Путешествие к Третьему Риму ч. 3

Ибория
Рис. Цивилизация метрополий Эллады

Греческая цивилизация. Эллада

Две с половиной тысячи лет назад одним из самых развитых народов в Средиземноморье были греки. Расцвет греческой цивилизации происходил на симпатичных землях с Эгейским морем в центре. Более-менее достоверные сведения о её народах начинаются с пятого тысячелетия до нашей эры. Тогда здесь появились Пеласги, прибывшие с востока. И в том же тысячелетии были вытеснены прибывшими с севера ахейцами. А уже в конце XIII века до нашей эры берега Эгейского моря осчастливили своими ликами дорийцы, явившиеся примерно оттуда же, с северо-востока. И прежние наведывались, и новые приходили.

Долго ли коротко ли, но к VIII веку до нашей эры народ уже понастроил города, порты и вёл активную торговлю между городами, провинциями и иными землями, куда купцы доплывали. Та центростремительная энергия движения народов, что создала Месопотамию, идеально действовала и здесь. Но если там, среди метрополий, быстро приобрёл первенство Вавилон, почти полностью завладев энергией устремлений к единению усилий (аки пылесос), то здесь история развивалась несколько иначе. Географические условия располагали к возникновению многих центров. Здесь стала складываться цивилизация городов с самостоятельностью во всём, которую их жители лелеяли. Управляли ими советы старейшин, которые были и законодателями, и судьями, и блюстителями равноправия.

Постепенно вокруг наиболее процветающих городов сформировались провинции из менее успешных городов и поселений. Возникли первые метрополии. Они между собой соперничали и дружили против кого-то.  Самыми колоритными во всех отношениях были Спарта и Афины.

Соперничество стимулировало развитие всех сфер жизни. А желание перещеголять породило многие шедевры городской архитектуры и искусства. Но и требовало всё больше средств. Скоро центры стали уже откровенно грабить округу. Всё далее стали ходить морями купцы. И даже стали возникать на далёких берегах греческие поселения. Достояния греческой цивилизации обменивались на необходимые ресурсы. А в местах самых лакомых возникали новые колонии. Возникла пёстрая мозаичная цивилизация метрополий. С сильными индивидуальными различиями и очень самостоятельных. Но "пазлы" складывались в симпатичную картинку. И она очень привлекала окружающие народы, которые с удовольствием в неё вовлекались. От Испании до Аравии множество людей говорили на греческом диалекте (койнэ). Высокий уровень жизни, культуры и равноправие граждан были заманчивы, а личные религиозные пристрастия не имели значения. Словом, ширились метрополии, процветали, развивали индивидуальные черты и гордились ими, собой и свободой. Им гордо было быть афинянами, спартанцами, эфесцами, фокейцами и прочими.

В VI веке до н.э. им по зову благоразумия пришлось объединиться, поступившись частью независимости и приложив общие усилия. Причиной стало появление армии персов под предводительством Дария. Отразить её атаку удалось. Что произошло благодаря тому, что метрополии успели договориться и объединёнными усилиями создать многочисленную армию и военный флот, а также и единство управления ими. Победа эллинов над персами породила новый дух сотрудничества между разными городами-государствами. И даже соседи на периферии захотели заключить с ними союзы по защите.

Казалось бы, все от такого сотрудничества выиграли и с удовольствием процветали. Но, как с давних пор повелось, именно во времена благоденствия появляется энергия разрушения. В данном случае это было разбухание эгоизма столиц метрополий, особенно её лидеров. Как говорится, "с жиру бесятся". Тирания провинций усилилась, при этом средства расходуются далеко не всегда целесообразно, конфликты внутренние и с соседями. Следствием война. В 431 году сцепились Спарта и Афины. И целых тридцать лет отдавали силы этой питаемой лишь эго глупости. И доигрались. Македонский царь Филипп II этим воспользовался. Он не встретил должного единения столиц, а провинции уже и не питали страсти своих тиранов защищать.

Словом, империю греки не создали. Ибо и не стремились её создавать. Не было для этого побудительных мотивов ни у населявших тот регион народов, ни у их лидеров. Амбиции и алчность не разрослись до желания порабощать народы периферии. Поэтому, древнюю историю греков всегда вспоминают чуть ли не с умилением, благодаря её за импульс сотворения прекрасных плодов урбанизированной цивилизации, за многие идеальные (или идеалистические) постулаты организации человеческого сообщества. Но Homo sapiens удивительные сапиенс. Они над любой идеей посопят и сделают её себе противоположной. В этом, в извращении, мы чрезвычайно талантливы. Так и за спиною греков, на "молоке их благих идей" выросло сообщество с задатками будущих исключительных народов, наделённых привилегиями и абсолютным правом первенства во всём среди прочих. Такой, вот, загорелся там огонёк.

Продолжение:
http://proza.ru/2023/05/20/643