Карьера лучшего аса JG3. Часть первая

Андрей Грачев 2
Лучшим асом JG3 по итогам войны стал Йоахим Киршнер, одержавший 188 побед. 168 их них он одержал на Восточном фронте. Мы в нашем цикле статей рассмотрим его успехи и их соответствие реальности.

Становление этого аса шло в небе Сталинграда. В августе 42 года он несколько раз ярко себя проявил.

Так, 9 августа лейтенант Киршнер заявил четыре победы. Причём все - за один вылет. Два ЛаГГа, Пе-2 и ещё один "неизвестный истребитель". Истребители были из состава 220-й иад, никаких потерь в бою они не понесли. Сам бой-то был, по сути, короткой сшибкой. Требовалась немалая фантазия, чтобы из него оформить три заявки на истребители. Пе-2 тоже в тот вылет не понесли потерь: один Пе-2 был сбит ещё ранним утром и заявлен асом "пиковых" Вальтером Целлотом как Ер-2, ещё один был сбит уже ближе к вечеру. Так что Киршнер, как говорится, малость прихвастнул. Вообще немцы в тот день очень перестарались в небе Сталинграда с заявками: например, было заявлено 30 истребителей, реальные потери составили 14 машин. Утром небезызвестный ас Виктор Бауэр и его ведомый Зигфрид Энгфер назаявляли три Су-2 и три ЛаГГа, тогда как никаких Су-2 не было потеряно вообще, а ЛаГГ был потерян всего один из состава 235-й иад. А из 12 заявленных штурмовиков подтверждается ровно половина - шесть.

17 августа ас заявил три штурмовика за несколько минут. А всего в указанное время немцы заявили 14 сбитых штурмовиков. Советские документы не совсем согласны с такой версией событий. По этим документам, группа из пяти штурмовиков 206 шад в районе цели была обстреляна интенсивным огнём ЗА, штурмовики получили повреждения и отстали от остальной группы на обратном пути. Тут-то на них и напали бф-109. Поскольку штурмовики были потеряны истребителями сопровождения и летали в одноместном варианте, сбить их немцам труда не составило. Но немцы с заявками, конечно же, очень перестарались, причём именно заявки Киршнера с учётом его репутации кажутся наиболее сомнительными.

Следующей страницей биографии аса была командировка на север, в район Демянска, где он ещё пополнил счёт. Он теперь возглавил пятый отряд JG3, получив чин оберлейтенанта.

13 сентября ас открыл счёт победам на этом фронте. А именно - в районе Ржева заявил сбитый истребитель. Это был самолет из состава 21-го иап. Он сопровождал Пе-2, немцы разом атаковали и "Пешки", и истребители сопровождения. Увы, фельдфебель Вернер Лукас из 4 отряда сбил две "Пешки", кроме того был потерян один истребитель. Только сбил его никак не Киршнер, а Вольф Эттель. Он на всякий случай записал себе ещё одну победу в том бою.

23 сентября ас заявил сбитым в этом же районе некий Ер-3 и ЛаГГ за один бой. Вообще JG3 отработала славно. Сбили восемь истребителей и один загадочный Ер-3. Что это был за аппарат, может сказать только сам Киршнер. Видимо, это был какой-то самолёт-фантом, поскольку в указанное им время никаких намёков на воздушные бои не было вообще. Как мы увидим, Киршнер частенько вёл "бои с призраками". Да и другие орлы из II группы перестарались. В бою, где они оформили шесть заявок, четверка (!!!) ЛаГГов всё того же 21-го иап в первой атаке потеряла подбитый ЛаГГ, пилот сел на вынужденную, но самолет, кажется, был уже не ремонтоспособен. Остальные трое вели бой до полного израсходования горючего и боеприпаса, но, несмотря на оптимизм немцев, никакого ущерба не понесли, хотя немцы и превосходили их численно, да и опыта немцам было не занимать. Более того: хотя советские пилоты и не претендовали ни на какие победы в том бою, однако, по немецким данным, был сбит один бф-109 из состава как раз 5 отряда, унтерофицер Ханс Лешков. К слову, в том бою дуплетом отметился наш знакомец Эттель, ещё два самолёта "сбил" такой известный ас, как Леопольд Мюнштер.

28 сентября ас работал уже в районе Демянска и, редкий случай, добился реального успеха. Совестно с пилотами JG54 он атаковал 239-ю иад, сбиты были пилоты Сырцев и Сыромятников, одного из них сбил Киршнер, другого - Хорст Ханниг.

4 октября ас заявил ЛаГГ и Ил на том же участке, против 6-й ВА. Ещё один "Ил" заявил его ведомый Арнольд Брингманн. По сводкам 6-й ВА, в этот период времени не было не только потерь, но и каких-либо боев. Так что Киршнер провел опять бой в режиме "бой с призраками". А Брингманн, как кажется, стал играть у Киршнера ту же роль, которую играл у Рудорффера Тангерманн, или у Ланга Гросс. Он и 23 сентября оформил заявку в компании с Киршнером.

5-го октября ас заявил истребитель в районе Ходуново, где действовала 3-я ВА, но потерь она не понесла никаких, были в тот день только мало значительные сшибки 5-го гиап с немцами. Последние, однако, умудрились заявить пять побед.

11-го октября ас заявил в небе Демянска Ер-2 и ЛаГГ. Больше никто заявок не оформил. По отчётам 6-й ВА, в тот день были метеоусловия, исключающие какую-либо активность в небе, и на задание летал всего один Пе-2, разведчик. Немцы же летали активно, но без всякой видимой пользы.

12-го вошедший во вкус ас оформил победу в районе Ржева. Снова он был единственным, кто здесь отличился. Но, увы, 3-я ВА, которая работала здесь, в тот день не провела ни одного боя.

15-го этот забавный летун оформил два истребителя в районе Бологое. Бравые ребята из II группы JG3 оформили аж шесть заявок за этот бой на истребители. Любопытно, что, по советским данным, в указанный период времени были замечены три хе-111, идущие на Бологое. Поскольку истребителей сопровождения не углядели, то для отражения налёта была вызвана парочка "Илов" 243-й шад, которые как раз были в воздухе. После первого же хорошего залпа РС Хе-111 сбросили бомбы в лес и ушли восвояси. Бф-109 там, видимо, тоже были, но в бой и не подумали вступить. Они "вели бой" с фантомными истребителями.

Конечно, тут впору поругать командира группы, майора Курта Брэндле. Брэндле был отличный ас и, кстати, весьма объективный, в отличие от своих орлов. Но вот на роль командира не годился. Он развёл в группе совершенно не приемлемые накрутки результатов. Предоставленные сами себе пилоты, вдалеке от основного штаба JG3, который был в районе Сталинграда, погрязли во вранье по уши. Правда, врали они всё же умеренно, чтобы, видимо, не привлечь пристального внимания к своим заявкам. В JG54 в подобных случаях меры не знали.

17-го пара "Илов" совместно с Пе-2 осуществляла удар по немецкому аэродрому. Киршнер заявил сбитый "Ил", а его подчинённый Ханс Грюнберг - Пе-2. Как отмечено, Пе-2 был действительно атакован, но спрятался в облако, не получив никаких повреждений. А "Илы" Киршнер только наблюдал, но атак по ним никаких не отмечено. Казалось бы, тут уж, в районе аэродрома, наврать было бы затруднительно. Но нет - обе победы незадачливым летунам подтвердили.

22-го на том же участке Демянска Киршнер оформил два ЛаГГа, а его верный спутник Брингманн "сбил" Пе-2. Атаки по Пе-2 хотя бы отмечены, впрочем вялые и абсолютно безуспешные, а по истребителям даже и атак не отмечено.

Очередной "пустой" дуплет на истребители оформил ас 29-го числа, ещё одну победу оформил Грюнберг, но и на этот раз основания для заявок не было.

8-го ноября ас оформил последнюю победу на этом участке фронта. Это был один из визитов на аэродромы Советов, которые часто проводили в то время пилоты JG51, но в данном случае и Киршнер поучаствовал. Налет удачный, сбито было два истребителя 875-го иап, третий был сильно поврежден. Явно это было следствием работы 10 отряда JG51, в частности две победы заявил лейтенант Франц-Йозеф Бееренброк, ас, сильный не на бумаге, а в воздухе. Киршнер тоже вел бой: отмечено, что параллельно шли два боя, но вот потерь в нем не было понесено.

В общем, как читатель уже может понять, Киршнер в этот период времени практически никакого ущерба советским пилотам не приносил, он только и делал, что врал и разлагал свой отряд. Ас проявлял немалую фантазию. И ведь это он ещё только раскачивался. Основные его успехи были впереди.