Путешествие к Третьему Риму ч. 15

Ибория
Рис. Хазарский каганат 650-969 годы. Походы князя Олега в 907 и 911 годы

Третий Рим

Откуда только не ведут докторско-кандидатские мыслители историю возникновения русского государства. Я же, следуя своей логике, начну её с IX столетия. С Хазарского каганата (рис.).

Напомню, он был образован с целью своевременного вмешательства в события, развивающиеся в Малой Азии и угрожающие коммуникациям и караванам Шёлкового пути. Этот каганат выделили в самостоятельное государственное образование, отделив от Кыргызского каганата (его западную часть). Он объединил народы (тюрских языков) северного Черноморья, Кавказа и окружающие Каспий. Это море даже называли Хазарским. Соответственно цели Хазарский каганат Союзом царей Великой Скифии был превращён во внушительную военную силу. В пространстве между морями строились системы укреплений и связи, размещались хорошо вооружённые военные подразделения. Организация каганата была проведена вовремя. После первых стычек с арабами хазары уже вместе с византийцами продолжили усиление системы укреплений. Возводили крепости, коммуникации, сигнальную паутину башень, и организовали курьерскую связь (военизированную службу). Как опорную всей сети, возвели на берегу Дона крепость Саркел. Со времён появления войск Арабского халифата в Грузии и в Кавказкой Албании воины каганата их начали бить (653 год). Дальнейшие перипетии борцовских обнимашек тех и других я осветил ранее. И военный контроль хазар над землями от пространств Византии до северного побережья Черного моря сохранялся до середины IX века.

Историки пытались противопоставить Хазарский каганат Древнерусскому государству (рис. на стр. 46).  И, вообще, разыграть борьбу русских с другими народами Скифии. Мол, дикари, кроме как драться деревня на деревню и всячески безобразничать, путёвого применения своей энергии не знали. Но это парируют письменные источники, демонстрирующие политические изменения этого региона. Они в 839 году упоминают о Русском каганате. Из них также известно, что киевские князья носили титул кагана. И это есть отображение последовательного переустройства, опять же в соответствии с внешними вызовами и новыми целями.

А какова была обстановка в то время (IX век) в районах южных морей? Исламская агрессия была парирована, Византия занималась своим регионом, и делала это успешно. Торговые пути функционировали. А вот на западе ситуация менялась угрожающе. Аристократия Римской империи дралась между собой за оставшиеся куски от некогда награбленного, и жаждала восстановления утраченной справедливости, то есть хотела жить опять припеваючи, естественно, за счёт других. На юге им не светило, там всё ещё сильны мусульмане, не угомонившиеся от трудов по продвижению исламской правильной веры. А вот, на востоке и северо-востоке им чудилось, что силёнок хватит чужие закрома внимательно изучить. Свой народ прозябал в беспросветной нищете, бит и чужими и своими, потому его снять с пепелища и отправить хоть куда, чтобы эти закрома вытряхнуть и сусеки выскрести, труда не стоило. Только позови, покажи куда, и расскажи сколько там! Да, ещё там нужно установить правильную христианскую веру, а то там дикари прозябают без неё и без шансов на спасение. Этим нежным чувством ко всем заблудшим европейцы тогда особенно страдали. Да и Византия их раздражала. Это, вообще, дело принципа.

И вот варварские племена засуетились, и давай бузить… Опять же, это по официальной версии историков. Но, углубившись в письменные источники, выясняется, что к исходу IX века западный берег Чёрного моря заслонило, откуда не возьмись, Болгарское государство (Первое), а Хазарский каганат упразднён, и северо-западнее его расположился Русский каганат.  Земли Хазарского стали его южными провинциями. И в обоих новых государственных образованиях быстро строятся города, крепости и дороги. И очень много сияет солнечных зайчиков, отражаемых от мечей и шеломов. Вот так подсуетились варвары! Понаехали, и давай вместе с местными горы сворачивать и каменные кучи складывать. А ещё через северные границы Византии просто рекой хлынули караваны по земле, по рекам, по морским волнам. В низовьях Волги поднялся новый город Итиль, и превратился в крупнейший в регионе транзитный и торговый центр.

Так что, не освободились саблями от хазар поляне, северяне, радимичи и другие, а просто Совет царей Скифии образовал новое государство под рукой русских князей. А когда вскоре заявились рыцари, их встречали. Ибо ждали. Итоги известны: битва на Чудском озере в 1242 году, сражение под Псковом в 1268 году. Это те наиболее известные в череде сражений, которые энтузиазм рыцарей заткнули.

Как упомянутая реорганизация пошла, стали русские князья наведываться в Византию. Как водится, с подарками и за оными. Но, главное, мужикам нужно было поговорить. Ну, и о бабах в том числе. Какую кому в жёны ссудить. Типа, породниться. Вон, на схеме, туристические маршруты князя Олега 907 и 911 годов (стр. 47). Заметили, откуда он стартовал? Из Киева - Матери городов русских! А куда? В Царьград, как звали столицу Византии тогда на Руси. А Михаил VIII Палеолог, как ведают летописи, имел ежегодные сношения с русскими и позднее с Ордой. Известно, что в 1278 году митрополит Кирилл III и ордынский хан Менгу-Тимур направляли ему и патриарху Константинопольскому Иоанну XI Векку Сарайского епископа Феоноста, как своего посланника с письмами и дарами.

Конечно, события к этому шли не просто. Попробуй перестрой взаимоотношения с такой пестротой народов и амбиций их вожаков. Далеко не каждому даровано узреть благость диктата, и даже видя её усмирить гордыню и совладать с эмоциями. Обидно, когда вчера был каган и пуп земли каганатской, а завтра уже не. Да и соседи из-за бугра пресловутую тактику, "разделяй и властвуй", вели неуклонно. Подзуживали, подкупали, обманывали.

Но именно с той поры, с X века, Византия была в очень тесных постоянных отношениях с Русским каганатом, ну или, как многим более приятно называть, Древнерусским государством. И в те годы войска этого государства защищали Византию, а иногда и диктовали ей волю. По историческим источникам армии русов под командованием князей пешие, конные и на кораблях мелькали там и сям. И в Эгейском море, и на Северном Кавказе, и на севере Каспия. Как говорится, "далеко не ближний свет". И били чужаков, и принуждали строптивых среди своих, и данью облагали, и сами порой гибли. Нелегко, и не быстро. Но с тех времён и повелась история государства Российского.

А какие народы соотносить с этим явлением – государство русское? Письменные источники свидетельствуют, что Олег, возглавив каган, наречённый Русским, так, Русь, начал величать и свой род. Откуда это слово взялось и закрепилось в устах, я намеренно сию тему миную. Ибо дебри. Греки когда-то обзывали гиперборейцами да тартарами, викинги – гайдариками, арабы – ас-славиями. Ещё всяко. А обрести настоящее имя случилось, примерно так же, как туркам. Не было таких, а потом ими стали все, кто в государстве и исламской веры. У Олега в его род естественно попали одними из первых поляне, которые его окружали. Но также естественно в него принимался любой варяг, что был под его рукой, то есть становился русом. И так все подряд поодиночке и народным скопищем: славяне, древляне, северяне, словене, вятичи, радимичи и так все. А если снова взглянуть на картинку на странице 5 (с гаплогруппами), то очевидно, что все мы, как бы ликами не разнились, братья-сёстры, и кого русскими кличут, а кого турками… Лишь бы не морда позорная.

Не так уж и много годов минуло со времени, когда Олег так прозвался. А уже когда в 957 году княгиня Ольга нанесла официальный визит в Константинополь, её в документах именуют правителем Руси. А что "писано пером…"

В связи с задачами государства население его стремительно возрастало. Соответственно, быстро возникали и расстраивались городища и города. Возрастала оседлость. И от первоначально преобладающих охранно-полицейских функций плавно перешли к обустройству государства на манер Византии. Перенимались манеры государственного управления, копировалась чиновничья иерархия. А княгиня Ольга потянула на Русь христианскую веру. Стала добиваться крещения и признания Византией. А князь Владимир решил эту тему окончательно. Как повествуют предания, он устроил в 986 году смотрины религиям. На "конкурс красоты" предстали: языческий пантеон пяти богов, ислам, иудаизм и христианство в греческом одеянии. Последнее его и прельстило. Хотя, полагаю, это был театр, а решено было заранее, ибо всё к тому шло. Киевляне крещены в Днепре, в Киеве построили каменную церковь (Десятинная). Соответственно, появился и церковный аппарат: епископы, священники... Русь превращалась в провинцию Византии.

Продолжение:
http://proza.ru/2023/05/20/719