Путешествие к Третьему Риму ч. 6

Ибория
Рис. Вероятный путь Исхода

Религии

Создатели первых империй относительно спокойно относились к верованиям народов, вовлекаемых под своё управление. Всем позволялось сохранить традиционные для них вероисповедания, культы и их атрибуты. Не сильно насаждались верования властителей. Они даже, порой, принимали веру побеждённых или становились адептами нескольких. Такая политика в ту пору работала на лояльность порабощённых, особенно их элит, получающих ярлыки на управления своими, и сохраняющих для последних религиозный статус и соответствующую атрибутику. И верования народов долгое время не обладали объединяющей энергией для сопротивления или для экспансии. Но со временем ситуация изменилась. Культурное и религиозное достояние властителей стало оказывать насильственный характер. История завоевания Александром Македонским Персии яркий первый тому пример. А вслед персы акцентировали свои усилия на религиозных механизмах объединения? С той поры религии стали инструментом в руках властителей.

Зороастризм

О верованиях до зороастризма известно мало. Возникшее в Месопотамии ядро Древнего мира объединило народы с различным культурным багажом и религиозным представлением о мироустройстве. Метрополии Месопотамии стали религиозными очагами, где строились храмы. Множество разнообразных верований были близки к архаичному вероисповеданию, к Зороастризму. Это вероисповедание документально представлено Авестой - старейший памятник литературы с особым, более нигде не зафиксированным языком, называемым в иранистике "авестийским". Это священные тексты – откровения пророка Спитамы Заратустры. А по сути, это собрание разных времён текстов, составлявшихся в зороастрийской общине в архаичный период на древнеиранском языке ("авестийским").

Зороастрийская традиция не обладала развитой хронологией. Ей известен "год веры", когда Заратустра впервые беседовал с Ахура Маздой, но чёткого его положения относительно других событий в традиции нет. Место жизни и путешествий Заратустры по упоминаниям топонимов относятся к Ирану, Афганистану, Таджикистану, Пакистану. И есть основания считать, что свои мировоззренческие идеи пророк принёс из центра Азии. Оттуда, из пространств, расположенных севернее Черного, Каспийского и Аральского морей, пришли в Средиземноморье люди, прозванные персами. Именно они покорили Вавилонию и создали в этом регионе империю. Языческие верования жителей средиземноморья (греки, римляне, сирийцы, египтяне) корнями уходят в зороастризм. Учёные самые древние тексты (Старшая Авеста) датируют 1200-800 гг. до н.э.

Древнейшая мифология зороастризма похожа на религиозно-философское учение Древней Индии. Из мифологических представлений ведийской религии несколько позже зороастризма (в середине первого тысячелетия до н.э.) возникло учение Дхарма о духовном пробуждении, которое в 19 веке европейцы назвали Буддизмом. И действительно, если отбросить атрибутику и внимать лишь мудрости учений пророков, то Заратустра и Будда братья близнецы или даже одно лицо.
 
Основа учения Заратустры - свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. Основные догматы стоит перечислить, ибо они потом практически в том же виде прозвучат среди благих в последующих религиях – Христианстве и Исламе.

Вера в Ахура Мазду - "Мудрого бога", как благого творца.

Вера в Заратустру, как в единственного пророка Ахура Мазды, указавшего человечеству путь к праведности и чистоте.
Вера в существование духовного мира (Мину) и в два духа (Святого и Злого), от выбора между которыми зависит судьба человека в духовном мире.
Вера в Ашу (Арту) - изначальный вселенский Закон праведности и гармонии, установленный Ахура Маздой, на поддержание которого должны быть направлены усилия человека, избравшего добро.
Вера в человеческую сущность, в основе которой даэна (вера, совесть) и храту (разум), позволяющие человеку отличать добро от зла.
Вера в семь Амешаспентов, как семь ступеней развития и раскрытия человеческой личности.

Вера в Дадодахеш и Ашудад - то есть взаимопомощь, помощь нуждающимся, взаимная поддержка людей.
Вера в святость природных стихий и живой природы, как творений Ахура Мазды (огня, воды, ветра, земли, растений и скота), и необходимость заботы о них.
Вера во Фрашо-керети (Фрашкард) - эсхатологическое чудесное преображение бытия, окончательную победу Ахура Мазды и изгнание зла, что свершится благодаря совместным усилиям всех праведных людей во главе с Саошьянтом - Спасителем мира.

Заратустра поведал людям о личной ответственности души за деяния в земной жизни. А также о рае и аде. Он назвал рай "наилучшим существованием", а ад - "дурным существованием". В зависимости от прожитой жизни на земле душу ждёт та или иная последующая.

Последователи этого религиозного учения считали огонь и солнечный свет зримым образом бога в физическом мире. По этой причине сочинители новых религий (иудаизма и христианства) их называли "огнепоклонниками" с уничижительным смыслом. Представители иудейской и христианской вер уверили себя и сторонников, что только их пророки догадались про единобожие, а поклонение людей других религий силам природы связано с отсутствием у тех истинных представлений. При этом, в их мифологиях есть забавные факты: иудейский Бог с Моисеем общался из (из-за) огня, а для христиан в меню на Пасху есть схождение небесного огня, отчего они впадают в эйфорию.

Религией империй зороастризм не стал. Во времена первых религия ещё не являлась инструментом их создания, их экспансий. Да и сама религия была крайне миролюбива к окружению (иноверцам). В ней провозглашаются общечеловеческие ценности, призыв поддержки всех без исключения людей на их земном пути. Не звучит ни намёка на исключительность народа, кому дарована эта вера.

Но затем империи породили новые религии, в которых появилась удивительной силы энергия изменения мира.  О чём я далее.

Иудаизм

Как повествуется в Библии, происходит от названия еврейского племени Иуды, самого многочисленного среди 12 колен израилевых. Изначальный смысл слова иудей - израильтянин из колена Иуды. После падения Северного Израильского царства и увода в плен его жителей, десяти колен Израилевых, Иудейское царство осталось единственным представителем всего народа. Выходцем из рода Иуды был царь Давид, при котором иудейско-израильское царство достигло наивысшего могущества. Давид начинал свою карьеру в качестве филистимлянского вассала, и, пользуясь их покровительством, воцарился в Хевроне, а затем в Иерусалиме. Филистимляне, ещё их называли "народы моря", вели своё происхождение с острова Крит (Кафтор). В южной части Эгейского моря они сформировали коалицию из полисов: Газа, Ашдот, Ашкелон, Экрон. Эти центры специализировались на выплавке и обработке металлов, в том числе на производстве передового оружия из железа. Благодаря этому обрели силу и вели войны за сферы влияния на берегах Средиземноморья. В XIII веке до н.э. они после успешной войны в Малой Азии (хеттами) перешли к атакам на Египет. Их не интересовали земли, удалённые от побережья Средиземного моря. Таким образом, земля Ханаан в то время выпала из пристального внимания. Отдать Давиду должное, он воспользовался ситуацией, создав сильное Израильское царство. А затем и сбросил власть филистимлян. В 995 году до н.э. он, овладев городом-крепостью Иерусалим, сделал его столицей государства. В дальнейшем при правлении его младшего сына Соломона (965 – 928 годы до н.э.) государство достигло своей максимальной мощи. Это был золотой век еврейской истории, трепетно любимый и поныне. Соломон приобрёл стараниями воздыхателей даже мифологическую легендарность. Кто же против, когда забавно, мило и поучительно. К сожалению, для евреев, со смертью легендарного героя короткое благополучие их народа и закончилась.

Евреи, опираясь на архаичные философские представления, сформировали учение в собственных трактовках. Главная книга Танах. Сие название есть аббревиатура, составленная из трёх слов: Тора;ивр, Невии;м, Ктуви;м - Закон, Учение; Пророки и Писания. Ещё Танах называют "Еврейской Библией". Танах является практически единственным источником сведений о древнейшей истории израильтян. Поэтому, не представляется возможным установить, в каком пункте древнееврейская история перестаёт быть чисто легендарной. Первой личностью, упоминаемой в Танахе, о которой имеется независимое письменное свидетельство, является Ахав, царь Израиля. О нём упоминается в ассирийском письме, датированном 853 годом до н.э. А в двух небиблейских источниках (Стела царя Меша и Стела из Тель-Дана) упоминается династия царя Давида (бейт Давид). В Стеле Меша говорится о войнах Меша с царём Омри, отцом Ахава.

Древнейшая традиция свидетельствует, что автором Пятикнижия был Моисей. Мол, в книгах изложены сведения, полученные Моисеем от Всевышнего на горе Синай. У христиан соответствует Ветхому Завету, который описывает сотворение мира и человека, божественный завет и заповеди.

В своей основе иудаизм несёт философские ценности, аналогичные зороастризму. Бог есть Владыка материи, как её Творец. Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение. Завет провозглашает об абсолютной ценности Человека, человеческой жизни, как индивидуума, так и народов, и всего человечества в целом. Человека, как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном всестороннем духовном усовершенствовании. Утверждается воскресение из мёртвых. В определённое время умершие будут оживлены воплоти. В направлении познания Бога дорога открыта каждому, всем людям даются свободная воля и божественная помощь. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет не отменим. И он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности. Иудаизм предлагает всем людям и народам (неевреям) принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Торой на всё человечество, в то время как евреи обязаны соблюдать все 613 извлечённых из Пятикнижия предписаний (мицвот). Нееврей, который считается участником завета, заключённого Богом с Ноем, обязан выполнять лишь семь законов Ноевых сынов.  Учение о приходе Машиаха (Мессии). Машиах царь, прямой потомк царя Давида. Согласно иудейской традиции должен быть помазан на царство пророком Илиёй (Элиягу), который был взят на небо живым. Иудаизм   принципиально не занимается миссионерством, то есть, не стремится к прозелитизму (на иврите - гиюр) и является национальной религией еврейского народа. В Иудаизме в сравнении с архаичными верованиями появилось нечто вопиющее – избранность!

Учёные установили, что Книги Ветхого завета написаны несколькими десятками авторов на протяжении веков. Это повествования истории еврейского народа от его возникновения до начала периода Второго Храма. Потом из этих трудов сложили Миф. Этот миф был о Моисее, который был призван Богом, и через него людям передан Завет, а евреям - особая миссия. Почему и как был придуман такой грандиозный миф?

Еврейские племена, кроме краткого периода при царях Давиде и Соломоне, подвергались порабощению и гонениям. Благодаря такой истории в народе не было более устойчивой идеи, чем избавление от таких страданий. Это было самое живучее и востребованное чаяние людей.

И в египетской истории этим воспользовался Моисей.

Моисей

Моисей - "взятый (спасённый) из воды". XIII век до н.э. В Пятикнижии - еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма. Организовал Исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ.

Версия евреев о пророке и об Исходе:

Книга Исход повествует о том, что родители Моисея принадлежали колену Левия (Исх. 2:1). Моисей родился в Египте (Исх. 2:2) в царствование фараона, который "не знал Иосифа" (Исх. 1:8), бывшего первым вельможей при одном из его предшественников. Тогда правитель усомнился в верности Египту потомков Иосифа и его братьев. Их народ увеличивался в численности, и египетский фараон обеспокоился тем, что они могут помочь врагам Египта. Он так этим озаботился, что решил отказаться от большого количества подданных (я от этой логики в восторге). Фараон занялся сокращением их численности ("пятой колонны"). Обратил израильтян в рабов и многих бросил на каторжные работы. А не помогло. Они по-прежнему увеличивались числом. Что ж, он приказал убивать всех новорожденных мальчиков. А тут и Моисей родился. Его мать Иохаведа спрятала младенца в корзинке и пустила её по водам Нила. Корзинка вскоре была случайно обнаружена дочерью фараона, которая решила усыновить ребёнка. Так он попал в хорошую семью высокого иерархического положения. Получил соответствующее воспитание и обучение.

Но по крови он был израильтянин. И когда Моисей вырос, то увидел притеснение своих соплеменников. В момент эмоционального потрясения убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал его соплеменника. И сбежал из Египта в землю мадианитян. Здесь из горящего, но несгорающего кустарника (Неопалимой купины), к нему обратился Бог, который повелел Моисею вернуться обратно в Египет и добиваться освобождения израильтян.  После десяти казней Моисей вывел израильтян из Египта через Чёрное море, где у горы Синай Моисей получил десять заповедей.

А вот моя версия:

Евреи выходцы из семитских племён, преимущественно скотоводов и торговцев. Египтяне и ассирийцы писали о них, как о народностях, кочующих на пространствах южного и юго-восточного побережий Средиземного моря. Сформировавшиеся династии восточных семитов (гиксосы) в апофеоз силы объединения властвовали на севере Африки несколько сотен лет. Тенденция засухи и расширение пустынь нанесли сильный экономический урон. Особенно пострадало скотоводство. Люди мигрировали, и их основная масса прижалась к долине Нила, где преобладали племена земледельцев. Из Библии - народ Израиля жители страны Гесем в северо-восточной части дельты реки. Во всей истории Нила сильны были племена преимущественно земледельческого уклада, с развитыми навыками в строительстве, речной навигации, в торговле, в добыче золота. Традиционно наиболее развитыми и организованными были нубийцы, династии которых обладали армией. Скученность и недостаток благоприятных для жизни пространств привели к конфликтам. В период 1300-1270 лет до н.э. в Египте происходила завершающая стадия ожесточённой борьбы элит за власть. Возглавлявший некую группу Моисей не добился желаемых притязаний, проигрывал. Но у него был ресурс, спасающей его от полного краха. Это был низший в то время социальный слой людей, который бедствовал, и в большинстве состоял из семитских племён. Они под страхом избиения сплотились вокруг него. И своей многочисленностью тоже защищали Моисея от уничтожения. Для этого более сильному клану требовались изрядные длительные усилия. Итогом борьбы стал договор об исходе. Проигрывая, Моисей шантажом (десять казней), который сейчас назвали бы терроризмом, вынудил уступить ему изрядные средства в виде золота и дать уйти с толпой заложников в сторону Синайского полуострова. Но для того, чтобы подвигнуть массу людей на такой рисковый вояж, нужна была неординарная идея. И Моисей её придумал.

Моисей сочинил аудиенцию с самим Богом. Сам Бог его призвал и повелел добиваться освобождения соплеменников.  Моисей стал первым публичным и официальным исполнителем миссии Господа! Моисей озвучил окружению ложную историю об их избранности Богом, про их особый путь к Богу и то, что он их выведет из рабства в уготованную самим Богом для них землю. Фантастическая ложь поразила сердца евреев, и они с верой во всё это отправились в поход, готовые преодолеть риски и лишения.

Исход в полупустынный район Синайского полуострова был приемлем и даже выгоден для власти Египта. Очевидно, что появление Моисея на Синайском полуострове вызовет там конфликты, которые на долгий период времени этим восточных соседей Египта и займут. То есть не будет угрозы с востока. Нужно было лишь проследить, чтобы Моисей не умыкнул куда-нибудь, куда не оговорено, откуда он мог бы быть источником неприятностей. Также, чтобы и из уходящей с ним толпы, идеологически отравленной возможной свободой, более-менее значительная группа людей не осталась. Нужно было соблюсти ментальную стерилизацию. Догонять и убивать нужды не было. Поэтому войска их сопроводили, и проследили за переправой через так называемое Тростниковое море (оно же Чёрное). Так в то время называли Горькие озёра, система солёных и заросших тростником водоёмов, которая вошла потом в Суэцкий канал (рис.). И то, что уходящие не убегали и не спасались от желающих их убить, говорит логика событий. Сказка, что море перед евреями расступилось, а перед преследователями сомкнулось, придумана писателями мифа.

Моисей оказался на Синайском полуострове с толпой, которая изначально была его заложниками, а ныне являлась залогом дальнейшего существования. В местах пригодных для проживания уже были поселенцы, давно организованные защищать свою вотчину. И начались метания, чтобы где-то заиметь угол для проживания и приспособить ведомую толпу его и его воинов кормить. Для серьёзной вооружённой борьбы за удобные для этого земли сил не хватало. Отовсюду гнали, средства на покупку провианта иссякали, хоть и были велики. Использование их для подкупа местных царьков результата не давали. И водил он бедняг по землям полуострова сорок лет. Моисею приходилось бороться с ослаблением веры в его сказки, с апатией уставших людей, подавлять бунты. Он запугивал, наказывал и сулил. О применении им этих методов свидетельствовали даже обожествившие его мифописатели. Но, главное, он продолжал идеологическую обработку в придуманном им сценарии: он и они есть избранники Бога. Свою роль Моисей периодически подтверждал различными спектаклями с чудесами ("повторение – мать учения"). Арсенал, которым он овладел, будучи в рядах жреческой аристократии Египта, был приличный. Соответствующий реквизит и инструментарий, тщательно охраняемые, следовали с ним в ковчеге повсюду. Чудеса Моисея просто фокусы, обставленные умело с величайшим театральным мастерством. Даже Станиславский воскликнул бы: - Верю! Апофеозом была его новая встреча с Богом у горы Синай, где Моисею были озвучены заповеди и подтверждение особой миссии, возложенной на избранный народ. Именно этому народу поручено донести Божественные истины до человечества и через это помочь людям приблизиться к Богу. Божественный Завет не отменим. И он налагает на еврейский народ наивысший уровень ответственности. Избранность и исключительность!

Что случилось к завершению сорокалетних мытарств? Часть из блуждающих выпала из стада, и они были приняты в местные анклавы. Да, не обрели они земного рая, но всё же их новая жизнь стала значительно легче, чем в блужданиях с Моисеем. А о той, что была в Египте, за сорок лет уже и забыли, ибо первовыходцы уже умерли. В общем, для них исход закончился. И об этих людях евреи в своих мифах не вспоминают. Те же, что остались в стаде Моисея, всё же тоже пристанище обрели. Но это уже было и малое, и совсем немощное в военном отношении сообщество. Золотой ресурс был потрачен на примирение с соседями, чтобы те согласились уступить им для жизни этот небольшой и совсем не ласковый кусок земли. Но мытари были и этому рады. И в земле Ханаан ("Земля обетованная") для них тоже исход закончился, да и вождь, тиран и бог в одном лице, их покинул. Стали жить, поживать да какого-никакого добра наживать.

Но чужаки есть чужаки. Соседям новый анклав, даже купленный у них за приличные средства, конечно, мил так и не стал. Они рассчитывали вернуть земли, а пришлых рассеять. Новых управленцев, последователей Моисея, подобная угроза страшила. Ибо они теряли с этим и своё благоденствие. Поэтому, им нужно было всё ещё заложников, теперь только их собственных, удержать. И пропаганда продолжилась. Евреям внушали, что вокруг враги, которые их тут же погубят (каждого), как они перестанут кучковаться вокруг своих хозяев. А плюс, мол, они всё еще избранные богом, а он их привёл на эту землю. Значит, она по праву принадлежит только им. Мифотворчество расцвело с новой силой. Миф сложился в вероучение, материализовавшись в Пятикнижие.

Моисей соединил чаяния народа на свободу и благополучие в собственной земле обетованной с живущим в подсознании желанием награды за гонения и испытания. Евреи жертвы этой пропаганды на протяжении череды поколений. Ядовитое жало её было изобретено Моисеем – богоизбранность народа. Ранее она, исключительность, сияла нимбом над головами царей, а ныне этот нимб воссиял над народом! Евреи поражены неизлечимо. Когда жизнь не радует, это единственное, что тешит, это единственное оправдание тех подлостей в отношении других народов, на которую способны слабые. Им на неё, подлость, дал право сам Бог. Вся их история, якобы, подтверждает это право. А авторы мифа о Моисее и компиляции писаний того времени в Пятикнижие канонизировали этот яд. Миф от – до, где их избрал, вёл, спасал и устраивал на новом месте сам Бог, написан. Печатью Бога завизирован. Чудеса (те, что фокусы) были продемонстрированы им же, чтобы не только евреи, но и все другие убедились в том, что Бог был с ними и только с ними. Евреи не обрели желаемого ни при жизни предводителя ни после его смерти. Но ложь об избранности и ожидание миссии, который исполнит фантазии, в них навсегда.

Евреи ждут, что Бог не просто осуществит избавление от тягости истории, Он всех накажет, склонит перед евреями, и избранных сделает повелителями мира. Идеологи иудаизма понимали, что для реванша их народ мал и слаб, и никогда не достигнет достаточной силы, и подлости в сторону других народностей могут приносить лишь локальные успехи. Утоление жажды реванша возложено ими на миссию.

История израильтян - первое массовое заболевание этой болезнью народов. Оно названо сионизмом. Сионизм, национализм, фашизм, расизм – это одна идея с различными "украшениями" и с лукавыми словесными отличиями. Идея исключительности нации рождена иудаизмом. Далее она краеугольным камнем легла в идеологию христианства и проникла в ислам. И она неискоренима из жизни людей, пока существуют эти религии.

Иудаизм ядом избранности разделил людей на два лагеря. И это непримиримое деление. И теперь вы знаете, где, когда и как зародилась невероятной силы энергия. Которая в новой эре (собственно, определив её отсчёт) стала менять мир, перекраивать его по-новому. И обладает созидательной и разрушительной силой и в наши дни.

Христианство

Дальнейшая история евреев так и осталась борьбой за своё существование и за жизненное пространство. Непрестанная борьба изначально с древнейшими обитателями этой земли (хананеями – семитами) и кочевниками, приходившими из пустынь. Затем от нашествий государств из Малой Азии, "народов моря" и Египта. История, когда они имели мощное государство при царях Давиде и Соломоне коротка. После Соломона в 928 году до н.э. последовал распад страны на Иудею (южная часть) и Израиль (северная). А в 722 году до н.э. северную часть захватила Ассирия, и значительную долю населения Израиля увела в рабство, где они и растворились. Иудея тогда удержалась. Но затем подверглась нападениям сначала Египта, а затем Вавилона. В 586 году до н.э. царь Навуходоносор II взял столицу Иудеи Иерусалим, разрушил храм Бога Яхве, и значительную часть населения увёл в Вавилонию. Это была полувековая история "вавилонского пленения". Случилось для них чудо. В 538 году до н.э. персидский царь Кир II после взятия им Вавилона отправил их восвояси. Иудеи не были рассеяны и ассимилированы, как израильтяне. Но и дальнейшая их судьба – всё та же бесконечная борьба за независимость. Их захватывали то Египет, то Александр Македонский, то его продолжатели Селевкиды, то Римская империя. Из истории войны с последними и явилось на белый свет христианство.

В древнем Израиле существовало три религиозные школы. Название первой знакомо всем, кто читал Новый Завет, фарисейство. Фарисеи считали себя главными знатоками божественных законов, этим присваивая себе право их трактовки для всех остальных. Вторая школа – ессеи. Краеугольным камнем их миропонимания было равенство всех людей и их всеобщее равенство перед Богом. Ессеи не приносили кровавых жертв богу, считая, что эта традиция "не совсем от Бога". За это их не пускали в иудейские храмы, ибо принесение кровавых жертв, это как раз главный способ ублажения еврейского бога Яхве. Третья школа – саддукеи. Они не подвергали сомнению существование Бога, но и не считали нужным уделять религиозным нормам и принципам столь существенное внимание. А главенствующая роль в жизни людей, по их убеждению, принадлежит закону и его соблюдению. Чем, кстати, обрели лояльность фарисеев, так как именно те издавали и трактовали законы. Было ещё и четвёртое направление – зелоты. Оно приобрело силу к середине первого века нашей эры, когда и вспыхнул еврейский бунт против Рима. Зелоты не признавали никакой власти над собой, кроме власти Бога. Они были агрессивны и воинственны, являлись причиной всяких бунтов. Они презирали смерть, и считали за честь погибнуть, лишь бы не подчиниться никакой власти, и уж тем более римской.

Иудаизм с верой в исключительность только усугубил дальнейшую жизнь. На рубеже старой и новой эр, во многом благодаря религиозному фанатизму, евреи испытали очередную трагедию.

Продолжение:
http://proza.ru/2023/05/20/658