Заметки на полях, или чья страна Россия-2

Борис Кондаков 2
                Заметки на полях, или чья страна Россия-2.


            Вчера случилось два знаменательных события.
                Во-первых, жители подмосковных Котельников после нелицеприятного разговора со своей администрацией хотя бы на время добились того, что мигранты стали вести себя не так, как хотят, а как должно в гостях. Огромное спасибо за это «Русской общине», которая подняла этот вопрос. Жаль только, локальных решений недостаточно для того, чтобы нормализовать ситуацию в стране.
            Во-вторых, вчера в Пятигорске состоялся Совет по межнациональным отношениям, в котором по видеосвязи принял участие Владимир Владимирович Путин. Детально разбирать всё сказанное им смысла не имеет, за исключением одного момента: много говорится о российской гражданской идентичности и укрепляющейся межнациональной дружбе, но только один раз упомянут русский народ, и то в контексте смешанного населения новых российских регионов. Процитирую с сайта «Кремлин.ру»:
            «В Стратегии национальной политики, конечно же, должны появиться и корректировки, связанные с вхождением в состав России новых субъектов Федерации. Херсонская область, Запорожье, Донецкая и Луганская народные республики, как и другие регионы, по своему составу также являются многонациональными. Помимо русских и украинцев там проживают белорусы, греки, татары, армяне, евреи, представители других народов. Они на себе испытали все последствия агрессивного национализма, ксенофобии, антисемитизма, той политики, что проводит режим, захвативший в Киеве власть в результате вооружённого переворота в 2014 году. Конечно, там потом выборы были. Всё это мы знаем и слышим. Но первичный источник власти в Киеве – госпереворот. Об этом мы тоже не забываем и не забудем.»
                (Кстати, а каким был источник власти в феврале и ноябре 1917 года, в декабре 1991 года или 3-4 октября 1993 года?)
           Правда, упомянут ещё русский язык: «Но единое, мощное, огромное Отечество, за которым мы чувствуем себя как за каменной стеной, у нас одно – это Россия. С её великой многообразной культурой, великой историей – и языковым многообразием и великим русским языком, который в 68-й статье Конституции Российской Федерации закреплён в качестве государственного и выполняет уникальную функцию языка межнационального общения.»
           Зашибись, есть Россия, но нет русского народа, который, по официальной переписи 2021 года, составляет 105 579 179 человек (включая в свой состав казаков и поморов), или 71,73 % от всей численности населения страны. Следом с большим отрывом идут татары (за исключением крымских, включая в себя кряшенов, мишарей, астраханских и сибирских татар), составляя 3,61 % населения, чеченцы (включая аккинцев) – 1,28% населения и башкиры – 1,20 % численности населения. Представители других крупных национальностей составляют менее 1 % каждая от общей численности населения.
           Таким образом, Россия должна была бы рассматриваться как мононациональное государство русского народа, которого вроде бы как и нет в дружной семье россиян.
           Происходит это, судя по всему, потому, что у нас никак не решат вопрос с тем, кто такие русские – политическая нация России или этнос великороссов, население смешанного, преимущественно славянско-финноугорского и славянско-тюркского происхождения, говорящее на русском литературном языке и осознающее единство своего исторического происхождения и миссии. И тогда встаёт другой вопрос: а политические нации других стран тоже едины или французы, немцы и англичане – это национальности, а не нации.
           Посмотрим на Францию: есть германоязычные эльзасцы, кельтоязычные бретонцы, баски, языковая принадлежность которых до сих пор вызывает споры, потомки германских по происхождению нормандцев, лотрингцев и бургундцев, новые арабоязычные французы и выходцы из бывших французских африканских колоний, италоязычные корсиканцы и савойяры и так далее. При всех различиях они все считают себя французами.
                Среди немцев до сих пор сильные культурные и языковые различия между севером и югом Германии, а после присоединения ГДР к ФРГ и различия между «осси» и «весси», но в то же время в число немецких граждан влились достаточно многочисленные турки, выходцы из Югославии, греки и итальянцы, и все они считают себя гражданами Германии и немцами.
                Говоря об Англии, стоит помнить, что среди её граждан есть не только британцы – потомки англосаксонских завоевателей островов, но и кельтоязычные валлийцы, ирландцы, шотландцы, выходцы из бывших колоний Великобритании, и никого не удивляет, что премьер-министром этой страны периодически становится то потомок выходцев из Турции Борис Джонсон, то индиец Риши Сунак, исповедующий индуизм потомок выходцев из Пенджаба. Впрочем, и в во второй половине 19 века помимо суперанглосакса шотландского происхождения Уильяма Гладстона его периодически менял на посту премьер-министра потомок итальянских евреев-сефардов Бенджамин Дизраэли.
                И даже в относительно близкой нам славянской Польше население далеко не однородно, включая в свой состав мазовшан, кашубов, лемков, потомков силезских и прусских немцев, белорусов, украинцев, цыган, мусульман-татар (липков). И при всех внутренних этнографических и религиозных различиях поляками считают себя 97,8 % населения.
           Но продолжим разбирать состоявшийся Совет. Из выступления директора Института российской истории РАН, доктора исторических наук Юрия Александровича Петрова. Он уж помянул русский народ. Читаем: «Важнейшей особенностью Российской империи являлось положение государствообразующего этноса. Я подчеркну, что русские не имели каких-либо преимущественных прав перед другими народами и в стране господствовала атмосфера национальной и религиозной терпимости. Эта атмосфера складывалась и благодаря гибкой политике правительства, но также и менталитету русского народа. Многие наблюдатели, в том числе иностранные, отмечали, что русские в массе своей были чужды национальному высокомерию и кичливости, свойственным западным нациям.»
                Вопрос с правами очень спорный: в Российской империи многие государственные посты были закрыты для католиков (преимущественно поляков) и иудеев (за исключением караимов), а уж жители Средней Азии вообще находились в ином правовом поле, чем русские и другие народы Российской империи до завоевания нынешних государств Центральной Азии. Да и до Павла Первого русские-старообрядцы находились в существенно худшем правовом статусе, чем приверженцы официального православия.
                Но вернёмся к Совету. В выступлениях Джамбулата Вахидовича Умарова из Чеченской академии наук и руководителя Федерального агентства по делам национальностей Игоря Вячеславовича Баринова говорилось о единстве многонациональной страны, попытках вести против России гибридной войны и обо многом другом, но при этом не прозвучало ни разу само словосочетание «русский народ».
                Как ни странно, о наличии русского народа первым на этом представительном совещании сказал пуштун по национальности Джабар Рафии Абдул: «Я благодарю русских людей, российский народ, народ Донецкой Народной Республики, что своей любовью – это первая добродетель христиан – подарили мне жизнь. Я всё сделаю в этой жизни, чтобы русский народ знал, что это не зря».
                О русских как народе упомянул и Герой России Балдан Баирович Цыдыпов: «Там, в окопах, в районе боевых действий молятся на разных языках разным богам, но молятся об одном – об общей победе. Поэтому для врага мы все – буряты, чеченцы, тувинцы, русские, якуты – русские солдаты. И это честь для нас.               
Я по национальности бурят, я люблю свою малую родину, Бурятию, я люблю Россию. Я помню своих предков, чту традиции своего народа и горжусь ими. Среди восьми воинов Республики Бурятия, удостоенных звания Героя Российской Федерации, два бурята, один лезгин и пятеро русских парней. Кончится СВО, и после победы все вернутся по своим домам, но это чувство единения и боевого братства останется на всю оставшуюся жизнь».
                О русских как народе упомянул и командир роты из бригады «Пятнашка» Алиас Витальевич Авидзба, абхаз по национальности.
                Из более чем десятка других выступлений, которые произнесли весьма уважаемые люди вроде Владимира Абдуалиевича Васильева, Ары Абрамяна, Константина Иосифовича Косачёва, Чингиза Февзиевича Якубова или Надежды Георгиевны Деметер по существу о русском народе не было сказано ни слова.
                Особенно удивила обида Надежды Георгиевны по поводу слова «инфоцыган». А то, что среди её соплеменников сплошь и рядом нарушаются законы Российской Федерации, и значительная часть сбытчиков наркотиков принадлежит именно к этой этнической группе, её не задевает? Мне кажется, эта тема заслуживала бы отдельного нелицеприятного разговора.
                Какой вывод можно сделать из этого мероприятия?
                Тот, что руководство Российской Федерации боится поднимать вопрос о русском народе как вполне конкретной этнической группе со своими особыми правами как государствообразующего народа.
                Я "рад", что за прошлый год 117 тысяч граждан Таджикистана получили российские паспорта, но вот ведь вопрос: они так ценны для нашей экономики, что без получения гражданства она (экономика) загнулась бы без них? Или руководство таджикских общин нашло тропинку к руководству паспортно-визовой службы МВД России, оказывая безвозмездную спонсорскую помощь этим подразделениям? Или не через таджикские каналы в Россию и дальше в Европу идёт поток героина, а из Средней Азии в целом поток насвая, который становится прямо-таки модным веществом среди российской молодёжи?
                И не надо говорить, что подозрения в таких некрасивых делах обижают эти народы: есть статистика, и она показывает, что почти половина насильственных преступлений в России совершается или мигрантами из Средней Азии, или внутренними мигрантами из некоторых регионов Северного Кавказа. И если руководители этих национальных общин так обеспокоены негативным отношением к представителям этих народов, им следовало бы самим делать всё возможное, чтобы помогать правоохранительным органам выявлять и задерживать этих отщепенцев, а не скрывать их в своих похожих на крепости замках в российских городах и не вывозить в родные места, где российская полиция не будет возможности их достать.
                Почему же так сложилось, что русские в России, несмотря на все славословия в свой адрес, оказались в худшем положении, чем представители маленьких, но гордых народов?
                Причина первая: две мировых войны, революция и Гражданская война, коллективизация и сталинские репрессии подорвали генетическое ядро русского народа. Последнее наиболее здоровое поколение 20-ых годов рождения прошлого века полегло на фронтах Советско-Финской войны 1939-1940 годов, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в послевоенных боевых действиях в Корее. Именно русские, украинцы и белорусы вытянули на себе и тяжесть немецкой оккупации, и трудовой фронт, и послевоенное восстановление народного хозяйства.
                И не зря Иосиф Виссарионович Сталин в своём знаменитом победном тосте упомянул русских: «Товарищи, разрешите мне поднять ещё один, последний тост.
                Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа.
                Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.
                Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание – как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.
                Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него ясный ум, стойкий характер и терпение.
                У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германий и обеспечит нам покой.
                Но русский народ не пошёл на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства, и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества – над фашизмом.
                Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!
                За здоровье русского народа!»
                Иосиф Виссарионович верно расставил акценты. Вряд ли какой-то другой народ после всего, совершенного с ним, оставил бы у власти такое правительство. Только русский народ, благодаря воспитанному в нём терпению и неприхотливости, готовности подчиняться руководству выдержал бы подобные испытания.
                Это огромное достоинство и огромная беда русского народа: чрезмерная терпеливость и разрозненность. Именно поэтому любая более или менее сплочённая общность людей на этнической  ли, социальной ли или криминальной основе может паразитировать на этих способностях государствообразующего народа, позволяя себе обирать его, издеваться над его наиболее беззащитными представителями и вообще делать с ним всё, что извращённое воображение подобной группы может себе позволить.
                Русский режиссёр Станислав Сергеевич Говорухин мог себе позволить снять фильм «Ворошиловский стрелок», но он же способствовал слому привычного советского уклада своими фильмами «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли», а потом практически до самой смерти заседал в Государственной Думе, принимая в её составе совершенно антинародные законы.
                Русские способны на сопротивление только тогда, когда их терпению окончательно приходит конец, и когда появляются хоть какие-то национально ориентированные структуры, готовые взяться за черновую организационную работу, будь то представители казачества, спонтанно возникших объединений или криминальных структур, стремящихся избавиться от зависимости от инонациональных в своей массе «воров в законе». И именно подобная активность пресекается государством в первую очередь как очевидная угроза существующему режиму. Почему возникла такая ситуация?
                Потому что Россией, начиная с 18 века, управляют вненациональные структуры. Идёт ли речь о династии Романовых-Шлезвиг-Голштейн-Тотторпских (причём весьма сомнительного происхождения благодаря весьма вольным отношениям в императорской фамилии) или Советской власти. Большевики были вненациональны, будь то русский Владимир Ильич Ленин или еврей Лев Давидович Троцкий, грузин Иосиф Виссарионович Сталин или поляк Феликс Эдмундович Дзержинский. Для них главным была организация всемирной социалистической революции, и Россия вместе со всем своим многонациональным населением была лишь хворостом в этом костре.
                Понимание того, что всемирная революция невозможна, и надо обустраивать власть в своей стране, начинает превалировать ближе к концу 20-ых годов прошлого века, когда И.В. Сталин консолидировал руководство партией в своих руках. Но только Великая Отечественная война заставила его окончательно повернуться в сторону русского патриотизма. В партийном аппарате всё большее значение приобретали русские по происхождению, и к к концу Великой Отечественной войны преобладающим большинством в аппарате управления становятся русские.
Однако извечная проблема русского народа, связанная с его разобщённостью, сказалась и тут.
                После смерти Иосифа Виссарионовича начались тяжелейшие аппаратные битвы за власть, в результате которых были отстранены от власти не только Лаврентий Павлович Берия, но и Георгий Максимилианович Маленков, которого потеснил имевший хорошие связи среди украинских кадров Никита Сергеевич Хрущёв. Вместо развития русских территорий акцент был сделан на экономическое выравнивание России и национальных республик, осуществлённое за счёт перераспределения финансово-материальных и людских потоков. В результате Русское Нечерноземье обезлюдело, но зато новые промышленные гиганты росли в Средней Азии и в Казахстане, начали осваиваться целинные земли.
                Более или менее выверенную национальную политику пытался проводить Леонид Ильич Брежнев, но он так и не решился ликвидировать при подготовке новой Конституции СССР старое национально-территориальное деление, которое в итоге и привело к распаду Советского Союза, а сейчас создаёт риск и для Российской Федерации. Во-первых, коммунистические партии союзных республик пользовались достаточно широкой автономией, во-вторых, национальные Академии наук, укомплектованные в основном гуманитариями, и местные творческие союзы стали оплотом национализма, справиться с которым для союзного центра было не под силу. И если раньше русский по национальности Леонид Ильич Брежнев мог возглавлять и Коммунистическую партию Молдавской ССР, и Коммунистическую партию Казахской ССР, то назначение Председателем ЦК Коммунистической партии Казахской ССР русского Геннадия Васильевича Колбина вызвало 17-18 декабря 1986 года массовые беспорядки в Алма-Ате.
                Очень интересную работу проводит журналист Фёдор Ибадович Раззаков. Он ведёт Телеграм-канал, посвящённый истории позднего Советского Союза – «Раззаков. Спрятанная история». Конечно, на мой взгляд, Фёдор Ибатович несколько преувеличивает роль борьбы «русской»  и «иудейской» партий внутри КПСС, но приводимые им факты заставляют задуматься и взглянуть на новейшую российскую историю под иным углом зрения, чем это освещается в популярной исторической литературе.
                Почему же так неохотно российское руководство упоминает русский народ? Потому, что руководство нашей страны вненационально по своей сути. Власть в новейшей истории России являлась призом в игре «команд», собранных по территориально-корпоративному признаку.
                Так, команда Леонида Ильича Брежнева опиралась на украинско-молдавскую группировку, состоящую в основном из тех, с кем он ранее работал и служил. Команда Юрия Владимировича Андропова в большей степени опиралась не столько на выходцев из КГБ СССР, сколько на достаточно молодые кадры из российских регионов, не имевших ранее плотных связей в Москве, и команду «околопартийных интеллектуалов», критически настроенных к советской действительности. Константин Устнович Черненко просто не успел сформировать свою команду, а Михаил Сергеевич Горбачёв опирался на прежнюю андроповскую команду и выходцев из ставропольской партийной организации. Борис Николаевич Ельцин сумел создать смешанную свердловско-московскую команду, на смену которой пришла питерская команда, состоящая из тех, с кем контактировал по службе в Управлении КГБ СССР по городу Ленинграду и Ленинградской области, в комитетской «точке» в Дрездене и в процессе работы в питерской мэрии Владимир Владимирович Путин.
                В том, что эти команды формировались по территориально-корпоративному признаку, не было бы ничего плохого, если бы стремление занять лучшие аппаратные позиции и получить профит от своего пребывания у власти не заслоняли для них национальных интересов России и русского народа как её основного населения.
                Я не склонен искать иудейские корни у Владимира Владимировича, поскольку не была его мать Мария Ивановна Шеломова родом из деревни Заречье Тверского уезда Тверской губернии еврейкой, как и его отец, Владимир Спиридонович Путин, родившийся в древне Поминово Тверского уезда Тверской губернии. Он русский по национальности, возможно, с карельскими корнями, что не редкость в тех местах, но вряд ли он является русским по национальному самосознанию. Тут сказались и юность в достаточно интернациональной питерской компании, и работа в ГДР, которую он взял для себя как образец рационально устроенного государства.
                Так же, как не склонен считать, что наличие еврейской родни каким-то образом могло сказаться на внутреннем самоощущении Дмитрия Анатольевича Медведева или Михаила Владимировича Мишустина. Все они – люди без национальности, хотя и считают себя русскими.
                Любая подобная команда ведёт себя как «новый кочевник» по терминологии Жака Аттали. Её задача «заработать» на безбедную старость где-нибудь на Лазурном берегу или озере Комо. Поэтому к ним применима формула «Национальные по форме, интернациональные по содержанию». У этого круга свои представления о добре и зле, своеобразная этика, и даже сексуальные партнёры в их кругу нередко переходят из одних рук в другие, ещё более сплачивая эти группы перед лицом управляемых ими народов.
                Это проблема не только России. Думаю, Эммануэль Макрон не в меньшей степени «новый кочевник», чем деятели из нашего руководства, но если французы активно сопротивляются пенсионной реформе, то русские просто не могут поверить, что такие русские по форме руководители могут быть настроены совершенно антирусски.
                Среди этих людей национальность роли не играет, и будь то немец Герман Оскарович Греф или башкирка Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, татарин Марат Шакирзянович Хуснуллин или русский Виктор Васильевич Золотов. Здесь играют роль личная преданность патрону и готовность выполнять требования своей группы «новых кочевников», невзирая на их моральную сторону и пользу для страны и её населения.
                Возможно, этот вопрос бы и не встал, если бы уязвлённое самолюбие Владимира Владимировича не потребовало бы занять в этом интернациональном кругу ведущее место, вместо того периферийного, которое было ему уготовано. Отсюда и Мюнхенская речь, и Августовская война с Грузией, и присоединение Крыма, и нынешняя специальная военная операция. Поэтому он и не готов к мирным переговорам, поскольку по итогу вместо должности «царицы морской» ему уготована роль или вассала товарища Си, причём не первого ряда, либо роль подсудимого в Международном уголовном суде. Незавидный выбор, хотя он сам сделал его, начиная специальную военную операцию. Есть, конечно, вариант повторить судьбу Саддама Хусейна после первой войны в Персидском заливе, но он тоже вряд ли его устраивает.
                Замена его на Дмитрия Николаевича Патрушева ситуацию не изменит. Следовательно, для России снова встаёт вопрос о власти. Решить его в рамках считающимися «законными» процедур невозможно. Поэтому, как это ни печально, на повестку дня может встать вопрос о национальной катастрофе, которая одна может привести к власти новые силы, ориентированные на решение русского вопроса, будь то Клуб рассерженных патриотов, «Русская община» или переформированные остатки ЧВК «Вагнер» и внепланово возвратившихся с фронта мобилизованных.
                Меня могут обвинить хоть в русском национализме, хоть в экстремизме. Но что делать, если мне судьба русского народа, впрочем, как и всех прочих народов нашей страны, ближе, чем судьбы других народов мира, а наше руководство своими действиями способствует возникновению революционной ситуации больше, чем любые неправительственные организации, включая ФБК, не к ночи для некоторых помянутый Алексей Навальный или различные зарубежные фонды.
                Революции бывают разные. Есть революции снизу, но бывают революции сверху, когда хотя бы для части «элиты» начинает доходить, что события развиваются неправильно. И для представителей этого круга никогда не поздно стать патриотами, наконец-то осознавшими свою связь с породившей их страной и её народом.
                Очень хочется верить, что и в этот раз Бог убережёт Россию от новых потрясений, хотя с каждым днём эта вера слабеет. И успешное взятие развалин Артёмовска, провозглашённое сегодня Евгением Викторовичем Пригожиным, уже не изменит ход этой специальной военной операции. А пока нашему народу надо сосредотачиваться, чтобы встретить пору потрясений и перемен в боеспособном состоянии.
                А в том, что Россия станет страной русского народа, я не сомневаюсь, хотя хотелось бы, чтобы это не потребовало серьёзных издержек..