Записные книжки. Страница вторая

Борис Аксюзов
Вчера вечером позвонил мне капитан турецкого танкера, который в 90-е приходил в Порт – Кавказ за мазутом.
Джафер был тогда совсем молодым капитаном, а я работал  в порту морским агентом, открывал ему границу и отмазывал  от взяток, которые вымогали у  него наши таможенники и пограничники. Поэтому он очень уважал меня и добавлял  к моему имени слово «бей», что означает, по-моему, «господин»
 - Здравствуй, Боря – бей, -  услышал я в трубке его бархатный голос и понял, что русский язык он теперь знает почти как родной. – Как поживаешь? Почему не работаешь?
 - Ты  всегда  не умел считать, Джафер, - засмеялся я. – Мне уже за восемьдесят и я давно на пенсии. А ты где?
  - Я пришел в ваш порт под разгрузку и надеялся, что мы встретимся.
  - И что ты привез?
  - Одну тысячу коров.
  - Ты что, сменил свой танкер  на скотовоза?
  - И не подумал. Просто у меня в танках тридцать тысяч тонн пальмового масла. Из него вы будете делать молоко, сметану, кефир и даже голландский сыр. Чем тебе не корова?
 Он рассмеялся, ожидая, что и мне станет весело от его сообщения. А я подождал, пока от отсмеётся и мрачно сказал:
  - Еще раз придешь к нам с таким грузом, я твой танкер  к чертям собачьим на дно отправлю.
  И он мне грустно ответил:
  - Я тебя понимаю, Боря-бей. Я для своих детей молоко только в деревне покупаю, причем прошу хозяйку, чтобы она корову при мне подоила.  А у вас разве нет деревни поблизости?
  - Есть. Только коров там почти не осталось.
  Джафер грустно вздохнул и отключился.   

Горячую воду у нас почему-то всегда отключают 19-го мая, в  День Пионерии.  Наверное, глава администрации города хочет,  чтобы все бывшие пионеры, которым сейчас за пятьдесят и больше, приняли утром холодный душ и почувствовали себя молодыми.   

В начале лета 1964- го года я повёл своих учеников из средней школы города Красногорска - на – Сахалине в многодневный поход по тайге с восхождением на вершину горы Краснова.
 После первого дня заночевали  на большой поляне,  отыскав место посуше и повыше. Посуше, чтобы дрова были для костра на всю ночь, а повыше, чтобы нас не затопило, если вдруг пойдет дождь.
Когда уже  стемнело, на огонь нашего костра пришел лесничий Петрович. Ему было положено знать, кто в его тайге  ночью ошивается. Он весело поздоровался с ребятами, пожал  мне руку, сказал, что с противопожарной безопасностью у нас лагере всё в порядке, и решил у нас заночевать. Я хотел попросить ребят уплотниться, чтобы предоставить Петровичу место в палатке, но он  сказал, что будет спать у костра в спальном мешке, который всегда носит  с собой.
  - А если дождь? – спросил я.
 - А я его за неделю чую и по дождю в тайгу не  хожу, - ответил  он.
  В десять часов я объявил отбой, залез в свою одноместную  палатку и уже засыпал, как вдруг раздался крик, какой можно услышать, когда маленького ребенка нещадно избивают родители или хулиганы.
  Я мигом выскочил из палатки и увидел Петровича, который еще сидел у костра с трубкой во рту.
  Что это? – закричал я, - Кто это плачет?
  Петрович вынул  трубку  и улыбнулся:
  - А это мать – медведица лупит по заднице своё неразумного дитя, которому любопытно узнать, что это  блестит ночью  меж деревьев. А, может быть оно уже знает, что такое огонь,  и ему очень хочется погреться у нашего костра. Медвежонок не ведает, что, что привыкнув к огню, он обрекает себя на верную гибель Мы-то его просто прогоним, а если он на костер охотников  пойдет, то его  обязательно пристрелят.. . Спите спокойно, она его быстро успокоит, и до утра будет тихо.
 Я вспомнил об этом случае совсем недавно, когда ко мне пришла мать одного из моих бывших учеников. Она пришла не жаловаться и не советоваться со мной, а просто поделиться своим горем: её сын  стал наркоманом.
  - Я в этом сама виновата, - сказала она, вытирая слёзы. – Когда Стасик был уже в десятом классе, к нему пришло двое друзей. Я возилась на кухне, а они стояли в прихожей и не знали, что мне всё слышно, о чем они говорят.
«Давайте сегодня  сходим в  ночной клуб, - предложил Стасик. – Там, говорят, можно анаши попробовать». И у меня, когда услышала это, даже сердце не дрогнуло. Посмотрела на них  в открытую дверь, какие они молодые и весёлые, и думаю: «Пусть идут, потанцуют с девочками,  повеселятся. А что касается этой самой анаши, так после первого раза им будет противно о ней даже думать». А, получается, что жестоко ошиблась я. Мне бы тогда надо было спустить ему штаны, да прямо при друзьях выпороть его до волдырей на заднице. И никуда из дома не выпускать…
Она ушла, а я вспомнил тот случай в тайге и подумал:
«Оказывается, дикие звери поступают мудрее нас, воспитывая своих детей…»    
 

  Отчаянный, но очень интеллигентный абхазец, который вёз меня на старенькой  «Волге» из Нового Афона в Сухум,  сказал мне, что был очевидцем интересного случая.
Однажды знаменитый поэт Андрей Вознесенский долго ожидал в сухумской шашлычной, когда ему принесут зажаренную на углях баранину. И, не дождавшись, ушел, упрекнув шашлычника в нерасторопности стихом всего из двух слов:
 «Проморгал мангал»