Материализм

Дмитрий Гендин
1.
Считаю материализм не только ложным учением, но и опасным на практике. Красный террор в России ХХ века, например, оправдывался материализмом.

Что такое материализм?

Материализм — это отрицание всего, кроме так называемой материи — меры вещества, на каких бы уровнял её ни считали и исследовали: молекула, атомы, кварки (и другие «элементарные»). Во-вторых, учитывается движение этой материи. Материя — это единственная реальность, так понимается в этом учении. Материя «закручивается» в более сложные взаимодействия: химические, биологические, психологические, социально-экономические и политические. Так считают материалисты.
Тут нет духа, нет Бога. Но и у этики нет опоры, у эстетики нет воплощения. Есть этический и эстетический гедонизм, что не всегда хорошо и полезно. 

Многие учёные в силу профессии исповедуют материализм. Такое мировоззрение — мировоззрение с натяжкой. Оно узкое в рамках других областей культуры. Физик не больше, чем лирик.
Материалист падок на шарлатанов из числа искусства и религии (ложных). Они падки на самую пошлую философию. И весь их ответ — они полезны для техники (а сейчас нет экономики без техники).

Сейчас учёный — это сапожник, так он нужен, и востребован, и прост. Инженер — его подмастерья. Человек обуздывает материю. Но материя не должна быть центром. Инновации не противоречат традиции. Практический ум хорош не везде.

Мир можно делить. Вот и весь сказ.

2.
«Кирпич по морде» — это не аргумент. Боль — ощущение, боль ничего не доказывает, если мы строгие философы.    
Главный аргумент в том, что мир в целом мы познаем через ощущения. Его ум «трактует» через ощущения. И тут начинается гносеология. Ведь какие-то ощущения обманывают, а какие-то — нет.
Бытие себя очевидно. Если я мыслю, мир существует (переформулированный тезис Декарта).
Философия может довести до психического заболевания. Лечение — социализация, но об этом позже.
Заболевание в том, что весь мир инсценировка для нас. «Мы в матрице». Наш мир — второй, экспериментальный от инопланетян или иных сил. Мир — компьютерная игра. Мы наблюдатели.
Крайне вредная философия. Каков же выход?

Выход в любви. Любовь родителей или чья-то опека. За нами признают ценность, о нас заботятся. И мы любим, это искренне. В этом возрасте и нет никакой «дотошной» философии. «Матрица» лишь предложение, не дающее практических выводов. Родные люди — самое настоящее в нашей жизни. Они живут после смерти.      
 
Материя — предположение, любовь — реальность.

Культура создана любящими руками. Культура — среда обитания человека. Человек и вселенную сделал культурой. 

3.
Материалисты оправдывают разврат. Даже не в наш «прогрессивный век» (даже в Древности время от Греции и Рима до Индии). Разврат убивает любовь и культуру. Если есть только материя, то все можно.
Опора разврата — материализм. Разврат прост. Разврат суть признак всякой дикости.
Есть, конечно, исторический материализм. Энгельс пытается привязать человеческую семью к биологическим процессам в природе (то же у Фрейда).
Биология нужна по многим причинам: медицина, сельское хозяйство, генетика и основы жизни как предмета. Но биология как щит разврата — вредна.      
Всякий соблазнитель — материалист. Всякий разврат — зло.

4.
Материализм сродни гедонизму. Метафизика материи выводит нас к сексуально расхлябанной этике. «Ешь и пей!», «О прекрасная станом, мир — лишь набор элементов!» Слова соблазнителя. Кстати, сами материалисты не любят «религиозных», потому что верующие девушки так просто не сдаются. Есть культура и человечность, и это пустые слова для соблазнителя-материалиста. 

5.
Но есть дно «но». Врач скорее должен быть материалистом, чем мистиком. Врач в рамках вое работы должен строго придерживаться науке. Медицинские технологии — самые важные.

Особое и сложное размышление ждёт нас впереди. А именно: душевные болезни.
Душевная болезнь имеет два измерения: 1) физиология мозга, обмен веществ, и 2) субъективный мир, наше Я. Лечение происходит по двум этим фронтам. Тяжело болеть мистику. Удивительно, что химия влияет на душу. Хотя снотворное средство не так удивительно, как сами сны.
Тело — ресурс души. Мы пилоты своего организма. Мы лечим его, питаем, а он нам помогает (передвигаться, действовать; чувства — окошко во внешний мир). Душевная болезнь — гражданская война в  организме         

Вино влияет на душевное состояние. Душа не заперта, она взаимодействует со окружающим миром. Даже в одиночестве ум использует знания, полученный когда-то извне. Но тут рождаются великие думы, совершаются искренние молитвы.

6.
Практичный ум склонен к материалистическому мировоззрению. Экономика уже не может без изобретений и инноваций. Но новое не всегда противоречит традиции. Хозяйство — это внешняя жизнь,  декорации. Пытливый ум ищет художества и философии. Экономика не может заменить религию, иначе это поклонение «золотому тельцу». Священнослужитель может быть химиком (Павел Флоренский). Наука и религия — подруги. Важен порядок в голове, а сфера приложится.

Важно уделить место мечте. В материализации мечты нет плохого, если мечта годна, правдива. Не аморальна.

Итог.

Зло и ложь может быть под личиной материализма. Материализм кажется логичным, очевидным. Идеалистичные построения, если это не грубый мистицизм, вполне адекватны. Активный дух подчиняет материю. Это творчество. Есть вещи, в которые не вписывается материалистическая наука. Но технологическая наука и не должна лезть в идеалистические доктрины. Задача техники — внешнее благо, хозяйство, экономика. Идеалист не должен оправдываться и перед фундаментальной наукой. Тут нет пересечения.
Идеалист может быть злым мечтателем. Так диктатор мечтает об империи. Но для этого нужно усыпить дух, погрузить мир подданных или граждан в сон и безумие.          
Но серьёзные идеалисты не просто мечтатели. Они работают с «тонкой материей». Идеализм вдохновляет. Идеализм даёт человеку почувствовать себя человеком. Кто метит в звёзды, попадает дальше, чем тот, кто метит в кусты. Кант смотрел на звёзды. Идеализм рождает нравственные системы общего и частного человека. Идеализм несёт планку, рождает эстетику (материалистическая эстетика примитивна). Не политический авантюризм, но благие цели. Да, цели можно губительно трактовать, но чётко поставленные они всё-таки несут добро.

Материю сложно отрицать. Живая она или нет, она проста. Вопрос о материи интересен, и тут нам поможет физик. Но кроме удовлетворения любознательности и технического приложения материя не нужна. Идеализм же зажигает сердца и умы. Мотивация для подвигов. Да, в дурных руках идеализм может быть злом. Но тем более злом может быть материализм, приправленный одинокий дешевой идеей. Идея о господстве материи — тоже идея. Материалистическое восприятие души испепеляет идеализм.

Идеализм сложнее, но слаще. Материализм проще, но груб.  Идеализм может быть патологическим, но материализм всегда  чем-то болеет.

Дополнение.

В политике часто бывает иначе, чем у личности. Идеология рождает преступные режимы, а материализм-как-прагматизм благ. Но это уже другая история.


Прошу прощения за очепятки.