Обстоятельства появления мугалов в Южном Лезгистан

Али Албанви
Обстоятельства появления «мугалов» в Южном Лезгистане (1865)

«Монголы или Мугалы. Из числа несметного полчища монголов под влиянием выясненного теперь закона переселения с востока на запад, как в царств растительном, так и животном, двинувшихся в начале XII века из глубины Азии, на порабощение Европы, принесшие в самое сердце России смерть, огонь, рабство и все, унижается человек в своём высоком достоинстве свободного и разумного индивидуума; осквернивших прикосновением своего тлетворного гения и другие соседнее славянские народы, некоторые , для удержания покорённых народов под властью Тимура, а так же, вероятно, отсталые или нравственно утомленные беспрестанным зрелищем потоков крови и огня, или, наконец, пленённые роскошной природой и её богатыми дарами, поселились у подножья гор, в тех местах , где проходят тропы через хребет, у широких если можно так выразиться – устьев ущелий: Мухахского, Елисуйского и Шинского.


Сначала жизнь их, как победителей, была роскошна и обильна; с течением же времени, когда пала великая монархия Чингиз-хана и когда они сами подпали под власть сначала персиян и турок, потом лезгин, таким образом сделались народом побеждённым должны были, для пропитания себя и своих победителей, земледелием отодвинуться на земли, более удобных хлебопашеству, Алазани; они заселили деревень, между которыми самая обширная Муганли. Нужно полагать, что теперь здесь монголов гораздо меньше, было во времена их господства: многие из них погибли, защищая свои права завоевателей, или впоследствии, права враждовав между собою удельных ханов, многое вероятно, оставили беспокойный край, променяв его на золотой (золотая орда).

Лезгины, покорив монголов, назвали их мугалами. В последствии же слово мугал в устах лезгина стало синонимом слова раба. Это обстоятельство указывает на ту степень ничтожества, на которую низведены были эти монголы лезгинами

Джарцы и мугалы, переселившиеся с гор, говорят по-лезгински, но мужчины знают и татарский язык; женщины же и дети пока малы по-татарски ничего не понимают; мугалы потомки монголов и тюрков говорят по-татарски, и настолько некоторые понимают по-лезгински, на сколько лезгины по-татарски; ингилойцы и мусульмане и православные говорят по-грузински, и знатоки признают за ними чистоту произношения; кроме того, знают и по-татарски и многие по-лезгински».


Автор: ‘Али Албанви


Литература

1. Кавказский календарь на 1866 год, изданный при Главном Управлении Наместника Кавказского. XXI год. Тифлис. 1865. С. 18 (533); 57. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34M9Yw, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 07.05.2023). — Яз. рус.