Путешествие к Третьему Риму ч. 11

Ибория
Рис. Древние дороги Азии и Китайская стена, начинающаяся от Тихого океана

Скифия это организации по принципу единения метрополий (городов-государств) и степных царств (ханств). Она на Евро-Азиатском пространстве перманентно развивалась, реагируя на изменения мира, и сама их провоцируя, расширяя сферу влияния. Если хотите, современный Евросоюз – это всё та же идея.

Важнейшим объединительным элементом являлись торговые пути, главный вектор которых пролегал в широтном направлении, соединяя самые удалённые восточные территории Пацифика с Ближним Востоком и Европой. Дороги Азии, это очень глубокая история. Упоминания их начинаются с пятого тысячелетия до н.э. Древнему миру были известны Большие пути Азии. В Средней Азии проходил "Лазуритовый путь", по которому знаменитый ляпис-лазурь и драгоценные камни из месторождений Памира доставлялись в страны Западной Азии и Средиземноморье. Геродот (484–425 годы до н.э.) упоминал о скифском "Золотом пути", который пролегал через Среднюю Азию в Причерноморские степи (золото, медь, железо и изделия из них). Археологические раскопки подтверждают множеством фактов. Ну и, конечно, тот путь, который потом окрестили Шёлковым.

Дорог очень много. И в зависимости от ландшафта и назначения они имеют специфичные особенности от троп и грунтовых дорог до сложных сооружений, требующих колоссальных усилий по их прокладке и поддержанию. Самые главные магистрали создавались совместными усилиями, на строительство которых по сговору ханов и князей отправлялись средства и люди. Свидетельством грандиозных усилий по их созданию являются фрагменты Китайской стены (стен), земляных валов, мощёных участков, систем колодцев в пустынных участках. Грандиозная по протяжённости Китайская стена и ещё ряд подобного устройства (ответвлений и параллельных) есть ни что иное, как дороги. И их характер сооружений в соответствии с тем, какие пересекает ландшафты. Это, если хотите, древний аналог Восточно-Сибирской железной дороги. И даже не просто аналог. Восточно-Сибирскую проложили по имеющимся караванным путям с их инфраструктурой, и по этой причине построили быстро.

Пути контролировались вооруженной охраной с организованной почтовой и сигнальной службой, а на протяжённых участках между городищами или городами имели, так называемые, станции. А у поселений всех масштабов вдоль них была важнейшая функция – торговая. Города же – практически непрерывные ярмарки.

И вот теперь к Чингисхану.

Продолжение:
http://proza.ru/2023/05/20/698