Проповедь в день памяти апостола Иоанна Богослова!

Роман Овчаренко
Когда перед тобой стоит задача изложить факты биографии человека, который считался любимым учеником Христа, поневоле чувствуешь груз ответственности. Так что, постараемся быть точными и объективными.
Будущий апостол родился в небольшом озерном городке рядом с Галилейским морем. Нам, к сожалению, неизвестно точное место его рождения. Некоторые историки указывают на город Вифсаиду. В этой местности жило одно благочестивое семейство. Отца звали Зеведеем, и он занимался рыбной ловлей, а матерью была – Саломия, которая как мы знаем, была дочерью Иосифа Обручника от первого брака. В семье было два ребенка, по крайней мере Писание сообщает нам только о двух сыновьях. Старший звался Иаковом, а младшему дали имя Иоанн (по-еврейски «Йоханан» можно перевести как «Господь сжалился»). Таким образом из всего вышесказанного можно сделать два вывода. Во-первых, Иаков и Иоанн по матери являлись родственниками Иисуса Христа. А, во-вторых, они также принадлежали к колену Иудину и дому Давидову.
Семья жила в достатке, но небогато. Небольшой намек на это есть в Евангелие от Матфея, где говорится о том, что они починяли сети, когда Христос призвал их на проповедь (Мф. 4, 21). Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на то, «насколько эти ученики были бедны, раз чинили старые сети и не могли купить новых». Братья не заставили себя долго ждать и сразу следуют за Христом. Не все в семье приняли Христа и Его учение. Блаженный Феофилакт Болгарский сделал предположение, что их отец – Зеведей не уверовал во Христа. Но это только на словах принятие Христа Иаковом и Иоанном произошло так легко и просто. Всему этому предшествовала их ученичество у последнего пророка Ветхого Завета и первого пророка Нового Завета – Иоанна Крестителя. Именно он обратил внимание своих учеников на Мессию и сам отпустил их к Нему.
И вот самый молодой из всех апостолов, на момент встречи со Христом ему было всего 15 или 16 лет, с горячностью следует за своим Божественным Учителем. Его преданность не оставляет сомнений. Постепенно вокруг Христа сложился круг самых близких к Истине апостолов. В него вошли Иаков с Иоанном и Симон, называемый Петром. Именно им Господь явит свое божественное начало на горе Фавор в таинстве Преображения. Только их троих Христос возьмет с собой на воскрешение дочери начальника синагоги Иаира. Только Иоанну на Тайной вечере Господь откроет имя своего предателя. И, наконец, последнее, все эти трое вновь окажутся со Христом в час его скорбной молитвы в Гефсиманском саду.
За свою горячую веру, преданность, и иногда даже несдержанность, в силу возраста, Иаков и Иоанн получили от Господа прозвище «Воанергес», что в переводе с еврейского языка означает «сыны грома». Случалось, конечно, что и эти апостолы проявляли себя не лучшим образом. Достаточно вспомнить их просьбу, обращенную тайком к Спасителю: «Учитель, дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк. 10, 37). Господь смирил их тогда словами: «не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано» (Мк. 10, 38 – 39). Был и еще один неблаговидный случай, когда они хотели спалить дотла одно самарянское поселение, за то, что те не приняли проповеди Христовой (Лк. 9, 54). Но Иисус и тут исправляет их неправильные наклонности: «Обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9, 55). Так постепенно Он укрощал их нрав и направлял их души к правильному пути.
И вот настал тот день, когда Иисуса Христа взяли под стражу и дело приняло скверный оборот. Не все из учеников оказались готовыми к такому развитию событий. Некоторые в страхе разбежались, а некоторые и отреклись. Но Иоанн, «возлюбленный ученик Христов» (Ин. 13, 23), не предал своего Учителя и прошел весь Его скорбный путь с ним до конца. Там на Голгофе, когда люди распинали своего Бога и Спасителя, Иоанн находил в себе силы успокаивать и поддерживать Божию Матерь, которая с ужасом смотрела на все те зверства, что выпали на долю ее сына.
Там у креста Господь поручил Свою Матерь заботам любимого и верного ученика: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: «Жено! се, сын Твой». Потом говорит ученику: «се, Матерь твоя!» И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19, 26 – 27). Святые отцы в один голос говорят о том, что через Иоанна, в его лице, весь род человеческий получил усыновление Божией Матерью.
После смерти Спасителя, Иоанн забрал Деву Марию к себе домой. Всю свою оставшуюся земную жизнь Богородица провела в Иерусалиме. Она стала свидетельницей всех чудес, свершенных ее Божественным Сыном: Воскресения, Вознесения и схождения Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы. За все время, пока Иоанн заботился о Богородице, он лишь раз покинул ее ненадолго, посетив, по просьбе апостолов, пределы Самарии для крещения новообращенных и краткой проповеди среди них.
Но вот настал день, когда и Божия Матерь покинула землю, чтобы навсегда быть со своим сыном в славе, которая выше Серафимов и Херувимов. Согласно епископу Евсевию Кесарийскому это произошло в 48 году от Рождества Христова, в частном доме на Синайской горе. А через год, в 49 году (или 51 г. по другой версии) в Иерусалиме состоялся Апостольский собор, который утвердил некоторые истины христианства и разрешил споры о язычниках. И так как после Пятидесятницы апостол Иоанн Богослов не получил распределения на проповедь, в связи с его обязанностью досмотреть старость Девы Марии, то теперь он, исполнив долг, мог приступить наравне со всеми к просвещению людей. Ему достался в удел весь Малоазийский полуостров (территория современной Турции). Центром своей проповеднической деятельности Иоанн избрал город Эфес.
В помощь себе он взял лишь одного человека диакона Прохора, который также был апостолом от семидесяти. Слава о деятельности апостола Иоанна быстро распространилась на всем малоазийском побережье. Сила его проповеди, и творимые им чудеса не оставляли сомнений ни у кого. Люди массово крестились и переходили от язычества к христианству. Слух о ярком проповеднике, смущающем народ, дошел до столицы империи – Рима. Сам император Нерон приказал доставить нарушителя общественного покоя в столицу, чтобы предать его суду.
И вот апостола Иоанна в цепях доставляют в Рим, который еще не оправился от страшного пожара, в котором ложно обвинили христиан. Надеяться на справедливый суд и сострадание бессмысленно. Приговор суда звучал так: Иоанна приговорить к смерти через отравление чашей яда. Но Бог хранил своего любимца. Яд нисколько не повредил апостолу. Разгневанный Нерон приказал бросить этого колдуна в кипящий чан с маслом, и снова чудо, человек вновь остался жив. Тогда, понимая, что имеет дело с Божественной силой, император приказал удалить этого человека от двора настолько далеко, насколько это возможно, а также ограничить его контакты с внешним миром. Так апостол Иоанн был заточен на острове Патмос, который находится в Эгейском море, и использовался римлянами как место ссылки для особо опасных преступников.
Здесь, на острове, апостол Иоанн, до этого не писавший трудов получит от Бога удивительное и страшное откровение о будущих временах. Так на свет появится книга «Апокалипсис» (с греческого языка «;;;; ; ;;;;;» - «открывать», «обнаруживать»), толкование которой до сих считается делом трудным и даже в некоторой степени опасным.
В правление императора Домициана апостол Иоанн получит амнистию и ему разрешат вернуться в город, который уже стал ему родным – Эфес. Здесь, в период с 85 по 95 год, он напишет четвертое и последнее Евангелие. Сделал он это не ради славы, а для чтобы дополнить уже существовавшие три синоптические евангелия некоторыми отсутствующими моментами. За высоту своего видения тайны Богочеловека он будет назван «Богословом». На иконах его всегда изображают с орлом. Орел символизирует высоту богословской мысли апостола. Кстати, не лишним будет отметить, что за всю историю христианства лишь три человека удостоились этого звания: апостол Иоанн, святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов. Чуть позже, практически уже перед самой своей кончиной, апостол Иоанн напишет три послания, в которых заповедует людям относится друг к другу бережнее и с любовью. За то, что он очень часто употребляет слово «любовь» в своих письмах, ученик Христов получил еще одно прозвище «апостол любви». Епископ Поликрат Эфесский оставил нам интересную запись об апостоле: «Иоанн, приклонявшийся к груди Господа, бывший священником, носил на груди табличку, он свидетель смерти Господа на кресте. Он усоп в Эфесе». Многие малоазийские богословы, такие как святитель Игнатий Богоносец, а также Поликарп Смирнский, утверждали, что это была не обычная табличка, а памятка с датой смерти Спасителя. И после Пасхальных споров, которые завершились победой Римской традиции праздновать Пасху не с иудеями, а на неделю позже, эта реликвия исчезла.
По церковной традиции считается, что апостол Иоанн скончался в третий год правления императора Траяна, то есть либо в 100, либо в 101 году, таким образом оставшись единственным живым апостолом на начало II века, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни. Господь открыл своему любимому ученику время его кончины. Поэтому, апостол Иоанн заранее призвал своих учеников, и совершив с ними общую молитву и причастие, попросил их вырыть ему могилу. После этого он опустился в нее и дал указание закопать его по шею, накрыть голову платком и оставить его одного. Ученики выполнили все в точности, как он сказал, хотя и не понимали зачем это нужно. Им было больно, они плакали, но не могли ослушаться этого великого во всех смыслах человека. Зарыв апостола Иоанна в землю, они ушли служить о нем панихиду, а вернувшись с нее к могиле не обнаружили тела. Оно просто исчезло, оставив могилу нетронутой. Из всего этого можно сделать следующий вывод, во-первых, апостол Иоанн Богослов единственный из всех учеников Христа, кто закончил свою жизнь мирно, а не мученически, а во-вторых, тайна исчезновения его тела, очень схожа с исчезновением тела Богородицы. Возможно, таким образом Господь наградил своего ученика за то, что он покоил старость его Матери.
Пусть история жизни апостола Иоанна Богослова станет для нас примером, что ни возраст, ни горячность, ни ошибки, ни обстоятельства не могут быть для нас оправданием в деле поиска Истины, и хранения Предания. Закончить хотелось бы словами апостола: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 7 – 8). С праздником, дорогие друзья.