Быть богатым и счастливым...

Дориан Грей
В течение двух дней у меня состоялось два приватных разговора с подписчиками (и по совместительству друзьями), в которых, хоть и были затронуты разные темы, но присутствовала явная перекличка в сущностной части. Задали мне два вопроса:
1. Что Вы думаете о финском образовании?
2. Почему бы не открыть училище для мастеров, мастеров же очень не хватает?
Ответы на оба вопроса кроются в одной плоскости, поэтому позволю себе объединить два обсуждения в одно.
Почему финскому образованию в последнее время так активно поют дифирамбы? Попробуем разобраться.
Итак, финское среднее образование признают лучшим... Кто? Некий загадочный международный рейтинг. Что такое международный рейтинг? Некий инструмент в руках надгосударственных, наднациональных рулевых, помогающий следовать установленной повестке.
Какова глобальная повестка в сфере образования? Воспитать и обучить специалистов? Нет. Подарить миру как можно больше самостоятельно думающих людей? Нет же, какое там! Среднестатистический потребитель не должен быть мастером, потому что мастер – независим. Он не должен думать самостоятельно, потому что – упаси цис- и трансгендерные боги! – так он еще и традиционные ценности начнет отстаивать, а не европейские, как того требует глобальный дискурс.
Так что современная «цивилизованная» образовательная повестка проста - размыть, расконкретизировать, нивелировать специальное образование, максимально упростить среднее и набить мозги учеников кашей (о каше в головах поговорим завтра). Так проще продвигать передовые идеи, от которых течет Запад и от которых тошнит Восток.
Финское образование, собственно, ничего нового не придумало. Это креативная педагогика, которая на Западе изобретена в противовес советской «карающей». Главный ее постулат: не ставить ученика в ситуацию неуспеха. Если ребенок несет чушь, задай ему такой вопрос. на который он может ответить. Я был этому свидетелем - печальное зрелище. Подростки 12-13 лет в Амстердаме сначала пытались ответить на «сложные» вопросы учителя. «Что изображено на картине?» - спрашивал педагог перед картиной Рембрандта. Но, поскольку ученики впадали в ступор, учитель выводил их из «ситуации неуспеха» более приземленными вопросами: «Сколько человек на картине?», «Что у них на головах?», «Какого цвета эта шляпа?» И всякий раз, когда какой-нибудь Питер или какая-нибудь Катрин угадывали количество или цвет, учитель разражался бурными похвалами и нарекал угадавшего правильный ответ гением.
Финское образование упраздняет традиционные учебные предметы - историю, математику, географию - и вводит «междисциплинарное» обучение. Это было в советской педагогике в виде бинарных и тринарных уроков, а, например, вальдорфская традиция довела междисциплинарный подход до полного абсурда. Так, скажем, Вторую мировую войну финны будут изучать как некое событие, выраженное в таких-то числах на такой-то территории. Мозаика, калейдоскоп – вернемся завтра, когда будем говорить о каше в головах.
Далее. Любая образовательная система работает на определенной территории с определенным менталитетом и определенным возрастом. Так, финская система работает только в Финляндии только со старшеклассниками (в начальной школе там обычная привычная европейская дебилизация), только с менталитетом, противопоставленным «советской» традиции. Ее сейчас распиарят, а потом потихоньку начнут вводить среди младоевропейцев на постсоветском пространстве. Чтобы потом трамплином перебросить на всю мировую колонию для воспитания счастливых, креативных бестолочей.
Как говорил директор лицея в Киеве (не дословно): «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок знал валентность ртути или день рождения Пушкина, вам не к нам. Мы этому не учим. Мы учим быть счастливыми и богатыми». Стоимость обучения в этом лицее была более тысячи долларов в месяц. И действительно – не бедных же учить богатыми быть.

Специально для телеграм-канала «Иван Быков писатель».