Путешествие к Третьему Риму ч. 14

Ибория
Рис. Османская империи в 1683 году. Карта по Лозанскому договору 1914 года.

Османская империя

В XIII веке туркменские племена, которых всколыхнула для похода на юго-запад Орда, остановились в Малой Азии. Вступив в сношения с их предводителем Эртогрул-беем (смотрящим Орды) Конийский султанат, бодающийся с Византией, посулил ему за помощь закрепление за ним земель.  Тот, зная, кто за его спиной, ухмыльнулся и, типа, соблазнился. Он быстренько выдвинулся в предложенные территории, а его сын Осман I пошагал дальше. И вскоре показал Конийским султанам направление, куда следует им удалиться, чтобы не смущать его своими претензиями. Освобождённый от них туркоязычный народ и народ, с которым они с отцом пришли, стали его единолично подданными и прозываться османскими турками, или османами. А сам он с 1299 года стал смачно зваться Османский султан. Его войско из кого только не состояло: туркмены, черкесы, курды, арабы, сельджуки... И в каждой новой области пополнялось новыми. Им соблазном служило то, что на захваченных землях им выделяли участки земли ("тимары") для ведения сельского хозяйства.

И под его управлением, и после его смерти власть османов распространялась по Восточному Средиземноморью без особого кровопролития и сопротивления населения. Этому помогало то, что Осман I, а затем и его сын Орхан были носителями идеологии Орды, выражаемой в абсолютной религиозной терпимости. Местное население, натерпевшись горя от фанатизма и мусульман и христиан, принимали новую власть даже, как избавление от гонений. А этнические и религиозные меньшинства даже с радостью, так как обрели возможность восстанавливать свою идентичность. Плюс, с поглощением новых территорий османы меняли государственное управления, гибко приспосабливая к их специфике и используя местное светское чиновничье. Без потерь энергии они разрослись до границ Византийской империи и стали её обкладывать и обкусывать со всех сторон.

Католическая церковь предлагала военную помощь, выторговывая в обмен признание верховенства папы римского. Императоры Византии, сознавая свою слабость, было склонялись на это условие, но церковь и большинство населения были против. Многие предпочитали подпасть под власть османов, нежели уступить католикам, недавним обидчикам. Обе стороны были искренне убеждены в собственной справедливости и в этом смысле воспитывали людей своего круга. Так в мозгах христиан разлом и зиял. Католические народы убеждены, что Священная Римская империя с папой есть законная представительница истинного Христовосцарствия на земле. А народы православные, супротив, видели в патриархе константинопольском своего представителя вселенской церкви.

В 1453 году к Константинополю подошла армия Султана Мехмеда II. А 29 мая сего года город пал. И стал он называться столицей Османской империи Истанбулом (Стамбулом). Византийская империя или Второй Рим, канули в вечность.

И внутри и за пределами новой империи за народом закрепилось именование османы. Ислам преобладал изначально при образовании Османской империи, народ других религий, в том числе и христиане, в этой среде склонялись к принятию ислама. Отсутствие тогда во внутренней политике агрессивно-фанатичных красок ислама позволяло империи без натуги овладевать новыми территориями с преобладанием мусульманского населения. Стоило только оружием убедить там династии. Уже с усилиями овладевали соседними с ними областями, где народ имел различные вероисповедания, но с большой долей исламистов. И упёрлись в практически монолитные христианские народы. Но к 1474 году османы захватили весь Малоазиатский полуостров. А к XVII веку - уже весь Балканский, территории Хорватии, Кавказа, Венгрии, Молдовы, Юга Украины, Крыма, Месопотамии, Аравийского полуострова, Египта, Туниса, Алжира… (карта на стр. 44).

Империя сложилась, как мозаика, из более тридцати провинций и множества вассальных государств, степень свободы которых разнилась от автономии до полного подчинения. Многонациональное и многоязычное государство стало связующим звеном Востока и Запада. И, несмотря на агрессивность по своей периферии, оно связующие коммуникации не ограничивало, эго не замыкало. Даже наоборот, поддерживало центробежность, хотя и использовало их для расширения своего влияния.


К двадцатому веку на Евро-Азиатском пространстве было три "тектонических плиты", которые упёрлись друг в друга. Запад с военным объединением в Антанту, с особо агрессивным германским телом, Российская империя и Османская. Они некоторое время были в равновесии сил, которое в начале века взорвалось мировой войной. Вы эту историю знаете.

Для Османской же империи она обернулась тем, что в 1923 году Лозанским договором был юридически оформлен её распад и установлены границы Турции (рис. на стр. справа).

По сути, на континенте осталось две христианские империи и обломки исламской, но из-за идеологии последней практически не проницаемые для них и без возможности оттеснения.

А я веду вас к последней станции моей экскурсии.

Продолжение:
http://proza.ru/2023/05/20/714