Путешествие к Третьему Риму

Ибория
Путешествие к Третьему Риму
(путешествие разделено на части ради иллюстрирования слов)

Рис. Ассирийская империя

Однажды премудрый пророк Даниил взял и сподобился описать эволюцию империй. Это мыслителям его времени понравилось. С тех пор так взирать на века ветхие и не очень и повелось. Это история о Великих переселениях народов, об империях, объединяющих племенную и национальную пестроту.

Я вовсе не пророк, но и меня угораздило на нечто подобное. Своё повествование я поведу через века истории, в которой упомяну некоторые (не все) центры развития цивилизаций, выстроив свою логическую цепь возникновения энергий, преобразующих мир. И эту свою забаву я проиллюстрирую фактами, доводами и умозаключениями, но последнее совсем чуток. И так, я поведу вас к Третьему Риму.


Древняя Месопотамия

Величайшая цивилизация Древнего   мира, возникла   на   Ближнем   Востоке   в   долине рек Тигр и Евфрат в середине IV тысячелетия до нашей эры. Библия ведает, что после Всемирного потопа в Месопотамии собралось и проживало, что умудрилось не утонуть. Это был мировой центр развития осёдлости и развития землепользования, центр торговли с окружающими, более подвижными народами, центр развития культуры. Учёные считают древность Месопотамии началом мировой истории. Первые письменные документы принадлежат шумерам. А, значит, сама история и была создана шумерами. В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии. Месопотамия процветала при ассирийском и вавилонском владычестве. А Вавилон был и остаётся синонимом самого первого Мирового Города. Пуп земли! И по библейскому сценарию мира его обитатели даже захотели построить башню высотой до небес. И, ведь, построили почти до. Действительно, там был возведён храм-башня (зиккурат) по имени Этеменанки высотой 91 метр и с винтовой лестницей к алтарю на его вершине. Дом, где земля сходится с небом! Так там тогда красиво говорили, запрокинув головы.

И она долго была высочайшим зданием мира.

В Месопотамии возникли первые метрополии. В процессе совершенствования местных ирригационных систем происходило перемещение жителей из более мелких поселений к центру больших семейных общин, номов. А с ростом центров, они замкнули на себя региональную торговлю, в них переместились основные кустарные производства, они стали религиозными очагами, где строились храмы. Люди общими усилиями создавали сытную и светлую жизнь. Они видели "вкусные" плоды общих трудов, и сие служило хорошим стимулом для подобных дальнейших усилий. Города, государства, династии, выдающиеся цари, письменность, монументальные сооружения, ирригационные системы, ремесла, торговля, наука, литература, законодательство... их плоды.

Месопотамию характеризовала религиозная не авторитарность. На пантеоне всем богам хватало места. А, значит, никого из людей этим не оттолкнули. Шумеры объединились в единую державу (Аккадская на рубеже XXIV — XXII веков до н.э.). И тут случилось явление появления "истинного царя" (Саргон). Истинного! Запомните, где и когда "чиркнули спичкой"!

Я подчеркнул этот факт, потому что, видимо, с него начинается шествие по истории очень сильного механизма преобразования человечества - самопровозглашённая избранность и исключительность вначале лиц, а затем и народов.
 
Ну, раз зародилась большая Шумерская держава, то кроме развития её внутренних цивилизованных прелестей побежали в истории грандиозные завоевания, героический грабёж слабых, порабощение, приятная во всех отношениях эксплуатация рабов, азартное обогащение за счёт контроля торговых путей, яростная борьба с сепаратизмом, то есть за обладание абсолютной властью. Очень соблазнительно быть царём царей и богом для народов! Соответственно, нашлись и другие желающие в герои, да со свитами соратников. И энергия жаждущих быть истинными и их пособников также усиливала тогда центростремительность. Людские агломераты становились всё многолюдней, храмы выше. Правда, зародилась энергия и обратной направленности. Это те, кто не дотянулся до короны тщеславия, хотя и сидел почти в центре кормушки. Ну а пока "пылесос" исправно работал.

И через череду мелких коллизий докатилась история до образования первой мировой империи - Ассирии (VII век до н.э.). А это означало распространение власти до пределов, куда могли доскакать и доплыть воины и купцы и оттуда черпать чего алкалось. В Ассирийской империи было создано постоянное войско с различными специфическим подразделениями и их единообразным оружием. Сейчас бы сказали, профессиональное. Используемые ранее ополчения стали утрачивать своё значение. Порой обходились вовсе без них. Армия империи стала залогом успешной экспансии и подавления сепаратизма.

Цари Ассирии сосредоточили в своих руках всю полноту власти. Царь одновременно был верховным военачальником и верховным жрецом. Единственный посредник между людьми и Богом. Уже не просто царь царей, а тот единственный, через кого можно "достучаться" до Бога. И его было кому в этом поддержать и на земле. Ибо, самые высшие привилегии были им дарованы подчинённым военачальникам. Главная - управлять провинциями, распоряжаясь, как собственными вотчинами. Единственно при этом следовало платить налоги в царскую казну и радеть за её процветание и расширение, привозить к трону Верховного б;льшую часть трофеев от завоеваний, ну и, типа, внимать его ценным указаниям. Пустяк за возможность "в доску расшибиться" на приятном во всех отношениях поприще. Хотя, как показала дальнейшая история, соблюсти эти правила игры и одному и другим удавалось не долго.

Вначале армия, несмотря на усиление разборок элиты в притязаниях на власть, служила внешней экспансии. При втором нововавилонском царе Навуходоносоре II (604-561 до н.э.) Финикия, большая часть Сирии и Палестины, включая Иудею, были захвачены, установлена власть на северных пространствах Африки. Государство наливалось богатством, силой и красотой аки плод (626-538 до н.э.). От побед хмелел не только царь. Начала, как с той поры повелось, "с головушки рыбка-то и загнивать". Склоки элиты усилились, и их энергия вылилась в сепаратизм. И вот, уже Нововавилонское царство обретает независимость от Ассирии. А местный наместник Набопаласара провозгласил себя самостоятельным правителем (626-605 годы до н.э.). Царь Вавилониис принялся рьяно откусывать от Ассирии "куски".  Такую же страсть проявил   и   другой   сепаратист, мидийский правитель Киаксаром (625-585 годы н.э.). Словом, Ассирию разорвали. А вскоре последнему правителю этой эпохи, Набониду выпала доля увидеть, как Вавилония поглощается персидским царством Ахеменидов. В 539 году до н.э. Вавилон был завоёван персидским царём Киром II.

Таковы мотивы создания и разрушения ранних империй.

Продолжение:

http://proza.ru/2023/05/20/627