Сталинскими маршрутами Чкалова

Александр Костерев-Грендель
Книга воспоминаний Валерия Чкалова «Наш трансполярный рейс», изданная ОГИЗ в 1938 году, — отчетливый и неповторимый слепок времени. В ней есть все атрибуты 30-ых годов: чудеса героизма советских летчиков, творческая работа конструкторов и инженеров, живой «свидетель» эпохи — вымаранная чернилами фамилия Народного комиссара внутренних дел СССР Н.И. Ежова, теплая встреча наших авиаторов на американской земле; бесконечное количество интереснейших бытовых подробностей беспримерного перелета.
— Зачем лететь обязательно на Северный полюс? Зачем рисковать без надобности? — сказал товарищ Сталин, —  и показал на карте другой путь: Москва –Петропавловск-на-Камчатке. Надо было лететь над пространством, не облетанным еще ни одним пилотом. Мы немедленно приняли этот маршрут, назвав его «Сталинским маршрутом». Эти два слова мы написали на фюзеляже самолета, завоевавшего гордую славу нашей авиационной технике. Задание было выполнено. Закончив перелет по Сталинскому маршруту, мы возвращались в Москву на нашем «РД» (АНТ-25, РД — «Рекорд дальности» — одномоторный самолет, сконструированный для экипажа из 3 человек в последовательной посадке их друг за другом. Предусмотрена возможность посадки машины на воду за счет баллонов из прорезиненной материи, размещенных в носовой части фюзеляжа и крылья).            
По возвращении с Парижской авиационной выставки Чкалов решается внести в правительство предложение о сложнейшем варианте полетного маршрута: Москва – Северный полюс - Северная Америка.   
После долгих ожиданий план полета был утвержден. Однако в ЦАГИ летчикам сообщили, что сначала разрешен полет Водопьянова по маршруту Москва – Северный полюс.  Группа зимовщиков, которая должна высадиться на полюсе, могла обеспечивать метеонаблюдения и передачу сводок о погоде.      
Молнией облетело весь мир сообщение о блестящей высадке советского десанта на Северном полюсе. 
Чкалов вспоминал: «В кремлевский зал вошли товарищи Сталин, Молотов, Ворошилов, Каганович и Ежов (фамилия в книге зачеркнута).
— Что, опять земли не хватает? Опять собираетесь лететь? — улыбается товарищ Сталин.   
Приказ о подготовке к дальнему перелету был подписан руководителем авиационной промышленности М.М. Когановичем.
Весь беспримерный полет, начавшийся 18 июня 1937 года, был насыщен техническими проблемами, связанными в первую очередь с отсутствием опыта перелетов на столь дальние расстояния на больших высотах: обледенение трехлопастного винта, работающего с малой окружной скоростью и всего фюзеляжа, утечки масла, недостаточный запас кислорода, необходимо для полета на больших высотах, холод в кабине самолета.    
— Вдруг из передней части капотов мотора что-то брызнуло. Запахло спиртом. Неужели беда? … Переднее стекло обледенело. Егор, просунув руку сквозь боковое стекло кабины, стал срубать финкой лед. Срубив немного, он обнаружил через образовавшееся «окошко», что воды в расширительном бачке антиобледенителя больше нет. Стали работать насосом. Вода не забирается. Замерз трубопровод. Машина идет на минимальных оборотах. Сейчас все замерзнет, мотор откажет… Катастрофа?! Где взять воду? Я бросился к запасному баку — лед…К питьевой в резиновом мешке — лед… Беляков режет мешок. Под ледяной коркой еще есть немного воды. Доливаем ее в бак. Мало. В термосах чай с лимоном. Сливаем туда же. Насос заработал. Егор постепенно увеличивал число оборотов. Трубопровод отогрелся. Самолет ушел в высоту.   
60 часов полета — 60 часов беспрерывного подвига с риском для жизни, который был закончен 20 июня 1937 года в 16 часов 30 минут по Гринвичу.      
Советских летчиков ожидала теплая встреча в США и приемы на самом высоком уровне:
«Рузвельт — плотный, выше среднего роста человек, с умным энергичным лицом. С нами был очень приветлив, шутил, поздравлял. После приема у Рузвельта мы были приглашены на торжественный банкет, организованный в одном из крупнейших отелей Вашингтона. Председательствующий на банкете мистер Кенуэрти сказал:
— Согласно обычаю, мы приветствуем всех выдающихся людей мира. Сегодня мы приветствуем тройку советских летчиков, совершивших великолепный перелет через Северный полюс. В их лице мы приветствуем храбрость и мужество.
Под конец митинга толпа выдвинулась к трибуне. Никакие усилия не могли сдержать напор людей. Мы были окружены плотным кольцом желающих пожать нам руки. Люди пели на английском языке советский авиационный марш «Все выше и выше, и выше…               
«Горячо поздравляем Вас с блестящей победой. Успешное завершение геройского беспосадочного перелета Москва _ Северный полюс- Соединенные штаты Америки вызывает любовь и восхищение трудящихся всего Советского Союза.
Гордимся отважными и мужественными советскими летчиками, не знающими преград в деле достижения поставленной цели. Обнимаем Вас и жмем Ваши руки. И.Сталин, В.Молотов, К.Ворошилов, Л.Коганович, М.Калинин, А.Жданов, Н.Ежов, А.Микоян, А.Андреев.