Город - спутник

Александр Сапшурик
               

   Квартира впечатляла. Стены виделись массивными и прочными, словно помещение было вырезано из огромной скалы. Ощущения приходили из-за тишины и строгой геометрии стен, потолков, пола. Эффект дополняли обои с завитушками, напоминающим пиленую горную породу.

   Илья не без труда открыл окно. Вместе с застарелой пылью влетел лёгкий уличный шум, разгоняя кажущуюся задумчивость и отрешённость квартиры, уже успевшей одичать без людей. А чуть раньше подобное впечатление произвёл и сам город: безучастность, граничащую с враждебностью. Словно мстил за предательство покинувших его людей.
- Как здесь тихо! - удивилась Ирина. - Наверное, соседей одновременно и снизу и сверху нет дома.
- Ага, и слева и справа, - шутил Илья. - Нет, дорогая, я видел, как недавно входили в квартиру под нами...

   Всё началось с приезда к ним в Москву необычного гостя. Прошёл месяц как Илья и Ирина поженились и поменяли съёмное жильё. Ждали хозяйку с очередной проверкой недвижимости. Женщину, которая уже стала раздражать... В дверь позвонили.
- Илья Воронов? - строгим голосом спросил крупный полный мужчина, которого лишь отчасти стройнила военная форма с большими звёздами на погонах.
- Так точно! - резкость в голосе Игоря, приготовленная для старушки - хозяйки немедленно сменилась на учтивость.
- Кем вы приходитесь генералу Грудницкому Николаю Павловичу? - также смягчил голос военный.
- Двоюродный племянник, - доложил Илья и, спохватившись, добавил. - Проходите, пожалуйста.
- Спасибо. Я займу не больше десяти минут.
- Значит, успеем выпить чаю. Вижу вы с дороги. Ирина, чайник ещё горячий? Налей нам, пожалуйста.
- Вам, наверное, покрепче, товарищ полковник? - деловито спросила Ирина, успевая надеть новый фартук.
- Угадали. То есть я хотел сказать, называйте меня Иван Семёнович, - смутился военный. - Спасибо, Ирина.

   И действительно, приняв чашку с чаем, а затем и бутерброд, военный стал больше походить на Ивана Семёныча, нежеле полковника. Пока его светлые усы забавно двигались над чашкой, карие глаза, окинув комнату взглядом, остановились на Илье.
- Николай Павлович - ваш дядя, умер внезапно, можно сказать на боевом посту. Впрочем, вы всё знаете и даже, как мне известно, присутствовали на похоронах. А я знаю, что он завещал вам великолепную квартиру в N - ске.  И понимаю, почему вы не поехали туда. Город - спутник с гиганским военным заводом. Производство было остановлено, люди стали разъезжаться, город пустел. Квартиру нормально не продать...
- Мы её даже не видели, - прервал гостя Илья. - Дядю похоронили на родине, а ехать в Среднюю Азию, чтобы облизнуться на роскошное жильё, которое невозможно перенести, например в Москву...
- Сочувствую, - опять огляделся полковник. - Только обстоятельства изменились. Принято решение возобновить производство и расконсервировать завод. В связи с международной обстановкой... А пока создать в городе ещё несколько предприятий. Чтобы занять и удержать население. Сохранить оставшиеся кадры. Скоро там может наступить дефицит жилья. Теоретически вы даже можете потерять квартиру. В силу, так сказать, острой государственной необходимости. Я советую вам поехать туда. И как можно скорее.
   Ирина и Илья молчали, переглядываясь.
- Это... так неожиданно, - выдавил наконец Илья. - А зачем?
- Ну, возможно остаться на некоторое время. Устроиться на работу. Сохранить наследство. Которое, если что потом продать. И уже за реальные деньги.
- Интернет там есть? - неожиданно проявил интерес Илья.
- Вполне.
- Спасибо за информацию, - потерянным голосом произнесла Ирина. - Может ещё чайку?
- Кстати, информация эта секретная, - сообщил Иван Семёнович, вставая. - Только из уважения к вашему дяде, генералу Грудницкому. Надеюсь, вы понимаете. Да и квартиру жалко. Мы там когда-то...  До свидания. Честь имею!
Снова превратившись в полковника, гость ещё раз критически окинул комнату взглядом и изчез за дверью.

  Всё детство и юность Ирина мечтала о собаке. У мамы была аллергия на шерсть животных, и собака даже не обсуждалась. А новоиспечённый муж не любил и не хотел животных. Правда, Ирина не теряла надежды когда-нибудь это исправить. Поэтому осматривая наследство мужа, изображала глубокие размышления, граничащие с сомнением. "Переезд из Москвы сюда, так далеко..." И, кажется, это сработало.
-  Какую собаку ты хотела? - спросил вдруг Илья, любуясь видом из окна. - Крупной породы или мелкую?
   У Ирины в волнении забилось сердце. Даже вспомнилось чувство, когда ей делали предложение руки и сердца.
 - Крупные мне всегда нравились больше, -  прикрыв глаза и ещё не веря своему счастью проговорила Ирина.
- Тогда отдадим ей самую большую комнату. Ну, или ему...

   Решение было принято. У дяди была приличная мебель, и единственное, чем нужно было срочно заняться, это найти работу Ирине. Илья же пока мог работать удалённо. И они останутся жить здесь - в этом полуживом, полуразрушенном городе. Хорошо, что им нечего и незачем перевозить что-нибудь сюда с прежнего места жительства.

                * * *

   Прошёл год. Город выздоравливал, наполнялся жизнью. Строились предприятия, ремонтировались улицы, звенели детские голоса. Из окна квартиры виднелся большой  завод, ради которого когда-то и строился город. Он отделялся от жилой зоны обширным парком отдыха, дальше - небольшой рекой, берега которой в пределах города одеты в бетон, отделанный красивой мраморной плиткой.

    В парке прогуливалась молодая женщина с крупной овчаркой жёлто - песочного цвета. Случайно или нет, такого же цвета у женщины была и причёска и даже глаза. От других владелиц собак она выделялась широким, свободно свисающими платьем, намекающим на то, что его хозяйка в положении.
   Неожиданно пёс потянул в сторону идущего к ним высокого темноволосого молодого человека.
- Ирина, я же просил не гулять с без меня, - с укором произнёс Илья, забирая из рук жены поводок. - Стоило немного задержаться на работе...
- Да я хорошо себя чувствую, - прервала его Ирина. - И Мухтар молодец, опекает будущую мать.

   Разговаривая, они подошли к реке, любуясь видами. Там, на противоположном берегу пышно рос кустарник, разбавленный высокой травой. Мухтар неожиданно напружинился, подобрался и тихо, но грозно зарычал. Супруги остановились, одновременно вглядываясь в место, куда неотрывно и внимательно смотрел их пёс.

   А с другого берега, наполовину высунувшись из травы и почти не обращая внимания на людей, на него смотрел волк. Жёлто-серая шерсть мягко гармонировала с лучами заходящего солнца. Ирине вдруг стало не по себе, она покачнулась. Илья бросился её поддержать, а когда оглянулся зверя уже не было.
- Это волчица, - раздалось позади них. - Одна из немногих оставшихся.

   Повернувшись, супруги увидели пожилого мужчину в плаще, через который виднелся чёрный костюм, дополненый белой рубашкой и галстуком. Под цвет рубашки была и седина. В руках мужчина держал маленькую собачку в ошейнике, со свисающим на поводком.
- Красивый у вас пёс, - продолжил он, кивнув на Мухтара. - А мой вот, боится. Приходится на руки брать, когда видит её. Смотрите, как дрожит.
- Выходит, вы не первый раз встречаете эту волчицу, -  испуганным голосом спросила Ирина. -  Она не опасна?
- Не опасна. Присядем? - указал мужчина на ближайшую скамейку. - Вижу, вы устали и встревожены. Да и я притомился. Меня зовут Владлен Осипович, я здесь недалеко живу и часто бываю. Вот с ним.
- Ирина, Илья. Тоже живём недалеко.
- Это так называемые степные волки, - поглаживая пёсика, сидевшего на коленях, пояснил Владлен Осипович. - Когда-то их было много в этих местах...
- Интересно, - произнёс Илья, садясь рядом с женой. - Расскажите.
- Я приехал сюда молодым преподавателем, сразу после института. Начиналось возведение завода и одновременно города. Прямо в степи, недалеко от протекающей речки. Дикая природа: косули, зайцы, куропатки. Случилось несколько случаев нападения волков на собак и даже людей. И было решено количество волков ограничить. Целенаправленно. И как это часто бывает, перестарались. Был у них на заводе один начальник цеха. Собрал охотников. Военные дали вертолёт. Волков стреляли с высоты, ставили на них капканы, давили машинами. Щенков тоже не жалели. Сорок лет потом не было здесь этих зверей. Но вот закрыли завод и несколько из них вернулось. Стая с волчицей во главе. У неё мех рыжеватого оттенка. Местные прозвали её "Лисой", несмотря на то, что она волчица. Не за окрас, скорее всего. Хитрая. И умная очень. Она практически возродила стаю. Степные волки - очень хорошие матери. И первые её волчата выросли и отделились, ушли в степи. А она осталась. Кстати, для выживания и улучшения породы волки могут спариваться даже с собаками...
- Откуда вы знаете про них, Владлен Осипович? - с тревогой глянула Ирина на Мухтара.
- Как бывший преподаватель зоологии интересуюсь местной фауной. Так вот. Бывшие охотники "вспомнили молодость" и опять открыли охоту. Уничтожили нескольких волков и даже волчат. И тогда "Лиса" стала прятать оставшуюся немногочисленную стаю на заводе.
- Но как они попадают внутрь, ведь он хорошо закрыт? - вслух удивился Илья.
- Ну, закрыт он от людей. В первую очередь от любителей воровать металл. А волки нашли путь. Удачно хоронились днём, а ночью выходили. Говорят, прятались по вентиляционными трубам. Они большого диаметра, и там их, в отличие от голой степи, было не достать. Тихо, тёмно без освещения. Да и шкура серая, под цвет металла.
- Что же будет, ведь завод снова открывают? - разволновалась Ирина. - Опять в степь? На смерть?
Владлен Осипович задумчиво оглядел собеседников.
- Надеюсь, что "Лиса" что-нибудь придумает. Не зря в последнее время она рыскает вокруг города.
 
   Возвращаясь, супруги заметили возле подъезда внедорожник с московскими номерами.
- Здравствуйте, молодые люди! - не без труда вылез из него крупный мужчина.
- Иван Семёнович! Как вы здесь оказались? И как нас нашли? Давно ждёте? - по очереди спрашивали супруги.
- Сам виноват. Не взял у вас телефон тогда, в Москве. Не предполагал, что вернут на старое место службы. А здесь узнал, что в генеральской квартире живут, и сразу догадался. Какие же вы молодцы!
   Полковник поцеловал Ирине руку, Игорю крепко пожал. Мухтар подозрительно смотрел на незнакомца, но с разрешения хозяйки позволил себя погладить.
- И как вам живётся здесь, в этом городе? - взглянув на Ирину, спросил полковник.
- Замечательно!, - ответила она, смущаясь.
- Всё-таки лучше уехать рожать в другой город, - посоветовал полковник, глядя уже на Илью. - Медицина здесь ещё пока не на уровне.
- Поедет к моей маме, в Челябинск, - кивнул Илья.
- Буду курировать работу завода и, собственно говоря, заехал пригласить на работу Илью, - объяснил цель визита полковник. - Нам электронщики очень нужны. И зарплата хорошая.
- Интересное предложение, - задумался Илья. - И скоро приступать?
- Посмотрим... Мне доложили, что там плотно засели волки. Нужно выгнать их с территории. Люди боятся работать. Хотя, думаю, страх преувеличен. Приходи завтра с утра на завод ознакомиться с производством и будущей работой. Вот, звони, встречу на проходной. Если не боишься волков, конечно. Впрочем, скоро им будет не до пугания людей...

   Попрощавшись, полковник внедрился в джип и немедленно поднял колёсами облако пыли.
  Утром Илью поразили размеры завода и щедрость вложенных в него средств. Он выглядел словно второй город. Кроме нескольких асфальтированных, сюда подходила ещё и железная дорога. Главные производственные корпуса окружены множеством вспомогательных, стоящих отдельно или соединённых переходами. "Илья Васильевич?"- спросили его на проходной и провели в кабинет полковника. Они проезжали на джипе по территории, когда того вызвали по рации.
 
     Они вышли к проходной и одновременно туда подъехал небольшой автобус с тонированными окнами. Вышли люди в необычных зелёных спецовках с зачехлённым оружием на плечах. Следом вывели двух крупных собак на длинных поводках. Псы выглядели внушительно, даже устрашающе. Возможно, из-за надетых на них шлеек с проводами, всевозможными подсумками и приспособлениями на застёжках. На людях также виднелись провода и приборы. Они молча и сосредоточено принялись выгружать коробки с оборудованием. Один из них, видимо старший, подошёл к полковнику. Тот после небольшого разговора махнул стоящему неподалёку начальнику охраны, а сам подошёл к Илье.
- Спецбригада по зачистке волков. Думаю, за день управятся.
- Ух, ты! - восхитился Илья. - Я думал будут простые охотники, не такие навороченные...
- Новые технологии. Кстати, тебе, как электронщику будет интересно.
Они зашли в просторное фойе проходной и приблизились к группе "охотников". Старший охотников подошёл к ним.
- Что за оборудование? - спросил его Илья. - Вижу на людях радиомаркеры с управляемой подсветкой…
- Не только на людях, на собаках тоже, - пояснил старший. - Спектр, видимый только через вот такие специальные очки. Байкал, Леший, ко мне.

   Собаки подбежали на зов. Один из псов, с удивительным окрасом, похожим на комуфляжный костюм, выражал заметное нетерпение, связаннное, вероятно, с предстоящей охотой. Другой, с белыми хвостом и ушами, в отличие от коллеги, выглядел профессионально спокойным. На мордах обоих - очки с зеленоватыми выпуклыми стёклами, делавшие их похожими на стрекоз.
- Подобные очки и у бойцов, - кивнул на собак старший. - А здесь маркеры. Их на собаке можно включать дистанционно. Это чтобы в темноте не перепутать с волком. Без очков маркеров не видно. Можно включать и на людях, чтобы видели собаки.
 - А это? - показал Илья на оборудование в чехлах.
- Тепловизоры, датчики движения, дополнительное оружие...
- Какой породы собаки?
- Метисы. Из нескольких пород.
- Для поиска волков?
 - Не только..., - загадочно улыбнулся старший и, кивнув собеседникам, поспешил к группе.

   Следующие полдня Илья провёл на заводе. Продолжили с Иваном Семёнычем прерваный объезд и осмотр территории, пообедали в столовой. Потом полковник ушёл, а Илья стал оформляться на работу. Закончив, двинулся к выходу.
   Он подходил к проходной, когда услышал тревожные голоса. В фойе заметил группу сотрудников завода и двоих "охотников". Одновременно из коридора, уходящего на нижний уровень показался их старший. Он с трудом нёс на руках окровавленные тело одной из собак. Глубокая продолговатая рана на шее пса шла вдоль ошейника, увенчатого электронным маркероми и залитого кровью. Особенно заметна была кровь на белых ушах...
- Лешего не нашли? - с трудом выдохнул старший, бережно опуская пса на пол.
- Всё обыскали, командир! Такое впечатление, что Леший не оказывал никакого противодействия волкам. Как будто сам ушёл с ними.
- Не иначе, "Лиса" увела, - услышал Илья диалог заводчан. - Взамен своего убитого друга. Ты видел, какая шерсть у пропавшего пса. Чистый масхалат. Такие щенки ей и нужны. Особенно теперь, когда придётся снова возвращаться в степь. Вот это забота о детях! А окрас второго пса похоже ей был не интересен...

   Дома, обнимая и поглаживая Мухтара, Илья рассказал жене историю, произошедшую днём на заводе. Ирина неслышно плакала, потом долго печалилась, а на следующий день решительно заявила, что не поедет ни в какой Челябинск.