Первая зарплата

Людмила Михейкина
               
      С первой зарплаты Светлана сделала подарки близким родственникам. Татьяна Петровна спокойно отнеслась к подобной самостоятельности. Когда дочь стала работать, она меньше ограничивала ее в расходах, позволив тратить собственные деньги на одежду, обувь и прочее необходимое девушке в повседневной жизни. После крупных покупок, которые обсуждались, таких как пальто и сапоги, и которых было стандартно двое - для осени и зимы, от зарплаты Светланы, порой, ничего не оставалось. Однако, с увеличением  семейного дохода Татьяна Петровна все же ощутила некоторое облегчение, и никогда не слышала от дочери, что одежда у кого-то дороже и разнообразнее.
      Получив первый аванс, и простояв в очереди промтоварного магазина в центре города больше часа, Светлана купила маме импортное платье. Она хорошо знала ее размер и вкус, разнотонный цвет искусственного шелка с продольными извилистыми полосами удачно оттенял ее небесно голубые глаза, а модель элегантно подчеркивала женственную фигуру.
          - Красивое, - оценила Татьяна Петровна у зеркала подарок, – жаль только носить некуда.
          - Как это некуда?! – воскликнула Светлана и не нашлась, что ответить, мама на самом деле проводила все свое время на работе и дома с выходами в продовольственный магазин и изредка к подругам.
       Получив расчет за месяц, со второй части своей первой зарплаты она купила оригинальные наборы миниатюрных флакончиков духов в виде круглой карусели, дополнив их красочными коробочками конфет, маминым сестрам.
         - Это хорошо, что тетушек не забыла и подарки им всем одинаковые, никого не обидела, - одобрила Татьяна Петровна. – Они тебе платья свои, еще хорошие, отдавали, а ты научилась в школе на уроках домоводства шить, подделывала их под себя и всегда к лету была одета.
      Светлана давно не видела отца, но помня его предпочтения, с первой зарплаты решила подарить Александру Юрьевичу соответствующую его интересам книгу. В 70-е годы пользующаяся спросом литература не заполняла полки книжных магазинов и в дни поступлений быстро раскупалась. Популярные издания легче было приобрести в порядке очереди через созданные в трудовых коллективах общества книголюбов или пункты сбора макулатуры, где взамен сданных единовременно или по частям 20 кг устаревшей и ненужной бумаги выдавали талон на одно произведение из вывешенного на двери перечня. Сложив в плотные стопки старые школьные тетради, журналы прошлых лет и газеты, Светлана отоварила в книжном магазине, закрепленном за специализированным пунктом в ее районе, талон на внушительный сборник именитых философов разных времен и эпох.
         - Мама, посмотри, какую книгу я купила папе, - восторженно показала она ценное приобретение Татьяне Петровне, – стоит не дорого, но на обеды у меня уже денег не осталось.
         - На обеды я тебе, конечно, дам, в заводской столовой они недорогие, но твой отец не заслужил такого внимания, - не разделила Татьяна Петровна ее радость. - Два образования получил, а зарплату только сейчас повысили, но мы этого уже не почувствуем, выросла дочка, с 17 лет работает и алименты платить не надо. Даже не поинтересовался, как ты школу окончила, и чем занимаешься сейчас.
         – А как он мог поинтересоваться? Телефона у него нет, к нам ты его не приглашаешь. Раньше он звал меня к себе, говорил, чтобы приезжала, но мы получили квартиру в далеком районе, я готовилась к экзаменам, сдавала, устроилась на завод, появились подруги… И, как ты думаешь, разве я могу забыть, что у меня есть отец?..
        – А зачем мне думать? У меня есть документ – благодарность из школы за хорошее воспитание дочери, - не без гордости заявила Татьяна Петровна, и при этом ее лицо просветлело.
        - Ему, наверное, сейчас тоже нелегко с новой женой и двумя маленькими мальчишками, - заметила Светлана.
        - Ну, езжай уже, защитница, - сдалась Татьяна Петровна.  – Дам тебе на обеды, и еще рубль, может, в кино с подругами захочешь сходить или мороженое купить. Но имей в виду - это до конца месяца.
        - Спасибо, я  все поняла.
      Александр Юрьевич был удивлен, обрадован и не сразу нашел место дорогому подарку, положив сборник на книги, заполнявшие ровными рядами полки знакомой Светлане с детства этажерки.
        - Спасибо, - с улыбкой поблагодарил он, а потом они пили чай с печеньем за круглым столом с известной велюровой скатертью с бахромой в большей из комнат, где раньше проживали одной семьей. Решив, что на обеды можно потратить меньше и обойтись без мороженого, Светлана купила его на развес в попутном магазине.
        - А ты совсем не изменилась. Как живешь, чем занимаешься? –  тепло взглянул на нее отец, разлив чай по чашкам.
        - Когда не прошла по конкурсу на факультет журналистики, подруга мамы устроила меня на завод. Мне хорошо работается, даже не ожидала, что так скоро привыкну, но готовлюсь, и в следующем году буду опять поступать в университет. В ведомственную газету уже приняли мои стихи, напишу еще статьи, и с печатными изданиями мои шансы возрастут.
        - Я уверен - у тебя все получится, - при упоминании об университете в глазах Александра Юрьевича засветилась радость. Его сыновей не было дома, они бегали с другими детьми на улице, где когда-то познавала мир его теперь уже взрослая дочь. Правильно рассуждает девочка, Татьяна вложила в нее хорошие мысли. А хватит ли у него сил вырастить их? И надо ли было разводиться, чтобы одни трудности менять на другие? Татьяна была слишком активной, не понимала его, но прямой и открытой, без хитрости и двойного дна. С любой женщиной надо искать компромисс. И существовала ли в их отношениях та грань, которую невозможно переступить? Александр Юрьевич задавал себе эти и другие вопросы, но жизнь бежала, диктуя свои права. Вот, и теперь две его радости бегали по улице. 
        - А ты знаешь, что у тебя есть братья? Двое, - и при мысли о сыновьях   на его душе потеплело.
        - Да, мне мама говорила, ей соседка сказала, они случайно встретились  в магазине. Пей чай с печеньем, ты же его любишь, но совсем не пьешь, а я уже весь выпила, - улыбнулась Светлана.
      В следующий момент широко распахнулась дверь, и в комнату вошла женщина. Александр Юрьевич переменился в лице и, словно испугавшись, сразу встал из-за стола.
        -  А у нас гости? - хозяйским жестом поставила она сумку на маленький столик, который когда-то покупала мама Светланы.
        - Моя дочь, - с долей гордости произнес Александр Юрьевич. - Евгения Валерьевна, жена, - представил он их, и Светлана ощутила неискренность чужой улыбки.
        - Я поняла. Очень похожа. Что же Вы раньше не заходили к нам? Отец вспоминал о Вас. А когда Вы были маленькой, правда, уже школьницей, я предлагала ему взять Вас в нашу семью, но он сказал – какая же мать отдаст своего ребенка. Теперь я сама мать и понимаю это.
        - Мы уже обо всем поговорили, и мне пора, - поднялась Светлана из-за стола, - молчаливая растерянность отца, словно передалось ей. – Мне, пора, - повторила она, поставив на место стул.
        - Одну минутку, - женщина скрылась в смежной комнате и мгновенно  вынесла оттуда отрез ткани, – это Вам на платье.
        - Спасибо, - цветовая гамма оттенков нежной сирени радовала взгляд и, поблагодарив, Светлана положила тонкий шелк в сумочку. - До свидания.
        - До свидания, дочка, – улыбнулся отец, ему было приятно, что жена сделала ей подарок. - Тебя проводить? – подвинул он стул ближе к столу.
        - Ну, что ты, папа, я ведь уже не маленькая, - улыбнулась Светлана.
        - Не беспокойся, я провожу, - и женщина пошла вслед за ней.
        - Ты же не обижаешься на меня?  Я ведь не забирала у тебя отца, вы же сами отсюда уехали. Хотя, я могу понять твою маму, – вздохнув, добавила она, подходя к калитке.
       Светлана ничего не поняла, но ощутила в этом вздохе и словах что-то нечестное.
        - Возьмите свой шелк, - открыв сумочку, вернула она ей ткань. – Мой папа умный и добрый. 
      Светлану переполняло неосознанное возмущение, и, отвернувшись, она стремительно пошла по переулку, который словно уменьшился в размерах с тех пор, как они с мамой уехали. Оставив позади вереницу деревянных домов с дощатыми заборами, из-за которых выглядывали поздние летние цветы, она увидела подъезжающий к остановке автобус и, устремившись к нему, быстро  вскочила на ступеньку. Глядя из окна на убегающие улицы своего детства, Светлана нисколько не сожалела о них, а лишь испытывала щемящую тоску оттого, что отец ей здесь больше не принадлежал.
(Из повести "Дорогами любви" в продолжение последовательно расположенных рассказов - "Развод" ... - "Первая зарплата"...)