Нравы нашего времени

Армен Григорян
Знакомый врач из одной европейской страны, без пяти минут профессор, некоторое время назад побывал в Африке. Это континент, где белые делают все, чтобы помочь чернокожим аборигенам, только последние, почему-то, последние двести лет постоянно страдают либо от геноцидов, либо от голода, либо от засухи. Белые все тужатся, тужатся, но быт местных жителей, почему-то, никак не улучшается.
И пожертвования собирают, и кампании помощи проводят, и полезные ископаемые разрабатывают, и эксплуатируют местную флору и фауну нещадно. Все без толку.

Знакомый мой тоже поддался порыву бремени белого человека: помогать жителям Африки. В его случае оказалось, что у местных нет обуви. Белые люди жертвуют им обувь. Построить завод по производству обуви, научить аборигенов работать - это белые люди, по какой-то неизвестной причине, делать боятся.

Наш врач - типичный европейский интеллектуал, с уклоном влево. Из тех, кто слышал фамилии Троцкого, Сталина, Ленина, прочитал пару афоризмов, и решил, что светлое будущее обязательно наступит. И хорошо, что наш доктор такой наивный - ибо он отличный профессионал своего дела. А если бы он лучше разбирался в политике, то был бы плохим врачом. Без хороших политиков мы прожить можем, а без хороших врачей - никак.

Одним словом, собрал мой знакомый свою старую обувь (фирменные марки, а не какой-то "мейд ин Чайна") и собственноручно передал жителям одной африканской деревни. В соцсети он обессмертил этот момент. Пошли комментарии, - приятели, знакомые, бывшие и нынешние девушки нашего героя - все бросали в воздух чепчики и стучали пальцами по клавишам клавиатуры - какой наш доктор молодец! (Антр нуа, между нами, в Африку он поехал на какой-то симпозиум, заодно и обувь пожертвовал, совместил приятное с полезным).

А теперь занавес. Когда он, после потока слезливых, сочувственных комментариев, написал, что передал жителям африканской деревни еще 300 евро, то эффект оказался противоположным. Мещане - они везде мещане, как можно с деньгами так расстаться? Пошла критика, ну, зачем африканцам 300 евро, что они с ними делать будут? Обувь-то пригодится, а у них там, поди, и банкомата нет, и магазины ближайшие в сотне километров пешего пути. Зря отдал столько денег...

Вот они - современные нравы мещан. Избирательность... И, ведь, церковь посещают все. По воскресеньям. И молятся. И никто в ад попасть не хочет, все в рай стремятся. Тут, в личных вопросах, у людей избирательности абсолютно никакой нет. Не видел я еще того мытаря, который бы стоял у дверей церкви, бил бы себя в грудь и кричал: "Будь милостив ко мне, грешнику!" Наоборот, все себя ведут как тот фарисей, который в молитве себя обелил.

Мне даже смешно стало, когда я комментарии перечитывал: обувь старая - это хорошо, а 300 евро - это другое.

В связи с этим вспоминается мне один эпизод из "Гиперболоида инженера Гарина": когда Шельгу смывает с яхты волной, а Гарин спасает его. Шельга, своего рода коммунист-мещанин, удивляется искренне: зачем Гарин его спас, классовые враги ведь и прочее. Настала пора удивляться Гарину: человек поддался порыву, спас. "Я понимаю, дегустатор: пробует, плюет, жует корочку, — это, говорит, вино хорошее, это плохое. Но ведь руководится он вкусом, пупырышками на языке. Это реальность. А где ваш дегустатор моральных марок? Какими пупырышками он это пробует?", - говорит Гарин Шельге.

И я тоже удивляюсь своим современникам (их национальная, расовая и социальная принадлежность меня АБСОЛЮТНО не интересуют): какими пупырышками руководствуются мои современники, когда решают, что хорошо, а что - неправильно...