заполняя свои места — или скамьи, в случае собора. Люди собираются вместе, будь то прихожане или болельщик команды.

Немногие здания принадлежат людям, как стадионы или соборы. Не юридически, конечно, но как место, с которым они так знакомы, которое они так часто посещают, нет ничего подобного. Они неотделимы от местного сообщества и региона.

В Даремском соборе есть витраж, посвященный истории города, в том числе его шахтерам. Туннель на арене Фельтинс в Гельзенкирхене был смоделирован как шахта в связи с историей добычи полезных ископаемых в этом районе.

Идентичность и наследие.

Что люди делают в соборах? Среди прочего, они поют. Стадионы тоже наполняются песнями — может быть, другого характера, — но все же песнями, некоторые из них скорее похожи на гимны. На самом деле не так много мест, где люди собираются вместе и так поют.

Соборы украшены картинами, статуями, окнами и всевозможными произведениями искусства, относящимися к святым. То же самое относится и к стадионам, где героев клубов помнят и превозносят в виде статуй, фресок и баннеров.

Фанаты почитают звезд точно так же, как люди в соборах поклоняются и почитают святых, а стадионы — это место, где прославляют героев — героев, которые действительно что-то *значат* для людей — и увековечивают в искусстве и песнях.

И точно так же, как соборы обычно посвящены определенному святому или религиозному деятелю, многие стадионы названы в честь важных клубных деятелей.

Недавно стадион Сан-Паоло в Неаполе был переименован в стадион Диего Армандо Марадона в честь их покойного великого героя.

А в соборах хранятся реликвии, связанные со святыми — все, от их костей до одежды — наряду с другими важными предметами.

На стадионах часто есть музеи, заполненные предметами, важными для истории клуба, от трофеев до бутс бывших игроков.

Футбольные стадионы наполнены символикой и иконографией, которые олицетворяют клуб, его болельщиков и его окрестности, будь то песни, статуи или даже девизы и известные слова. Это место общения и традиций, не похожее ни на что другое... разве что на соборы.

Нелепо ли сравнивать религию и спорт или даже кощунственно?

Что ж, для древних греков спорт и религия были неразрывно связаны. Спортивные состязания имели явно религиозный подтекст, и считалось, что победители были непосредственно благословлены богами.

Неудивительно, что греческие статуи атлетов-победителей изображают их подобными богу Аполлону. И, повторюсь, современные стадионы окружены статуями и заполнены ими.

Когда болельщики поют гимны, это не современное явление.

Хотя древние греки были бы сбиты с толку многими вещами в современном обществе, они могли бы понять пыл болельщиков и почти духовную привязанность, которую они питают к спортивным событиям.

Таким образом, соборы и стадионы более сходны, чем мы могли бы подумать: это колоссальные, вечные незавершенные работы, и они являются фокусом, физически и социального, а иногда даже духовного, целых городов и сообществ.

Нет никаких других зданий более похожих  на них.

После постройки Колизея цивилизация почти тысячу лет не строила подобные спортивные сооружения. Почему? Правительства считали, что Церковь более эффективно в отличие от спортивных сооружений древнего Рима может воздействовать на сознание людей.

В 1806 году архитектор Луиджи Каноника построил в Милане овальную арену, использовав классические римские образцы. Возведение этой арены можно считать началом строительства современных зрелищно-спортивных сооружений. Это строительство совпало с началом промышленной революции. Случайно ли это? Нет. Правительствам стали нужны как в древнем Риме мощнейшие силы воздействия на массовое сознание. Христианская Церковь утеряла свою силу воздействия на сознание людей.


 На протяжении веков цивилизация считала идеалы священников, политиков, экономистов, монархов, лидеров национальных государств и теологов воплощением благородства и важности.  Тем не менее, когда возникают разногласия, часто вызванные сильными личностями и финансовыми волнениями, вспыхивают гнев, страх, революции и войны.  Без другого Толстого, Ганди, Манделы, или Мартина Лютера Кинга-младшего, чьи жизни были сформированы Нагорной проповедью, пришло время искать что-то другое. 

Поэтому была подвергнута сомнению старая иерархия, в которой основой являлась выражение искусства и красоты. И на первый план выдвигается спорт как наилучшая форма новой организации объединения и развлечения людей. Поэтому и обратились к «мячу» — к воплощения единства спортивной команды, которая может победить всех.  Это единство команды является сущностью промышленной революции. Сущностью четвертой технологической революции. В США это был баскетбол. В Англии, Италии. Франции, Германии и СССР - футбол. Мяч стал равняться глобальному общему знаменателю, зарекомендовавшему себя как культура прогрессивных идей, лидерства и разнообразия.

В Китае несколько иное отношение к мячу. Настольный теннис, также известный как пинг-понг, считается национальным видом спорта Китайской Народной Республики.  В Китае маленький мяч выражает индивидуальность человека. Побеждает индивидуальная ловкость и умение обмануть соперника.

Религия и спорт - две мощные социальные силы, которые формируют общество. Например, распад СССР тесно связан с распадом массового спорта в стране. И. Сталин был более мудр. Он смог заменить разрушение Церкви в стране массовым спортом…