Моей дочери Наташе сегодня полвека

Александр Щербаков 5
Сегодня огромное количество моих соотечественников будут отмечать день пионерии – 19 мая.  Увы, уже давно нет октябрят, пионеров и комсомольцев, да и коммунистов тоже многие поминают недобрым словом, и совершенно напрасно. Предали идеалы и развалили могучую страну под названием СССР не коммунисты, а партноменклатура, которая захотела жить как капиталисты, но я в не об этом, а о своей дочери Наташе, которой исполнилось 50 лет именно в день пионерии 19 мая сего года.

Как быстро пролетело время. Кажется, еще недавно я забрал жену и дочь из родильного дома в Хабаровске. Кстати, в день её рождения в городе выпал снег. Правда, к обеду он уже растаял, но факт остается фактом, самый поздний срок, когда шел снег в Хабаровске – 19 мая 1973 года.

В это время я, выпускник Хабаровского медицинского института 1971 года, служил на Тихоокеанском флоте на подводной лодке. Так что о рождении дочери узнал с большим опозданием. Но мне дали отпуск и я забирал дочь с матерью из родильного дома № 2 сам.  В нашей семье это был уже третий ребенок,  старшие были сыновья Саша и Сережа.

Дети росли дружные. Мы с ранних лет прививали им, что старшие отвечают за младших, а мальчики должны защищать девочку. Так что Наташу, которая чаще всего играла с мальчишками, никто и никогда не обижал. Правда, она все равно обижалась на то, что её ничего нового из верхней одежды не покупали, приходилось донашивать мальчуковые пальтишки и курточки. Дети росли ответственные, и не рвали свою одежду во время ребячьих игр. Но  зато платья и другие девчачьи одежды Наташе покупали по её желанию.

Из всех детей лишь Наташа ходила в детский садик.  Саша в эти дошкольные годы ходил недолго, потом он жил полтора года у бабушки с дедушкой. Сережа был очень болезненный и за нам ухаживала наша бывшая соседка,  добрейшая баба Ага, о которой у меня есть отдельный рассказ.  А для того, чтобы Наташу взяли в садик, жена пошла работать в него диетсестрой.  Там и случилась беда с нашей дочуркой.

Во время прогулки на участке воспитательница куда-то отлучилась,  и когда Наташа упала с детских качелей-лодочки на землю, тяжелая лодочка несколько раз ударила ей по голове. Образовался огромный синяк на лбу.  Жена взяла такси и поехала с ней ко мне в больницу. В этот день у меня было ночное дежурство в травматологическом пункте. Пациентов было немного, и когда я всех принял и отпустил, то вышел посидеть на лавочке у входа.  В это время и подъехала жена с Наташей, у которой было две головы. Второй была огромная шишка на лбу. Слава Богу, переломов я не обнаружил, но такой сильный ушиб оставил у дочери на всю жизнь сильные головные боли.

Но это не сказалось на её умственных способностях. Наташа всегда хорошо училась, и в школе, и в техникуме, и в институте. Всегда она была лидером, пошла в папу.  Как и мне, ей хорошо давалась математика. Но вот с музыкальным слухом, как и у меня, у ней была проблема. Она пела в школьном хоре, хотя сказать, что пела, можно было сказать  с большой натяжкой – она орала громче всех.  Была спортивная девочка. Выиграла школьные соревнования в беге на коньках и её записали в секцию «Локомотив» конькобежного спорта.  Однажды одно лето она провела в спортивном лагере, что под Вяземском.

Еще она была смелая девчонка. Она рано научилась плавать, и наравне  с мальчишками прыгала в воду затона с трубы, по которой в затон вытекала очищенная вода из Хабаровских очистных сооружений, рядом с которыми мы жили. Берег затона не являлся городским пляжем, хотя был песчаным. В нем хватало битого стекла. Так что и у моей дочери, и у её друзей хватало порезов на ногах и руках, которые мне приходилось зашивать, имея дома атравматические иглы с лигатурами и иглодержатель.

Однажды во время поездки на море  я полез в довольно приличные волны, натянув ласты, маску и трубку.  Когда я вынырнул после очередного погружения, услышал голос жены, которая кричала «Наташа» и куда-то показывала рукой. Посмотрев туда, я увидел среди волн головку Наташи, которая периодически скрывалась под водой. Моя храбрая дочурка решила последовать папиному примеру, а вот сыновья благоразумно оставались на берегу.  Плавание закончилось благополучно.

Но её самостоятельность не всегда проходила бесследно. Много подобных фактов не собираюсь озвучивать, хотя некоторые на виду.  Ведь её старшему сыну Косте в этом году исполнится 33 года, и можно посчитать, в каком возрасте Наташа его родила. Её лидерские качества в семейной жизни тоже доставляли немало проблем. Три официальных брака и один гражданский – и встречает свое 50-летие незамужней. Но зато есть два сына, один из них совсем взрослый, а второй  вот-вот станет таковым, хотя ростом уже выше старшего брата. Она их воспитала правильно, оба настоящие парни, почти мужики, хотя росли без отцов. Частично им заменял их я, учил некоторым навыкам, нужным в жизни.

Есть у Наташи и деловая хватка. Имея диплом экономиста-бухгалтера, она дважды в своей жизни исполняла обязанности кризис-менеджера и успешно сохраняла компании на плаву. Но когда разразился мировой кризис 2008 года, тут уж никакие таланты не помогли. Этот кризис сказался на всей нашей семье, но Наташа пострадала больше, потому что сыновья работали на крупные фирмы, на которых этот кризис не очень сказался.

Так уж получилось в нашей семье, что старшего Сашу больше любила моя мама, тоже Александра. Видимо, потому что  он полтора года жил с ними в моем родной поселке Херпучи на севере Хабаровского края. Второго сына Сережу  больше привечала баба Ага, хотя она и не была нашей родственницей, но по её отношения ко всем моим детям мы считали её родной. Она несколько лет ухаживала за нашими детьми в нашей квартире. А дочурка стала моей любимицей, и я не только имел с ней полный и доверительный контакт, но и много ей помогал по жизни. И она это знает.

Помню, как она еще школьницей стала вредничать и захотела поехать со мной, тогда главным рентгенологом края, в командировку в Солнечный район.  Я ехал не один, с техником-дозиметристом, чтобы провести дозиметрию рентгеновского кабинета в поселке Березовый.  Пришлось пойти её навстречу и взять с собой. С пересадками мы добрались до станции Постышево на БАМе, рядом с которой стоял этот новый поселок. Спали мы в одной из больничный палат, потому что никакой гостиницы в поселке не было.  Но ничего, сумели устроиться.  Потом Наташа часто вспоминала эту свою поездку на рабочем поездке с одним вагоном вместе со строителями и железнодорожниками.

Если мои сыновья становились владельцами подержанных японских автомобилей сами, покупая их, то автомобили у Наташи были моими, когда я отдавал ей старый «Ниссан Скайлайн», когда купил «Тойота Кроун».  И уезжая из Молодежного в Подмосковье, оставил ей свой «Тойота RAV-4» Наташа хорошо умела водить машину, начиная ездить на моей машине. Она прошла обучение в школе ДОСААФ, и когда пошла сдавать экзамены в ГАИ, впервые села на отечественные «Жигули» с механической коробкой передач. А на моих машинах она ездила с автоматической коробкой передач. Но не растерялась, и одна из немногих девчонок в своей группе сдала вождение в ГАИ с первой попытки.

Вообще у Наташа много записей в трудовой книжке. Я даже не могу все упомнить, где и сколько она работала в Хабаровске.  Помню лишь централизованную бухгалтерию крайонкодиспансера и ОАО «Малыш», частную фармацевтическую компанию. После переезда в Нефтеюганск она работала в «Юкос-склад», подразделение НК «Юкос». Затем наша семья переехала в Тюмень, и там Наташа работала в 2 или 3 разных фирмах, куда её принимали после победы на конкурсах. Довольно долго она проработала в «Такси-Максим» дежурным диспетчером.

Последние годы Наташина семья живет с матерью в поселке под Тюменью. Правда, старший сын Костя периодически уезжает на заработки в разные населенные пункты Тюменской области, а младший Женя заканчивает среднюю школу. Квартира-таун-хаус на двух этажах площадью 100 кв. метров с приусадебным участком в 4 сотки позволяет жить с матерью без особой тесноты в поселке Молодежный Тюменского района. Работает Наташа товароведом в ТЦ «Магнит» рядом с домом. Это намного удобнее той поры, когда ей приходилось ездить в Тюмень на дежурства, тратить деньги на бензин.

Два года назад, когда её старший сын Костя жил в Санкт-Петербурге, Наташа с младшим Женей поехала к нему в гости.  Они погуляли все вместе по Питеру, были в Петродворце, много фотографировались, и одну из этих фоток я разместил на заставке.

Наша квартира в Молодежном в какой-то степени семейный дом. Туда приезжают все дети летом, чтобы пообщаться приготовить шашлыки. Приезжает  всей семьей  Сережа, иногда он бывает один.  Потом они присылают мне фотографии, и так приятно увидеть их всех вместе сидящими рядом, улыбающимися и довольными.

Я хочу поздравить Наташу с полувековым юбилеем, пожелать ей хорошего здоровья и семейного благополучия, чтобы её дети не огорчали, оставались такими же дружными и любили свою маму.