Путешествие к Третьему Риму ч. 5

Ибория
Рис. Походы варваров по пространствам  Римской империи

Только миновало полтора столетия новой эры, не только достойные, но и поболее того пришли. То явились с севера и северо-востока с решительными лицами, так названные, варварские племена. Варварские? Взгляните на карту их походов.

Только взгляд на карту у меня вызывает удивление, как минимум. Это какие же были варвары, читай дикари, которые осуществляли походы по Средиземноморью, как минимум не уступающие по протяжённости, продолжительности и принудительной силе, армейским потугам Рима? Нет, то пришли не те варвары (так названные: готы, кельты, гунны, вандалы…), которых они когда-то покоряли. Пришли воинские подразделения ни в чём не уступающие, и даже превосходящие их. Лидеры таких групп были блестящими военными тактиками. Их ремесленники были способны создавать передовые вооружения и военные технологии, вплоть до используемых при взятии крепостей. Большое количество последних не явилось для пришельцев затруднением. В походах они умело использовали все возможности коммуникаций на суше в любых ландшафтах, по рекам и морям. Рейды осуществлялись с постоянной тыловой поддержкой (откуда они явились) и с организацией оной в местах их дислокаций. И если ещё раз взглянуть на карту, то слабо верится версии про варваров, которые были движимы лишь силой мести, жаждой разрушения и грабежа и, возможно, интересом к географии, мол, мир посмотреть и себя заодно показать. А те во время своей прогулки порушили лишь то, что служило культу разврата, которым с упоением занималась имперская знать и зажравшаяся часть населения столиц метрополий. Культа, взращённого на некогда идеальных культурных и религиозных представлениях предков, культа личных амбиций и вседозволенности, собственного обожествления. Порушили они излишества крепостей. Зато все коммуникации при их дефилировании не пострадали, а даже и приросли их трудами. А народы? Масса рабов гуляло с ними, больше осела, где их застали события. Часть вернулась на родину, откуда их, дикарей, увели в рабство цивилизованные дяди Рима. Да, опять народ массово колыхнулся. Но больше не бежали, а шли и плыли.

Логика этих походов и исторические свидетельства говорят о том, что они выполняли волю, которая требовала от них цивилизацию Средиземноморья, попавшую под тиранию Рима, и замкнувшую её на своё эго (эго её тиранов), вернуть в мир. В мир свободных коммуникаций, в мир Евро-Азиатской цивилизации, народы которой связывают артерии путей (Шёлковый путь). Мол, спасибо Рим за проделанную работу, ты был хорош, но потом "оборзел" и "берега потерял". А раз так, то "знай сверчок свой шесток".

Самые категоричные ребята, естественно, прошлись по столицам. А с ними в обозах ещё и "такие понаехали …!" Хаотично сменяющиеся императоры с остатками армии оказались во враждебной среде. Судорожно там и сям сражались, призывали сограждан к поддержке. Обещали реформы, и некоторые, как Диоклетиан, даже их пытались вводить.  Этот даже провозгласил разделение империи на две части: восточную и западную. Но это уже была констатация факта. Централизованная власть (тирания) к этому времени был уничтожена. А пришлыми под их управлением были основаны царства-королевства: Галлия, Италия, Испания, королевство в Северной Африке (на месте прежнего Карфагена) … Они же возглавили и греческие метрополии (Афины, Коринф, Спарта…).

Западной империи, как объединения, ни в какой форме практически не существовало. А сам Рим был абсолютно унижен в 410 году готами во главе с Аларихом и в 455 году вандалами. Честь быть последним императором той империи досталась Ромул Августулу, когда он после весёлой игры в догонялки был "почётно" низложен в 476 году. В Италии появился наместник король готов Теодорих.

А на востоке власть получил Константин Великий. Он в 330 году в Константинополе основал новую столицу, так переименовав город Византий. Объявил перенесение в неё Центра мира, а себя приемником Римской империи. Эго-центростремительное кольцо Рима было разорвано, движение торговых и культурных потоков пошло прежним руслом Шёлкового пути. Новоявленный император не помышлял пока замкнуть его уже на Константинополь, то есть на себя любимого. И его с забавой "нового пупа" оставили, варвары в его сторону брови не хмурили.

В итоге, после упомянутых коллизий на обломках Римской империи было две своеобразных территории. В Западной её части - мозаика из королевств и метрополий, в Восточной - крупный ломоть, некогда оторванный у персов (юг Черноморья, восточное Средиземноморье), и метрополии Эгейского моря. Границы между ними как бы не существовало. Было не до неё, так же и не до того, какая метрополия к какой её части себя относила. Считается, что эти две империи обособились в 395 году. Хотя реальная ситуация того времени позволяет судить, что было не более, чем что-то вроде протокола о намерениях между аристократическими кланами, продолжавшими лелеять имперские амбиции. В конце IV и вплоть до VII века для таких амбиций не было объединительной энергии, прежние утрачены. Но тогда зародились новые пассионарные токи, которые в последствии обрели невероятную силу.

И поэтому, прежде, чем ведать о дальнейшей судьбе Римской империи и других, надо рассказать об этой силе. Силе, повелевающей людьми, и сильней, чем все предыдущие толкающие на Великие переселения народов.

Продолжение:
http://proza.ru/2023/05/20/655