Путешествие к Третьему Риму ч. 16

Ибория
Рис. Древнерусское государство в 1160 году. Гербы Священной Римской и Священной Российской империй

Но единению Византии и Руси всё время противодействовали. Их самих сталкивали друг с другом, провоцировали междоусобицу и в их государствах. В итоге удалось затеять смуту.

И с начала XI столетия она вовсю заполыхала. Ярославу Мудрому удалось её приостановить и дать новый импульс роста государства. Но в XII веке Риму удалось натравить и на Византию, и на Русь половцев, а с запада Русь атаковали крестоносцы из Венгрии и Польши, а в следующем веке из Германских земель. Но, главное, им удалось вновь разжечь междоусобицу. В результате в государстве обособились княжества. Полыхали войны. Нам эта тема хорошо знакома.

Впрочем, этим в те столетия болела не только Русь. Европа, Балканы, Кавказ, Малая Азия. Такое впечатление, что тогда весь мир сошёл с ума. Лечить пришла Орда. Опять же карта её походов очень красноречива. И я вам эту историю кратко рассказал.

И нам всем известно, что в истории с Ордой Русь стала объединяться под властью Москвы. Это не очень весело тянулось до внука Ивана Великого. Какими бы красками его не малевали историки и не вполне историки, но, как гласит пословица "конец делу венец". Так что там с венцом и концом царствования плохого Вани? А Иван Грозный (Иван IV) за время своего долгого (1533-1584 годы) и усердного царствования объединил в Русь огромное количество земель. Да, завоевывал ханства Казани, Астрахани и Сибири и другие регионы. Кстати, брать-то их силой брал, но каковы были последствия для побеждённых? Удивительно, но знать, которую Ваня вероломно снасильничал, получала права на дальнейшее правление, да ещё и подарки. Многие из таких артистично прикидывались сильно пострадавшими, чтобы получить больше. А так и было. Призы на конкурсе за самые лучшие стенания были щедры. Так с того театру народ и породил присказку про "сироту казанскую". Словом, Грозный создал огромное государство, с властью царя, опирающейся на военную силу. И привил стране такое ощущение себя, и ощущение наследницы Скифии. И с того времени Россия, даже переживая смутные времена, осознавала себя, и народом и смутьянами единым государством. Её такое пространственное, многолюдное, многонациональное и разных исповеданий ощущение уже в мозгах и в сердцах поколений. Даже, когда революционное пламя вводило массы в безумства, или враги неминуемо должны были разорвать империю, этого не произошло.

Не буду рассказывать дальнейшую за Иваном историю России, все её знают и по-разному оценивают.

Скажу другом, об идеологической формуле монаха псковского Елеазарова монастыря Филофея - "Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать". Идея эта прозвучала ранее из уст митрополита Зосима в предисловии к его труду "Изложение Пасхалии" (1492 год). Филофей же лишь её ярче выразил и усердно обосновал (в двух посланиях 1523 –1524 годов). Мол, первые два Рима (собственно Рим и Константинополь) подвергнуты наказанию за их измену идеалам Христовой веры, после чего их место заняла Москва. И если же и Москва впадёт в грехи,  за ней не последует четвертый Рим, ибо в мире нет больше ни одного православного царства-государства для такой роли. Это означало бы конец света. Старец Филофей поставил московского князя в один ряд с императором Константином Великим, называя последнего предком князя. А уже в 1547 году первым из властителей Руси принял титул царя Иван Грозный. А когда после смутных времён царям и патриархам захотелось разглядеть в своей суете божий промысел, они со вкусом под идею Зосима и Филофея подвели красоту. Миру поведали о византийском происхождении шапки Мономаха, бармы и других реквизитов божественного театра. Например, коробочка из слоновой кости, присланная императором Константином Мономахом великому князю киевскому Владимиру II Мономаху, якобы, принадлежала римским цезарям.  И нужные тексты тоже приняли убедительную красоту.  Правовые нормы, начиная с Русской Правды, политические трактаты, например, "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона (XI век), - это всё "кальки" документов из Византии. А обычай коронования московских государей, принятие царского титула и византийского герба (рис. стр. 51), учреждение патриаршества!

И, вообще, история Великих переселений народов началась исходом в Месопотамию из пространств Скифии. Потом в Персию и в Средиземноморье (Индию я здесь упускаю). Греки до сей поры помнят, что их боги из Гипербореи, а герои из Тартарии. Пассионарная энергия Скифии порождала империи. Она побеждала и преобразовывала вихри зла в великие духовные идеи. И парад их шествия, империй и идей, "совершив круг" вернулся. Здесь воедино слились все энергии единения людей. Отражением царства небесного на земле является совершенный и незыблемый миропорядок - вечный город Рим (urbs aeterna). И ныне он именуется Москвой и Третьим Римом.

Красиво же? Очень!

Конечно, это миф. Да и история не замыкается. И был следующий. Он зажегся, как когда-то ислам, из огонька веры, что жизнь можно устроить справедливой. И вспыхнул неистовым пламенем коммунистической веры ("из искры возгорится пламя"). Люди опять испытали энтузиазм, всплеск человеческой созидательной энергии творил новые чудеса. Но и империя СССР под давлением соперничавших с ней и по воле своих правителей замкнулась. Сталин понимал пагубность изоляции и выстраивал открытый мир социализма. А его последователи не обладали пониманием глобального устройства мира. Империя оградилась "железным занавесом". И её изнутри вскрыли, как все предыдущие. И судьба отправила её на следующий спиральный виток.

Но куда?

Продолжение:
http://proza.ru/2023/05/20/721