Путешествие к Третьему Риму ч. 13

Ибория
Рис. Византийской империи в 1265 году

Западная империя

После того, как рыцарям с горящими взглядами в сторону восхода надавали по рукам и куда пришлось, их вдохновителям оставалось лишь оставшийся пассионарный запал применить в другом месте. Они занялись самими собой.

Западная Европа в продолжительное время (VI-XVI годы) представляла мозаику из княжеств, королевств, морских республик и городов-государств. Они боролись за доминирование в регионе. Друг на друга нападали, делили добычу от крестовых походов, вырванную у мусульман. Подавляющая часть населения жила в нищете. И они, и их короли больше боялись не вооружённых людей, а сифилиса и прочих заболеваний. Баланс амбиций и сил долго не достигался. В XV веке больше других всем докучала Франция.  Наследные императоры Священной Римской Империи авторитета не имели. Той, что была объявлена Оттоном I Великим в качестве прямого продолжения античной Римской Империи. У них были свои владения, практически рядовые королевства. Ну и, желание что-то говорить от имени Империи. Но кто их слушал. Более того, у них пытались "отжать" имперские города и рыцарей. В конце этого столетия некий Максимилиан I унаследовал от своего отца трон Германии, а вскоре после смерти предка король унаследовал и власть в Империи (1493 год). Он обладал и амбициями, и энергией. Через два года он умудрился созвать всеобщий рейхстаг (имперское собрание) Священной Римской Империи. С этого момента Империя имела хоть какой-то довод таковой называться. Высшие сословия составили высший представительный орган с законодательными и судебными функциями. Затем они свои полномочия расширяли, расширяли… Увлекательное занятие! А в 1806 году и полномочия, и сама Империя закончились.

И дело в том, что идеи консолидации государств и идеалистические грёзы реформирования империи народы не увлекали. Пассионарные токи гуляли всё ещё по венам с прививкой христианизации. Именно поэтому императоры претендовали на верховенство в христианском мире. Но священники это видели экспансией своей власти.

В первые века христианства папами звались все священники с правом благословения. А с VII века так назывались исключительно римский и александрийский епископы. В первые века папство в руках императоров было инструментом наравне с армией (помните?), но с разрушением Римской Империи и падением нравов аристократии к концу тысячелетия папство превратили в игрушку. И эта братия купалась в маразме и в разврате с упоением. Но я не буду их журить, ибо даже само католичество назвало сие годы эпохой униженного состояния папства. Спасла такое папство, как может показаться не справедливо, "исламская волна". Под её напором христиане сжались, а потом захотели восстановить "религиозную справедливость" (помните?). Тут папы воспрянули. Народ опять им верил и даже любил. И нюхнув аромата этих эмоций отцы в апофеоз походов с крестиками затеяли свару со светской властью. Они уже притязали, что главнее императоров, мол, сам Христос их назначил, а те отвечали, что они были ещё, когда пап и в помине не было. Одни объявляли о низложении, другие об отлучении от церкви. То император (Генрих IV, 1077 год) умолял на коленях понтифика о прощении, то уже папа бежал из Рима и заканчивал свою жизнь в изгнании. Словом, пустились во все тяжкие. Пап даже убивали (Бонифаций VIII, 1303 год) и травили (Бенедикт XI, 1304 год). Но с не меньшим энтузиазмом папы возобновили выяснения, кто же среди них самих самый главнюк. Спор-то сей вёлся ещё с конца IX века, когда такими претензиями одарили друг друга восседавший в Риме папа Николай I и Константинопольский патриарх Фотий. И, как с ветхих времён повелось, самый убедительный аргумент всегда сжат в кулаке.

В 1204 году крестоносцы с благословлением Иннокентия III притопали в Константинополь. Взяли его и всё что можно в нём. А Иннокентий уже на следующий год выдал достоинство патриарха константинопольского латинскому епископу (надсмотрщику) Томаззо Морозини. Некий вельможа при константинопольском дворе Феодор I Ласкарис бежал на восток в Никею и организовал сопротивление, по его разумению, возмутительному вероломству. А в 1206 году уже умудрился украсить своё чело императорской короной, а под его руку сел патриарх
Михаил Авториан. Никея стала тогда оплотом православного духовенства. С той поры святые отцы уже без недомолвок и кривотолков окончательно разделились на католиков и православных. На эмоциональной волне после успешного похода крестоносцев на Константинополь Четвёртый Латеранский собор 1215 года объявил Римскую церковь матерью всех Церквей и наставницей всех верующих, а её епископа стоящим выше патриархов Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Азартно тусовались! До духовного экстаза.

В Европе же с XIV века пошёл процесс укрупнения государств, заданный Францией. Это было время, когда Европа в основном занималась собой. Сторонники каких-нибудь Йорков или Плантагенетов увлеченно вырезали друг друга в войнах с романтичными названиями вроде "Алой и Белой розы". Изрядно прорежались роды знати. А простолюдины без счёту. В пустыню обращались целые районы. Те государственные образования, что были побольше, успешно подминали под себя мелкоту. А потом, естественно, большие стали оказывать знаки внимания друг другу. Долгонько (до 1453 года) воевали Франция с Англией. А с 1495 года французы до 1525 года мучали Италию. И так далее. Немцы, англичане, французы, испанцы, шведы…

Мелкота "крутилась, как уж на сковородке". Шансы искали на стороне. И мелкие нащупали дорожку к счастью и для себя, да и для всей Европы. Первыми её протоптали, вернее, прогребли португальцы. Португальцы, которые жили в бедной стране, и в Европе им "не светило", предались мечтам о богатых золотом заморских странах. Ещё в войнах с мусульманами они от последних об этом понаслушались. Исподволь научились у них строить большие морские корабли-каравеллы, обращаться с навигационными приборами – компасом и астролябией. И поплыли по морям по волнам.

Вначале португальцы сунулись в богатые мусульманские торговые города северо-западной Африки. Мусульмане, имея сильные флоты, дали им полный отлуп. Те подались дальше искать, где их силёнок хватит без особого риска для жизни. Продвигаясь на юг вдоль берегов Африки, они обнаружили, что за прибранными арабами землями живут народы, никем "не освоенные". Там можно было спокойно высаживаться на берег, захватывать, брать, возить, торговать. И как только нащупали, за это дело максимально энергично взялись самые пассионарные ребята рыцари и папы. Грубо говоря, пираты были организаторами рыцарско-монашеского ордена Христа (орден Тамарский по имени города в Португалии). Целью ордена была объявлена, естественно, борьба с "неверными" и распространение христианства. А как возвращающиеся из походов корабли стали демонстрировать успехи на этом поприще, в трюмах, понятное дело, ордены с такими благими целями посыпались, как из рога изобилия. Многим захотелось богу послужить и мошну при этом набить. Так сказать, "полезное с приятным". И такой энтузиазм обуял народы Европы!

Начали с оснований факторий. Из этих опорных пунктов потекли в Европу золото, слоновая кость и рабы. Далее колонии, где мессии из рыцарей и воинов-монахов превратились в землевладельцев. На африканские племена опустилась высшая благодать. Их приобщали к правильной христианской вере и к приносящему радость труду на тех, кто строил и лелеял храмы Христу. Словом, торговля невольниками расцвела. А в 1452 году даже сам папа римский Николай V издал соответствующую буллу. Булла подтверждала, и рабы и колонии очень хорошо. Дело благое и богоугодное, продолжаем. Да и без буллы этим поспешили заняться и Британия, и Франция, и Испания, и Италия, и Германия.

Западное побережье Африки позасидели колониями быстро. И очень манила сказочная Индия, давно известный источник драгоценных пряностей и других вожделенных товаров.  Поплыли корабли искать восточный морской путь в Индию вокруг Африки. О! Это случилась эпоха "Великих географических открытий". Индия, Австралия, Америка! А великие открытия одарили Европу эпохой "Возрождения"! Как на дрожжах пухли достижения культуры, художников, архитекторов, учёных, философских и религиозных мыслителей. Европа строилась и прихорашивалась, а её знать просто наливалась силой, влиянием и благородством, как, впрочем, и папство. Те лидировали везде, посылочки в их адрес были практически в каждом трюме, а то и просто кораблики для папы. Народ их ещё больше полюбил и топотил большущей и улыбчивой паствой. И пылал ещё большим энтузиазмом. Последний его всплеск породил великий исход европейского народа на палубах, а заодно и африканского в трюмах, в Северную Америку. Там сказку сделали былью. Когда-то мифическая Эльдорадо превратилась в реальную.

И стала вчерашняя Европа большущим Западным миром. Титаническими трудами своих набожных, талантливейших и благороднейших граждан таким богатым, просвещённым, культурным и высокодуховным!

Вот только не надо её порочить россказнями про то, что народам Америки, Африки и Азии это счастье стоило миллионов убитых, заморенных голодом и болезнями, превращенных в рабов. На то была воля Божья! И каждый дрыг европейца был во имя Христа и торжественного шествия по миру его церкви! И за это им должны быть благодарны. По крайней мере, им так хочется, и они на этом настаивают. Всяк от мала до велика. И если бы не козни варваров на востоке, то уже на всём земном шарике было бы Христово благоденствие по их совершенному лекалу мироустройства.

Византия

После раздела Римской империи её центр оформился в Византии (Ближний Восток, 330 год). Вдохновители этого уверили себя и принялись убеждать других, что столица Римской империи просто переехала. Отныне у Римской империи "пуп" тут. Так они тогда само и назывались: римляне, ромеи, греки. И греческий язык преобладал. Большая масса людей в Греции и Малой Азии была под колпаком затомиса греко-римской культуры. Соответственно, власти предержащие в ней имели поддержку для консолидации и противостояния от нападок. Но чтобы далее расшепериться, были проблемы.

Если после распада у Западной тыл был Атлантический океан, а с юга Средиземное море, то у Восточной за спиной и с боков было чёрти что. На севере Скифия, на востоке обломок Персидской империи, а юг, вообще, котёл непрерывного кипения со времён ещё Моисея. Там даже Рим в пору могущества не мог народы утихомирить. Правда, там он и изобрёл это самое христианство, сплагиатив идею у Моисея. Да и между двумя империями границы не было, одни взаимные претензии. Так что, куда не повернись, отовсюду хмуро взирают.

Персия всё же больше была озабочена сохранением своего пространства. Ибо её религиозная идеология этому служила, но в той же мере препятствовала экспансии в сторону других культур. Правда, её цари традиционно ощущали себя в границах до берегов Средиземного и Черного морей. Но для них тогда было "видит око, да зуб неймёт". Энергии на экспансию не было. А в VII столетии с юга на них навалились народы, оглушённые исламской идеей. С этим допингом они растоптали армии Сасанидского Ирана (633-652 годы), а народы, в которых иранская религия и культура не укоренилась, легко перевели в праведники, и понесли на заточенной стали великую идею дальше на север и северо-восток.

С севером Византия затеяла игру в дружбу. Приёмы делегаций, заверения, подарки, принцессы в жёны… Наскок арабов хазары парировали (653-685 годы). Но с Константинополем тогда вести сношения было утомительно и щекотно для нервов. Там императоры один другого свергали и по соседям бегали, увлекая их в события. Одному покиваешь, другой обиделся, ан он уже на троне и лезет драться. В 710 году такой, что - то на трон, то с трона, то на трон, по прозванию Юстиниан II кулаками махал аж до Херсона. Домахался.

Не успела Византия опомниться от трёпки за хулиганство, как с юга опять беда. Арабы вновь явились и упёрли свои клинки в её брюхо. Ай-яй-яй! Византийцы на полусогнутых опять за помощью к северянам. Там на призывы откликнулись. Хазарский каганат в очередной раз воинов на сдерживание арабов отрядил (он же для того там и "нарисовался"). Закипела схватка с переменным успехом. Хазары в 730 году громили арабов так, что даже дошагали до Мосула. Но идея праведности не только допинг, но и обезболивающее. До поры до времени, но пока действовало. В 737 году арабский полководец Марван ибн Мухаммад с войском продефилировал аж до "Славянской реки" (вероятно Дона). Но также, как и хазары, ретировался. Анестезия переставала действовать, да и дома у арабов, в Халифе, закипела внутренняя свара.

Западная империя Византию до сей поры серьёзно не беспокоила, увлечённо занималась собой любимой. Словом, Восточная империя в VIII веке расправила плечи, а в IX веке, очертив себя Балканами и Малой Азией, зацвела и заулыбалась. В 867 году к власти пришёл Василий I. И при Васе и его продолжателях (македонская династия, которой он основатель) Византия достигла максимального подъёма. Отчасти даже напоминало величие Рима. Но это же и был – Второй. Античные традиции в государственном устройстве, в строительстве, в культуре, в изобразительном искусстве. А в искусстве слияние этой традиции с традицией христианской духовности породило новую красоту – иконы, с которых смотрят живые глаза. Православие обретает всё более выраженные индивидуальные очертания. Города и митрополии империи вновь водовороты торговли. Через них идут непрерывным потоком караваны Шёлкового пути.

Ренессанс античности уравновешивал христианскую энергию. Совместные их плоды были симпатичны. Но это явилось слабостью. С запада и юга на Византию вздымались волны значительно более энергичные.

В XI столетии с юго-востока с войсками пришли наместники Халифата сельджукские султаны. Это была очередная волна всё той же силы – фанатизм правоверных, подкреплённый жаждой наживы и амбициями султанов проявить себя, как покорителей пространств и народов. Эта силища сокрушила Византию и почти вытеснила её из Малой Азии к 1072 году. Но к этому времени аналогичной природы шла ей на встречу волна из Европы. Это шагали железные, как сказочный дровосек, ребята, движимые смесью чувств из зависти и ревности, религиозного возбуждения и желания просто пограбить. В Малой Азии они и встретились. Константинополь попал, как говорится, под раздачу. От полного уничтожения спасла тогда Второй Рим Орда.

После захвата Константинополя крестоносцами (1204 год) Византийская империя распалась. На Балканах возникло Эпирское царство, в Причерноморье – Трапезундская империя, на северо-западе Малой Азии – Никейская империя, а крестоносцы создали Латинскую империю, в которую вошли часть Фракии, Средняя Греция и Пелопоннес на её юге (смотрите карту на стр. 43). Завоеватели-крестоносцы   подвергали   гонениям   православную   церковь, вынуждая местное население признать главенство папы римского. Но это привело лишь к внутренним смутам, которые дополнялись раздорами в среде самих крестоносцев. В итоге в 1261 г. Латинская империя, просуществовав чуть более полувека, пала под ударами сильной Никейской империи. А сильной Никейская стала благодаря некому Михаилу Палеологу.

Этот родовитый незаурядных способностей муж долго крутился ужом возле императоров, топотивших в борьбе за власть. И ласкали, и гоняли, и арестовывали, и судили, даже чуть не казнили. Но в итоге заполз на высшую ступень в византийской иерархии, приняв забавное ныне звучание – деспот. Вслед в 1260 году его уже провозгласили Никейским императором, а вскоре патриарх Арсений украсил его светлую голову императорской диадемой с наречение Михаил VIII Палеолог император Римской империи. Вот такой после долгого скольжения практически вертикальный взлёт со сверхзвуковой скоростью. Облачившись короной, он в этом же году отправился к Константинополю и его осадил. Прозорливый Михаил дипломатично отклонил призыв султана Рума (Мамлюкский султанат) скооперироваться против Орды. Напротив, он вступил с Ордой в переговоры и заручился их поддержкой официальным договором в 1263 году. И использовал мощь присылаемых военных отрядов в критические для Византии моменты (в 1273, 1279, 1282 годы). Византийская империя воспрянула. А Михаил умело сдерживал поползновения Западной империи, используя её внутренние противоречия. Со смертью его в конце 1282 года ортодоксы церкви, которых Михаил под свою власть "причесал", тут же забузили. И Иоанна Векка отлучили от церкви и Михаила лишили вечного поминовения. Церковные чины, пылающие праведным гневом и жаждой восстановления справедливости по их представлениям, очевидно, не видели мир дальше стен своих соборов. А он Византии совсем не улыбался, а даже оскалился. Расколов и имперскую аристократию и церковное чиновничье, практически лишили империю возможности сопротивляться.

Продолжение:
http://proza.ru/2023/05/20/712